Иисус и Закхей

Людмила Каштанова
               

                Инсценировка

  Действующие лица:
 
 Иисус Христос
 Закхей, начальник мытарей – маленький, полненький, 50 лет
 Мытарь  - мужчина, 35 лет
 Мужчина, 40 лет
 Женщина,  38 лет
 Толпа 5-6 человек
 Бэк-вокал  2 человека


            На сцене стоит макет дома Закхея. Возле дома лавочка, на которой
        обычно сидит хозяин.  Сейчас он в доме. Появляются  мужчина и женщина.
   Мужчина.  Добрый вечер
   Женщина.  Добрый вечер.
   Мужчина.  Дома он или нет?  Ох, боюсь к нему на глаза показаться.
   Женщина.    А что так?
   Мужчина.  Задолжал ему пошлину за ишака за прошлый месяц. Боюсь, большой
             процент  возьмет.
               

Появляется мытарь и стучит в дверь к Закхею. Важно выходит Закхей с бананом в руках и
бухгалтерской книгой.    Закхей откусывает от банана, обращается к мытарю.         

   Закхей.      А, пришел, Симон?  Принес  сбор со своего участка?
   Мытарь.     Да, господин. Вот сосчитайте! ( отдает мешочек с монетами)
   Закхей.     (прикидывает на вес)   Что-то маловато.  В прошлый раз мешочек
                тяжелее был. (смотрит с подозрением на мытаря)
   Мытарь.    Что вы, господин!   Убей меня гром на этом самом месте,  если я взял
                себе хоть одну монету! Просто люди не могут  платить  больше – вконец
                обеднели!         
   Закхей.     Это они вам так говорят?
   Мытарь.     Да, гоподин.   
   Закхей.       Это вздор и обман!  Расчет на жалость.  Слушай  их  больше, так в другой раз
                еще    меньше принесешь.  На этот раз приму, а  в другой раз разницу вычту
                из  зарплаты. 
  Мытарь.      Храни вас, Бог, господин! (кланяется)   
  Закхей.      (быстро считает и записывает в книгу приход)   Ну, всё.  Иди с Богом, голубчик!
   
                Мытарь уходит.  Подходит мужчина к Закхею.

Мужчина.       Бог в помощь, господин Закхей!
Закхей.           А, это ты,  Ананий?  Долг принес?
 Мужчина.       Пошлину за прошлый месяц за ишака.
Закхей.          Давай сюда!   
               
 Мужчина дает монеты.  Закхей берет и заглядывает в книгу..   

   Закхей.         Так, посмотрим.  Э,  да  с тебя причитается  за месячную просрочку еще
                динарий.   
 Мужчина.      Да, побойтесь  Бога, господин Закхей!
  Закхей.          Это ты бойся!   Бог велит отдавать долги.   Если не отдашь
                динарий завтра, отдашь на месяц ишака!
  Мужчина.    Но я не могу без ишака, господин Закхей. Помилуйте!
  Закхей.         Всё, разговор закончен!

                Мужчина, вытирая глаза,  уходит.  К Закхею неуверенно подходит женщина.

 Женщина.    Да хранит вас Бог, господин Закхей!
Закхей.          С чем пришла?  Выкладывай скорей, а то мне некогда!
Женщина.    Прошу милости, господин Закхей, сделай отсрочку  уплаты долга хоть еще на
                один месяц.  Муж заболел: скорпион укусил. Вот поправится и  заработает на
                налог.
Закхей.         А муж кто у тебя – не Ефрем ли Симонов?
Женщина.    Да, он, господин.
Закхей.        И слышать не хочу ни о какой  отсрочке!  Хотите по миру меня пустить? Меня
                никто не жалеет!  Почему же я должен вас жалеть?  Один приходит с
                недоимкой, другой  просит простить просрочку,  вам подавай отсрочку! Вот
                люди!
                (окидывает  ее похотливым взглядом)
                Впрочем, если придешь ко мне вечером на чай, то, возможно, я пойду тебе 
                навстречу.
Женщина.    Как можно, господин Закхей?!  Я женщина честная!
Закхей.        Оно и видно, что честная – вся в долгах!  Чтобы завтра же была уплата, иначе
                пришлёшь сына в рабство на два месяца. Все, разговор закончен!
                Женщина с плачем уходит.

Звучит мотив «Мани, мани..»  Закхей поет. Бэк-вокал  подпевает.


