Боцман в эпоху перемен

Тамара Ефремова
               
         В 90- ые годы люди, кто как мог по своему разумению, почувствовали себя свободными. Я очень близко видела жизнь моряков торгового флота, из любопытства сама в общей сложности была в рейсах около полугода и поэтому видела пропасть между моряками советских и перестроечных времён.  Отошли в прошлое многие, ранее существовавшие, запреты. Судно в море находится в особых условиях и здесь как ни где, необходимо соблюдать  дисциплину и достоинство.
       В советское время помимо всяких Уставов и Положений, под которыми  моряк,  направляемый на судно на работу, настойчиво напоминали  о его высоком звании Моряка Советского Союза. Нынче нет СССР!  У-Р-А-А- А!   Свобода! А высокое звание… это надоедливое прошлое.               
       Принимает как то капитан дела, знакомится с экипажем. Все, как обычно, но  боцман... Вообще то Боцман -- уважаемый человек на судне.  Сегодня перед ка-питаном стоит относительно молодой мужчина.  Лет под тридцать, голова бритая, зубы золотые и под расстегнутой  до  пояса рубашкой видна яркая татуировка: змеиная голова около его уха,  далее змея обвивает его тело и стоит только догадываться где её хвост. Одним словом – красавец. Но красота – это его личное  дело, главное, чтобы работал.   
        Закончили погрузку судна и вышли в рейс. На судах новые судовые роли -  экипажи сокращены до минимума:  только три рядовых, боцман и два матроса. Хозяин экономит.  Боцман и матросы занимаются общесудовыми работами. Это различные ремонтные работы, наведение порядка на судне, покрасочные работы. Суда зачастую работают не один десяток лет и работы хватает. Как обычно старпом проверяет подчинённые ему службы, замечает беспорядок на палубе.  В этот раз после погрузки  на палубе никого нет, боцман и матросы в каюте «гуляют»- перед ними бутылка. Матросы увидели старпома и сразу же вышли из каюты. Боцман сидит, как ни в чем не бывало, и ухмыляется.
      - В чем дело, почему не на рабочем месте, и почему пьянствуете?
      - А, шел бы ты старпом подальше, и без тебя на душе муторно.
       Боцману объявили первый строгий выговор. Через два дня повторилась почти такая же история. Опять разговор с боцманом и строгий выговор с   предупрежде-нием.
       Идёт выгрузка в итальянском порту Равенна. Днем обходит капитан судно. На вахте у трапа боцман и опять не трезвый. В трех – пяти метрах от боцмана на палубе в проходе между трюмом и фальшбортом лежат несколько железных болванок, но проход около трюма должен быть свободен и за этим должен следить боцман.
        На борт поднимаются итальянские получатели груза и представитель порта.
Капитан боцману:
        - Почему раньше не убрали палубу. Быстро уберите.
        Боцман в ответ:
        - Пусть те, кто их уронил, их и убирает.
        Начинается дискуссия  в присутствии итальянцев:
         Капитан старпому:
        - Сейчас отстраните его отнесения вахты, поставьте на вахту другого матроса,а с ним разберемся позднее.
         Боцмана, как «прорвало», помимо оскорблений в адрес капитана и старпо-ма, понеслись еще и угрозы. Его словесный поток иссяк, только, когда капитан распорядился вызвать полицию и сдать боцмана в «кутузку». Терпение капитана закончилось и он издал приказ о списании боцмана с судна за пьянство, грубость и не выполнение своих служебных обязанностей. Боцман под приказом подписался. Через пару дней после этого удивлённый боцман стучится в каюту капитана:
       - А, что Вы, действительно, запросили в отделе кадров мне замену?
       - Олег, я ознакомил вас с приказом, вы в нем расписались. Что за вопросы?
         С приходом в порт Таганрог прибыла боцману замена, и Олег  уехал домой.
Из Пароходства по судам пришло извещение, что приказом по Пароходству боцман такой-то уволен из Пароходства за систематическое пьянство и т.д.
         «Друзья» вскоре встретились.  Выполнили еще один рейс на Италию. Пришли в Ростов на Дону, встали на рейде в ожидании погрузки. Капитану необходимо прибыть на берег.  Вызвали через судового агента рейдовый катер.  Подходит катер к набережной, а там его уже ждут моряки с другого судна. Стоят с мешками с продовольствием для экипажа. И среди них стоит с мешком ранее списанный с судна боцман. Капитан спрашивает знакомого коллегу:
        - А, кто это у вас такой видный, с оригинальными татуировками?
        - Это наш новый боцман, недавно прислали.
        Я думаю, что в отделе кадров в  очередной раз приняли во внимание, что у «кормильца»  двое детей и беременная жена. Да, и то  правда, работать - то негде.  90-ые.