Не время для ИИ

Игорь Шульгин
Это был реально крутой автобус. Первый беспилотный маршрут в Казани.
Рейс запустили в 10 часов утра. Он отправлялся с площади Тукая и следовал через вокзал в сторону Московского и Ново-савиновского районов. В день пуска маршрута муниципальные власти пообещали сделать проезд бесплатным. Несмотря на то, что автобус был беспилотный, желающих прокатиться на нем было очень много. Когда без пяти десять автобус прибыл на остановку его уже ожидала приличная толпа. Двери открылись, первые пассажиры не спеша вошли внутрь. Автобус был оснащён удобными анатомические креслами. Внутри работала система контроля климата, повсюду были развешаны led-панели по которым крутились ролики о запуске инновационного маршрута. Разработчики из компании Дудл рассказывали о преимуществах беспилотного транспорта. О его безопасности и экономичности.


Петрович тоже вошёл в этот автобус. Он был противником беспилотного транспорта, так как сам являлся водителем автобуса. Узнав новость о запуске беспилотника водители города забеспокоились. Если проект будет успешным, водители не будут нужны. У Петровича был выходной и он пришел посмотреть, что это за автобус такой без водителя. Может при случае ему удастся сломать что-нибудь, а может вообще вывести его из строя.
— Мы вошли, — сказал молодой человек с длинной немытой гривой. Его звали Пиксель. Пиксель был профи во всем, что связанно с компьютерами. Свою кличку он получил из-за прыщей на лице. Уже в 12 лет он взломал школьную систему, чтобы поправить свои оценки по истории и литературе. Эти предметы давались ему плохо. Чего не скажешь о математике и информатике. Конечно о взломе узнали. Но Пиксель понял тогда, чем ему следует заниматься. Он целиком и полностью посвятил себя компьютерам и вычислительным системам.
— Дай картинку с периферических камер, — скомандовал Тизер. Тоже университетская кличка, прилипшая к нему из-за того, что он много чего анонсировал, но как правило дел до конца не доводил. Но это дело было другим по мнению Тизера, он был намерен довести его до конца и планировал обогатиться. Он знал, что у них получится. Был уверен. Ведь они все продумали. Все просчитали. Если взлом удастся, они смогут продать технологию на чёрном рынке или тому же Дудлу, чтобы они смогли закрыть брешь в протоколах безопасности.
На мониторах появилось изображение с камер в автобусе.
— Ого! Мать же твою! Какая круть! — ударил Тизер по плечу своего товарища. Да ты просто офигеть какой крутой!
Пиксель откликнулся в кресле с довольной ухмылкой.
— Хочешь увидеть на что еще мы способны?
— Подожди! Не время еще. Успеешь.
— Значит пока просто понаблюдаем?
— Ты уверен, что нас не отследят?
— Я подключился через австралийский сервер. Если они отследят кого, то это будет какой-нибудь задрот в западной Пилбаре.
— Хорошо. Пока просто посмотрим. Переключись на камеру внутри. —Пальцы Пикселя забегали по клавиатуре, после чего на экране появилась картинка с внутренней камеры.
— Ты только посмотри на эти рожи! Как идиоты радуются непонятно чему. А это смотри кто это входит в переднюю дверь? Да это же Милиханов!
— Точно он. Смотри и охранники с ним.
— Я не знал, что он тоже поедет. — подтвердил Пиксель.
— Какая разница! С ним или без него. Мы все;равно сделаем что хотели! — решительно заявил Тизер.

Ровно в 10 автобус тронулся. Не спеша набирая скорость он последовал по своему первому маршруту. Все шло гладко. Так гладко, как если бы за рулём сидел профессионал. Внезапно на дорогу выбежала собака и встала, виляя хвостом. Обычный бродячих пёс, какие часто выбирают на дорогу. Пассажиры ахнули, но их страх тут же улетучился. ИИ автобуса плавно сбросил скорость и подав мощный звуковой сигнал прогнал испуганное животное. ИИ точно знал, что делать в таких ситуациях. Он накатал уже тысячи часов, отработал тысячи различных опасных ситуаций, прежде чем вышел в свой первый маршрут. Разработчики из Дудл по праву гордились этой машиной. Она не только не уступала обычному водителю. Она превосходила его во всем. В реакции, в прогнозировании развития дорожной ситуации, в экономичности и самое главное, она была абсолютно безопасной. Человеческий фактор был полностью исключён. По крайней мере так говорили разработчики.
Когда собака убежала с проезжей части, автобус плавно тронулся и последовал дальше. В салоне раздались хлопки. Пассажирам понравилось, как среагировала электроника. Все были довольны, кроме Петровича. Он все высматривал глазами что можно испортить в это растреклятом автобусе. Его так и подмывало совершить какую-то мелкую пакость. Он боялся. Ведь если беспилотный автобус покажет свою эффективность и при этом будет достаточно безопасным, он, как и тысячи его коллег потеряет работу.

