Мамоля

Ольга Шох
  Прозвища появляются по-разному.Конечно,самый тупой способ - фамилию укоротить,ну или внешнее отличие обозначить.В классе у Мамоли учился Ленька ЗЗ,золотой зуб.Приятельница бабушки - Сорока,за болтливость несусветную.Однажды Мамоля бабушку подвела.Та наказывала,смотри,кто приходит,этот - за деньгами,говори,дома нет,эта - и объяснялось,как отвечать этой при случае.Стучит в окно Сорока, Мамоля и крикни:Ба,тут Сорока пришла,ты как - дома?
    А ее прозвище брат придумал.Оля была очень довольна своим именем.Любое другое,считала она,можно произнести грубо,а это - никогда.Все эти Сашки,Гришки,Лариски звучали некрасиво,а Олька - очень даже приятно.И вдруг - Мамоля.Мямля - не мямля,"смомолил",так глагол вроде...
 Читать Оля научилась рано,в пять лет записали ее в библиотеку.Библиотекарша ей не нравилась,она была некрасивая и злая,книжки давала те,что сама хотела,брать,выбирать - боже упаси.И только одну давала,а потом пересказ спрашивала. Позже в жизни появилась другая,молодая,кудрявая -тогда все кудрявые были,добрая. Она не мешала поиску книг,набирать давала много,более того,Оле разрешалось брать в руки еще не поставленные на учет книги,новые,маняще пахнущие типографской краской.О,это дивное ощущение от прикосновения к новой книге осталось у нее на всю жизнь.
  Читала в доме мама,наверное,она и научила Олю этому занятию. Бабушка,которую внуки звали бабулей,клеймила позором: Все книжечки(это им),да газетки (это отцу)почитывать!
  Писать,наверное,она стала тоже в лет пять.Брат уже учился,разница между ними была в полтора года,поэтому Оля решила тоже завести тетрадку,которую надо было надписать.Самые дорогие слова - "мама" и имя свое она и написала.Брат прочитал написанное в одно слово.Как ни доказывала Оля,что есть,есть между словами пробел,ничего не помогало.
  Наплакавшись,обложку Оля оторвала,а прозвище осталось.Неважно,что это было домашнее прозвище и использовал его только брат.Это было обидно,потому что несправедливо.Потом-то Оля пожалела,что улику уничтожила,и теперь уж сама не сказала бы,что написала.Может,имя свое с маленькой буквы?
  Брат был назван в честь бабушкиного любимого.Об этом Мамоля постепенно догадалась,и этот факт разделил их с братом. Брата бабуля явно выделяла.Мамолю бесила ее фраза: Саня пройдет,ножки не запачкает,а у тебя грязь до колен.
  Кто ей имя выбирал, она не помнила,но любимицей она была папиной.А мама любила обоих...Дети были светленькие,блондинистость Мамоля сохранила,хотя с волосами-паутинками мука была всегда.Однажды ее даже наголо обрили,надеялись,закурчавятся,заколосятся.
   В парикмахерских она раздражала мастеров,стричь ее не любили, и кроме того,она там нередко в обмороки брякалась от духоты и запаха Шипра.
Домашние звали Олю Лелькой.Что ей тоже не нравилось: нашли же способ испоганить имя,Лелька,это как Ленка и Светка,сравняли,получается,будь,как все.
   Мама называла ее ежом и лягушкой.Говорились эти прозвища в определенные моменты,когда Мамоля забиралась к маме в постель погреться.Мама спрашивала: Ёж,ты ползешь? Оля отвечала:Ползу,ползу. После этого мама укрывала ее и добавляла:Ольгушка-лягушка.Это было приятно.
  Было еще одно прозвище.Одна из бабушкиных сестер,бездетная "тетя Нюра",любила олину маму,да и саму Олю,называя ее "тонкая,звонкая,прозрачная". Бабушкой Мамоля ее никогда не называла,звала,как мама - тетей.А бабушку -ругачей бабушкой,та знала и обижалась.
  Крестна,да,именно так произносили все слово крестная,тоже бездетная,нередко звала Олю "холера".Это тоже не обижало,потому что касалось состояния: болела Мамоля часто.В  те же лет пять ее положили в больницу и не разрешали ходить,почему-то на прогулку ее выносили на руках.Ничего у нее не болело,и историю эту она предпочла забыть,хотя яркие впечатления от больницы остались.Она крепилась,сдерживалась при маме,думая,что поплачет,когда в палату приведут,а там оказалось много детей,никакого уголка,чтоб поплакать,так и обошлось.Навсегда запомнился ей мальчик со странной головой-шаром и вращающимися глазами.
  Так-то Оля была вполне нормальным ребенком,болячки она в конце-концов "переросла",но уж кровушки родным попортила.Трижды она умудрялась запихнуть что-то в нос - то косточку вишневую,то чеснок.О том,как это у нее получалось,рассказать она не могла,просто - раз,и все.После третьего раза хирург пригрозил нос отрезать.Ну и все,что называется "как отрезало"...