1.     Я очень жадный человек
            Богатства хватит мне навек.
            Да-да-да!
            Я знаю каждому  цену,
            Не дам я лепты  ни одну
            Никогда!
                Я богат, хоть ростом мал,
                Но многих перещеголял,
                Пусть  обо мне клевещут люди
                И никто меня не любит.
                Па-да-ба-да-ба-да-ба-дам!
                Деньги, деньги мои!
                Слух ласкает сладкий звон монет.
                Деньги, деньги мои!
                Твёрдо знаю: слаще звона нет!
                А-а-а-а-а, слаще звона нет!


2.     Что денег нет у вас, друзья,
            Нисколечко не верю я.
            Да-да-да!
            Ты не  смей меня просить,
            Оплату снизить, отсрочить
            Никогда!
                Я богат, хоть ростом мал,
                Но многих перещеголял,
                Пусть  обо мне клевещут люди
                И никто меня не любит.
                Па-да-ба-да-ба-да-ба-дам!
                Деньги, деньги мои!
                Слух ласкает сладкий звон монет.
                Деньги, деньги мои!
                Твёрдо знаю: слаще звона нет!
                А-а-а-а-а, слаще звона нет!

              Закончив петь, Закхей важно садится на лавочку и раскрывает свою книгу, 
              просматривает ее.
         
 Закхей.  Так, кто тут у меня платить не собирается?

               Выбегают один за другим трое: двое мужчин и женщина.
Закхей.   Куда это люди бегут?
              Мужчина и женщина (наперебой).  Там Иисус идет! Идет сам Христос! Не надо   
              прозевать этот случай! Там такая толпа, что стать негде!

             Убегают. Закхей откладывает книгу и поднимается.

Закхей.    Иисус Христос?  Слышал о Нем  как о великом пророке и целителе, но никогда
                не видел. Все бегут смотреть на него, как на диковинку. А я чем хуже других?
               Наоборот, даже. И чтобы я не видел Того, Которого может видеть даже
               последний нищий – не бывать тому! Не я буду, если не увижу  Христа своими
                глазами! (убегает).

               Звучит христианская песня,  по окончании которой  появляется Закхей. Он под
               впечатлением от встречи с Иисусом.

Закхей  (взволнованно зрителям).   Сам себе не верю:  Иисус Христос разговаривал со
              мной!  Мало того, Он сегодня придет ко мне домой.  Хотите знать, как это
              случилось?  Я побежал туда, где  находился Иисус. За толпой народа и  из-за
              своего малого роста я не видел Его, хотя  Он был недалеко.  На мое счастье, у
              дороги росла ветвистая маслина, и я, не долго думая. Залез на нее.  И успел
             вовремя: Иисус как раз проходил под этим деревом.  О,  не узнать его я не мог: 
             человек в белой одежде и красной плащанице сильно отличался от всей толпы.  Он
             поднял глаза кверху и увидел меня. Неожиданно Он обратился  ко мне по имени и
            сказал, что нынче уж будет  у меня дома.

                Слышится шум приближающейся толпы (гудение).
  Закхей: Слышите, толпа уже подходит сюда? ( поворачивает  голову и взволнованно)
                А вот и Иисус! Он идет прямо ко мне!
                Появляется Иисус, за ним несколько человек из толпы.
  Закхей.  Иисус,  Ты ко мне?
    Иисус.   Да, Закхей.  Позволишь мне войти в твой дом?
    Закхей: О да, Иисус! Входи, пожалуйста!
    Иисус;(народу) Подождите немного. Я скоро (входит в дом Закхея).


                Толпа ропщет недовольно: « Зачем Иисус  зашел в дом этого стяжателя и   
                мироеда?»,   « Закхей – большой грешник. Не подобает Божьему человеку
                общаться с таким    грешником и тем более входить в его дом!»
                Иисус выходит из дома Закхея, а  следом сам Закхей, радостный и счастливый.
                Простирает руки  к людям.
      
   Закхей.   О,  люди, простите меня, кого обидел!  Впредь обещаю никого не обижать.
                (обращается к Иисусу) Господи!  Половину моего имения я раздам нищим, и 
                если кого чем обидел, воздам вчетверо!
                Толпа удивляется: «Что стало с Закхеем?», « Почему он так заговорил?».
                « Неужели он образумился?»
 Иисус.     Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он  сын Авраамов, ибо Сын
                Человеческий пришел взыскать и спасти погибших.

                Послесловие

              Вы  посмотрели на одном только сюжете из Библии, как Иисус Христос изменяет сердца людей: злое сердце превращает в доброе, холодное – в горячее, каменное – в живое, жадное – в щедрое. Потому что Бог любит нас и желает, чтобы все люди стали детьми Божьими.