Петрович увидел молоточек, которым в случае аварии можно было бы разбить окно. Совсем новый. Как и все в этой адской машине. Он внутренне недоумевал, ну как можно доверить жизни людей искусственному интеллекту? Тем временем автобус следовал по своему маршруту соблюдая абсолютно все правила дорожного движения.
— Может припугнем их немного? — спросил Пиксель.
— Ну разве что самую малость, согласился Тизер. — Вон, видишь, пешеход стоит у проезжей части. Давай ка проедем впритык. Автобус пронесся мимо рослого парня, стоящего на тротуаре на скорости в 50 км. в час. Боковое зеркало прошло буквально в сантиметре от его головы. Парень отскочил в сторону с напуганным видом.
— Отлично! — воскликнул Тизер увидев в мониторе реакцию парня.
— Ничего тупее в жизни не видел! —сказал Пиксель, — мы контролируем его полностью. Мы в силах сделать с ними все что угодно.
— Осади! Все, что угодно не входит в наши планы, — сказал Тизер. Он не желал причинять реальный ущерб кому бы то ни было. В отличие от Пикселя. Они оба были неудачниками всю жизнь, но если Тизера неудачи сделали более толстокожим и прагматичным, то Пиксель наоборот, стал озлобленным и несдержанным. Всех, кто не входил в его ближайшее окружение, Пиксель считал врагами. Кроме того, у него имелся собственный зуб на управление городским транспортом Казани, откуда его уволили, когда он использовал казенные вычислительные мощности для майнинга криптовалюты. Таким образом он лишился и работы и заработка. Естественно, Пиксель винил в этом своего начальника и всю городскую управу. Зная пароли доступа к серверам Казгортранса, ему не составило труда взломать компьютер беспилотного автобуса. Теперь, когда он имел абсолютную власть, Пиксель хотел отомстить. Тизер же хотел только нажиться. В детстве он смотрел фильм скорость с Киану Ривзом. Ему понравилось, как ловко террорист захватил контроль над автобусом. Только Тизер был умнее того террориста. Никакой бомбы ему не нужно. На дворе 21 век и все, что ему нужно находится у него в компьютере.
Автобус продолжал следование по своему первому маршруту. Позади уже осталось несколько остановок.
— Установи скорость на 50 километров в час. — сказал Тизер.
— Почему так медленно? — недовольно спросил Пиксель.
— При столкновении с движущимся со скоростью 50 км в час объектом процент выживаемости гораздо выше, чем при  60.
— Понятно. — Пиксель подал сигнал на дроссельную заслонку автобуса и тот начал ускоряться.

В этот момент дверь в квартиру Пикселя с грохотом отлетела в сторону.
Трое бородачей с автоматами вошли в комнату. Двух компьютерщиков повалили на пол.
— Теперь вы будет делать то, что скажем мы!
Понятно, прыщавый?— Спросил главарь бородачей.
— Понятно! С дрожью в голосе ответил Пиксель.
— Поднимите его. Сильные руки сомкнулись у него на плечах и подняв усадили на стул. Пиксель ощущал себя тряпичной куклой.
— А этого ведите в ванную, — скомандовал главарь ткнув дулом автомат в сторону Тизера.
Тот попытался было упереться, но его тут же ударили прикладом в лицо и потащили в ванную. Пиксель видел, как нос Тизера вмялся в череп превратив лицо в кровавое месиво.
— Садись, мальчик! — надменно сказал  главарь. Ты еще много не знаешь, да и не должен знать. Я скажу лишь одно, от того, на сколько точно ты будешь выполнять мои команды зависит твоя жизнь.
— А что с Тизером?
— С твоим другом? Он бесполезен. К тому же ему уже ничем не помочь. Такова воля Господа. Покажи ка мне президента.
— Пиксель подал на экран изображение с камеры в носу автобуса. Президент беседовал о чем-то со своей свитой.
— А звук есть? — спросил главарь.
— Только картинка.
— Тоже мне чудо техники! — сплюнул главный из бородачей на пол. — сейчас будет левый поворот. После него пусть едет 80!
— 80 чего?
— Ты что идиот? — послышался злобный вопрос. — 80 километров в час.
Передние камеры показывали скопление людей на перекрёстке впереди. Пиксель понял, что сейчас по его вине могут погибнуть люди. Одно дело хотеть отомстить, но совсем другое дело причинить смерть ни в чем неподвижным людям.
— Там же люди!
— Кто тебе эти люди? — Родные, близкие? Готов подохнуть ради них? Молчишь? Ну если хочешь жить дави на газ! — сказал главарь и отвесил Пикселю подзатыльник такой силы, что тот чуть не разбил лицом монитор. Едва придя в себя от шока, он зашевелил пальцами. Автобус повернул и стал стремительно набирать скорость.
— Молодец! Теперь пусть едет к вокзалу без остановок. И прибавьте ка до 100.
Пиксель послушно выполнил приказ.

