Обычная история

Ааабэлла
В одном царстве-государстве (а может, и не в одном) жил очень умный народ. По крайней мере, он сам себя таковым считал.
СкАжете, все народы умные? И те, что нам жить мешают по злобе и глупости своей тоже? Вы в этом уверены? В своём кругу вы говорите иное… А разве народы, как и люди, из которых те состоят, не делают глупостей? Или только тот народ, к которому принадлежите вы, умён? И то только потому, что к нему принадлежите? Нет, я против вашего народа (который, возможно, и мой) ничего не имею.  Только против той его части, что жить остальным не даёт, сама поживая прекрасно за его счёт. Нет, из-за границы заданий не получаю, как и денег на вредительство. Нет, не говорил, что края эти от нас далеко. Вы не хотите принадлежать к умному народу? Против вас ничего не имею.  И речь веду не о том совсем. Давайте вернёмся к моей истории, ладно?
 
  Итак, в одном царстве, где народ выбирал себе царя, жили неглупые люди. По крайней мере, они о себе так думали. Ведь так считают про себя все, не правда ли? Вслух говорят это реже, согласен. Чаще про других. 
  Так вот, этот умный народ, выбирая себе царя, каждый раз останавливал свой выбор на дурачке.
Не удивляйтесь, расчёт у них был таков: дурачок много не потребует с них, удовлетворившись малым, а приказов его дурацких никто слушать не станет, почему жизнь им он сильно испортить не сможет. Логично?
Я ничего не придумываю. В истории одной скандинавской страны, например, есть случай, когда им на выбор был предложен на троне раб или пёс. Они выбрали собаку и не прогадали. Она оказалась самым милосердным государем в истории.

Но вернёмся к нашей истории. Пусть не обязательно нашей с вами.
  Когда дела в стране очень умного народа начинали идти плохо, скажем, неурожай вследствие плохой погоды или свара с соседями за пограничные земли, кончавшаяся печально, то дурачка сиречь царя наказывали при всех, а то и лишали жизни. Выбирая следующего, ещё более дурного.
У каждого народа бывало такое? Не исключаю.
  Но жил по соседству с этим народом другой народ, причём, говоривший, практически, на том же языке, ну, если только немного его коверкавший. (Хотя каждая сторона считала, что язык коверкает другая). Да что язык, у этих соседей даже богов звали одинаково.
Что же с ними не так, спросите?
Они считали себя глупыми, а потому цари у них были умнее подданных. По крайней мере, они так думали, а цари с ними в том соглашались. Или так считали их цари, а остальным приходилось с ними в том соглашаться, что тоже бывает нередко.
Соседи их полагали, что те цари ещё глупее соседских, а раз им подчиняющиеся верят, что глупее своих царей, то уж всяко глупее их, соседей, которые умнее своих царей.

  И я подумал: к какому из этих народов хотел бы принадлежать? Но, не найдя ответа, принялся рассуждать. И вот к чему пришёл…
Пришёл к тому, что это история про один и тот же народ.
Не потому, что они близки по языку и похожи внешне, как братья.
Положа руку на сердце, какая разница между этими народами? У них и правление, в принципе, не отличается. У тех, у кого якобы глупые цари, правят за них приближённые, а отдуваться приходится «самодержцам». Якобы умными своих правителей люди считают из страха кары, тогда как те могут быть и глупее дурачков у соседей.
Получается, что сия история… об одних и тех же людях.
 Но тогда народы одинаково умны и глупы одновременно. Ведь мы-то таковы.