13 декабря 1942 года

Олег Каминский
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2020/01/24/427

21-й день блокады окруженных войск противника в районе Сталинграда.

I. Советские данные о погодных условиях на данный день, действиях авиации и зенитной артиллерии против авиации противника, в особенности против транспортной авиации:

1) Юго-Западный фронт.
Погода: ясно, штиль, видимость 10-12 км.
17-я воздушная армия: ночью 262-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия бомбардировала технику и скопление войск противника в районах: Мешков, Верхне-Грачевский, Кружилин, Сысойкин, Суровикино. Летало 22 самолета, произведено 89 самолето-вылетов.
Потери – не вернулись с задания 3 У-2.
В течение дня части армии строго выполняли поставленные боевые задачи.
Летал 101 самолет, произведено 169 самолето-вылетов.
По наблюдению экипажей в результате штурмовых и бомбардировочных действий повреждено и уничтожено 16 самолетов (при налете шестерки Ил-2 950-го штурмового авиационного полка).
Проведено 3 воздушных боя, сбито 3 самолета противника, из них: 2 Ме-109, 1 Ме-110. Подбито 3 самолета, из них: 1 Ме-109, 1 Хе-111 и 1 ФВ-189.
Один Хе-111 в районе Морозовский сбил летчик 987-го истребительного авиационного полка младший лейтенант П. М. Бойков.
Потери – не вернулись с боевого задания 3 Як-7б, 1 Ил-2, кроме того, 1 Як-7б сел вынужденно на своей территории.
Авиация противника: особую активность проявляла в районе Суровикино, Обливская. Группами 20-30 самолетов бомбардировщиков, под прикрытием истребителей, бомбардировала боевые порядки наших наземных войск. Перед приходом бомбардировщиков в район действий, обыкновенно «очищают» в течение 30 минут 25-30 истребителями, ведя бой с нашими истребителями, прикрывающими данный район. 

2) Донской фронт.
Погода: ясно, ветер юго-западный 2-6 м/сек. Температура 3-8 градусов мороза.
16-я воздушная армия: ночью в связи с нелетной погодой боевых действий не вела. Днем 43 самолета произвели 79 вылетов на бомбардировку войск и аэродромов противника в районах: Большая Россошка, Орловка.
Уничтожено 10 самолетов противника, из них 8 транспортных.
Потери – не возвратился с задания 1 самолет.
Авиация противника: одиночными и группами до 3 самолетов вела разведку наших войск и прикрывала приземление транспортных самолетов доставлявших грузы окруженным войскам. В течение дня отмечено до 85 самолето-пролетов противника.

3) Сталинградский фронт.
Погода: ясно, видимость 10-15 км, ветер западный 2-4 м/сек. Ночью 4-8 м/сек. Температура 0-3 градуса мороза.
8-я воздушная армия: взаимодействуя с 51-й армией, наносила удары по танкам и живой силе противника, а также уничтожала транспортную авиацию, как в воздухе, так и на земле. За день произведено 277 самолето-вылетов, имея потери 13 самолетов.      
Летчики 9-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант С. Амет-Хан и младший лейтенант Н. В. Костырко сбили по одному Хе-111 в районе Бузиновки.
Младший лейтенант В. П. Тихонов из 236-го истребительного авиационного полка сбил один Ю-52 в районе Питомника.   
Группой из 6 самолетов Ил-2 под командованием командира 622-го штурмового авиационного полка капитана И. П. Бахтина на аэродроме Басаргино уничтожено до 20 самолетов Ю-52.
Наземные войска: в полосе действий 57-й армии в районе Верх. Рубежный нашей авиацией сбит самолет противника, 3 человека экипажа взято в плен.
Авиация противника: бомбила боевые порядки 51-й армии, произвела 169 самолето-вылетов, из них – 41 транспортный. 

4) Сталинградский корпусной район ПВО.
В период с 18.00 до 6.00 отмечено до 27 самолето-пролетов типа 9 Хе-111, 10 Ю-52, 1 Ю-88, 7 самолетов неопознанных. Цели прожекторными частями не освещались.
С 6.00 до 18.00 отмечено: 4 Хе-111, 17 Ю-52, 13 Гамбург-142, 6 Ме-109, 12 До-215, 17 До-17 в районах: Питомник, Ельшанка, Бобыли, Старенький, Красный Октябрь, Ямы, Верхняя Ахтуба, Приверх.
Всего отмечено 124 самолето-пролетов за сутки. Зенитная артиллерия вела огонь. 

II. Германские данные.

1) Результаты действий транспортных самолетов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки в Сталинграде (данные не полные):
Находится на аэродромах 281 самолет, из них боеготовых 134 самолета.
Вылетали на задание 42 Ju 52, из них выполнил задание 31 Ju 52.
Вылетали на задание 34 Не 111, из них выполнили задание 29 Не 111.
Вылетали на задание 19 Ju 86, из них выполнили задание 13 Ju 86.
Доставлено 133,7 тонн грузов.
Всего с 7 по 13 декабря вылетало на задание 730 самолетов, из них выполнили задание 562 самолетов.
               
2) Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки в Сталинграде (данные не полные):
Всего с 7 по 13 декабря потеряно 50 самолетов, из них по боевым причинам – 23, по неизвестной причине – 20.

Ju 52/3m WNr. 3228 (TP+KP) KG.z.b.V.500
Fw. Hermann Nieggenmayer, пилот, пропал без вести
Fw. Hermann Buhrung, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Ernst Bomtern, бортстрелок, пропал без вести
Fw. Roland Bisteli (Bistoll), бортрадист, пропал без вести
Самолет не вернулся из полета по маршруту Тацинская – Питомник. Степень повреждений самолета 100%. Пропали без вести 4 летчика.

Ju 52/3m WNr. 5338 KGr.z.b.V.500
Самолет из-за плохой погоды произвел аварийную посадку юго-восточнее Питомника. Степень повреждений самолета 30% (40%). Экипаж не пострадал.

Ju 52/3m WNr. 3294 KGr.z.b.V.700
Самолет поврежден на аэродроме Басаргино во время авиационного налета. Степень повреждений самолета 40%. Экипаж не пострадал.

He 111 WNr. 7951 (D3+TG) I./KG.55               
Fw. Erich Kramer, пилот, пропал без вести
Fw. Otto Langhans, наблюдатель, пропал без вести
Ogefr. August Ollers (Golles), бортрадист, пропал без вести
Ogefr. Hans Schlenker, бортмеханик, пропал без вести
Ogefr. Willi (Wilhelm) Risch (Frisch), бортстрелок, пропал без вести
Самолет не вернулся из вооруженной разведки в район Царицынский-Бузиновка (Pl.Qu. 3948), предположительно, был сбит в воздушном бою истребителями. Степень повреждений самолета 100%. Пропали без вести 5 летчиков.
По современным данным, предположительно, был сбит летчиками 9-го гвардейского истребительного авиационного полка старшим лейтенантом С. Амет-Ханом или младшим лейтенантом Н. В. Костырко.
 
Продолжение следует...