Автобус мчался на всех порах, проносясь впритирку мимо припаркованных вдоль дороги автомобилей. Искусственный интеллект отвечающий за управление еле справлялся с маневрами на такой скорости. Испуганные пассажиры крепко вцепились в поручни. Охрана президента встала в кольцо, чтобы защитить его. То тут то там раздавались испуганные крики. Все громче становился детский плачь. Родители держали своих детей кто как мог и пытались их успокоить. Лишь один пассажир был рад случившейся ситуации.

Петрович ликовал. Случилось, то, что он хотел, и при этом ему не пришлось ничего портить. И даже невероятная скорость автобуса его не пугала. Он бывало гонял и быстрее, когда нужно было уложиться в график. И пассажиры при этом вели себя точно так же. И не было бы его ликованию конца, если бы автобус не задел вскользь один из автомобилей. До него наконец дошло, что он вместе с другими пассажирами находится в реальной опасности. Петрович в спешке начал пробираться к носу автобуса. Он хотел добраться до кабины и по возможности взять управление в свои руки. Путь ему преградили амбалы из президентской охраны.
— Пропустите! Я водитель автобуса. Хочу попробовать сесть за руль. — президент кивнул головой и охрана расступилась. Дверь в кабину была заперта. Петрович посмотрел через лобовое стекло. Ему стало еще страшнее. Многотонная махина неслась по встречной полосе минуя затор. Он несколько раз дёрнул ручку, но дверь была закрыта. Здесь биометрический доступ. Только авторизованные лица могут пройти сюда, приложив ладонь к сканеру отпечатков. Петрович на всякий случай приложил свою. Панель мигнула красным.
Пиксель смотрел на картинку с головной камеры автобуса, которая все больше смахивала на гоночный симулятор. Из ванной вернулись двое. Пиксель бросил осторожный взгляд в их сторону и тут же отвернулся. Одежда на них была забрызгана кровью. Если до этого у него были сомнения относительно судьбы Тизера, то теперь не осталось. Если эти ублюдки так просто разделились с его товарищем, что помещает им пустить его в расход. Вот только когда? Какая у них цель? Какого результата они ждут? Если бы он только знал, что они хотят, возможно он смог бы что-нибудь предпринять и остаться в живых.  Пиксель сделал глубокий вздох и охрипшим голосом спросил:
— Что конкретно вы хотите?
Главарь нахмурил брови и на всякий случай направил на него дуло автомата.
— Я спрашиваю, потому что если  буду знать это, смогу лучше сделать свою работу.
— Бог против искусственного интеллекта! Ты знал об этом? — спросил главарь. —
Люди, которые создают подобные штуки, тоже грешники. Ведь они пытаются играть роль Бога. Пытаются создать себе подобного. Но разве это не работа Бога? Это величайшее кощунство! Если подобное продолжится, наказаны будут все. Мы не допустим этого. Мы — хранители порядка. Мы руки Господа. И да, мы делаем грязную работу. Пусть нам не всегда нравится то что нам приходится делать. Но таков порядок вещей. Те, кто ослушался заповедей будут жестоко наказаны. Это малая кровь, во имя спасения всего человечества.
— Но это же убийство ни в чем не повинных людей? — взмолился Пиксель.
— Каждый возомнивший себя богом должен быть наказан!
— Но это просто люди. Обычные пассажиры.
— Каждый, кто потворствует прогрессу виновен не меньше! Да и ты жив лишь по одной причине. Ты можешь искупить свои грехи перед Создателем здесь и сейчас. Искупить вину не трудно. Или... — Главарь приставил дуло к виску Пикселя. — Или ты умрёшь.
В голосе главаря больше не было ни злости ни ненависти. Он просто делал своё дело. И был готов умереть за него сам и причинить смерть другим.
— Видишь вокзал? Центральный вход...
Там стоят люди? Эти люди не при чем. Но они станут жертвой во имя правового дела.
Пиксель вспотевшей рукой взялся за мышку.
Автобус свернул с дороги. Промчался через привокзальную площадь, снес фонтан. Скорость автобуса к этому моменту достигла 120. Считанные секунды оставались до столкновения. Люди, стоявшие у входа в вокзал были обречены.
ИИ автобуса заметив угрозу жизни людей запустил аварийный протокол и начал перезагрузку. На мониторе Пикселя возникло сообщение "соединение прервано". Он улыбнулся и выдохнул. Он понял, что произошло и был рад. Пиксель понял всю глупость их с Тизером затеи. Никакие цели не могут оправдать людские жертвы. Он повернулся в кресле и взглянул на покрасневшее от ярости лицо главаря.
Автоматная очередь навсегда вырубила вычислительную систему Пикселя.

Автобус затормозил в метре от столпившихся у входа в вокзал людей.
Благодаря аварийному протоколу жертв удалось избежать. И хотя ИИ фактически спас людей, беспилотный транспорт признали опасным. Петрович не лишился работы.

Игорь Шульгин