Божественная Троица

Андрей Крикунов
Божественная Троица (попытка понимания посредством аналогии).



       Цель земного существования христианина – духовное спасение. Или, говоря иначе – стяжание Царствия Божиего. Почему же при этом так важно знать и понимать – что есть такое Божественная Троица?.. Наверное, прежде всего потому, что на пути своего духовного преобразования и возрождения человеку крайне необходима Божественная Помощь. Ведь не может человек, грешный от рождения, сам по себе просветлиться и сам по себе духовно возродиться (снова стать образом и подобием Бога).
       Если человек от рождения грешен, то сам по себе он может только приумножить свой грех – поскольку нет в человеке ничего другого, кроме греха, и нет в человеке иного собственного желания кроме как стремиться к получению удовольствия от своего греха – да и «чем больше, тем лучше».
       Но когда человек обращается к Богу, он получает знание и понимание своего греха. А также получает Божественную Благодать, которая вытесняет из человеческого нутра похоти грешного удовольствия и вдохновляет человека на осознание того, что нет на самом деле в человеке никакого своего самодостаточного личностного «я» (это иллюзия), а есть либо влияние из ада, либо наитие с Небес, от Бога. И в итоге, человек ставится перед выбором, кто будет направлять его чувства и мысли в земной жизни и в посмертном существовании – адские духи или Сам Господь Бог посредством ангельского влияния с Небес…
       Но к Кому именно должен обращаться за духовной помощью христианин в своих молитвах? Ведь в Евангелие, вроде бы, говорится и об Отце, и о Сыне, и о святом Духе... Для многих христиан ответ на этот вопрос весьма затруднителен…
       В Нагорной Проповеди Господом Богом было сказано:

«… Мф.6:6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…»

«… Мф.6:17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё,
Мф.6:18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…»

       Что же означает выражение: «Отец твой, Который втайне?..» И почему Он – втайне для человека?..
       Попробуем вспомнить некоторые другие высказывания Господа на эту тему не только из Нагорной Проповеди, но из Евангелия вообще…

«… Мф.16:27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
Мф.16:28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём…»

«… Мф.23:8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;
Мф.23:9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
Мф.23:10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос…»

«… Лк.10:22 …всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть…»

«… Ин.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил…»

«… Ин.10:30 Я и Отец – одно…»

«… Ин.13:31 …Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём.
Ин.13:32 Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его…»

«… Ин.14:6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Ин.14:7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
Ин.14:8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
Ин.14:9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
Ин.14:10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела…»

«… Ин.15:26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…»

«… Мф.28:18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Мф.28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
Мф.28:20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь…»

       Итак, во всех этих цитатах, так или иначе, присутствует Божественная Троица. Таинственная, метафизически-неуловимая Божественная Троица, ПОНЯТЬ которую и ПРИНЯТЬ которую многие годы, десятилетия и столетия пытались и пытаются тысячи тысяч христиан – да и не только христиан – всего нашего земного мира…
       По моему убеждению, земной человек может получить понимание Троицы и понимание Божественности Господа Иисуса Христа – к Которому и нужно обращаться человеку в своих молитвах, – только воспользовавшись принципом аналогии. Само по Себе Божественное Естество находится бесконечно далеко за гранью человеческого разумения, но если попробовать применить аналогию на доступном примере из природного мира, то кое-какая ясность всё-таки появляется и в этом сложном и глубокомысленном вопросе.
       Пусть примером такой аналогии послужит солнце – небесное светило – вокруг которого можно порассуждать примерно следующим образом…
       Человек в своей обычной земной жизни воспринимает солнце как некий светящийся диск на небосклоне, который бывает белым и нестерпимо ярким для глаз, иногда красным и безопасным для зрения, а иногда серо-тусклым сквозь тучи-облака. Также, кроме света, от него исходит тепло или даже жар, а иногда, зимой, оно излучает холодный свет.
       Но в то же время мы знаем, благодаря астрономическим наблюдениям и современным космическим полётам, что на самом деле солнце – это пребывающий в космическом пространстве грандиозный по размерам огненный шар, внутри которого постоянно происходят некие термоядерные реакции, благодаря чему этот шар извергает вокруг себя жар и свет, а также множество иных излучений, которые современная наука худо-бедно пытается измерять и изучать…
       Но для обычного человека, живущего обычной земной жизнью, солнце, как уже говорилось – это «всего лишь» светящийся диск на небосклоне. И жизнь человека – по его субъективному восприятию – напрямую зависит именно от этого светящегося диска, который дарит ему радость тепла и света, а также необходимые понятия о времени и пространстве. И никакие десятки, и сотни глянцевых цветных фотографий, а также многочисленные научно-популярные видеофильмы не заставят человеческое разумение совместить всю полноту своего бытия с «реальным» и непознаваемым огненным шаром из неведомого обычному человеку космического пространства…
       Так где же в этой цепочке рассуждений находится для человека «настоящее» солнце – на ясном, голубом небе или в безвоздушном космическом пространстве?.. В какой «родственной связи» находятся «земное» солнце и «космическое» солнце?.. И можно ли сказать, что небесно-земной световой диск и огненный шар в космосе – это одно и то же?..
       Разве не перекликаются, по аналогии, эти рассуждения с проблемой восприятия религиозным человеком Христианской Троицы?.. Разве нельзя сказать, что Господь Иисус Христос – это Сам Сущий Бог-Иегова, Естество Которого человек не может воспринять в силу своего духовного несовершенства, но Который может явить Себя людям в доступном для их сознания виде, облачившись в природную форму Сына Человеческого?.. Разве не в Нём, доступном для восприятия Сыне Божием, религиозный человек посредством молитвы и богослужения ищет духовные тепло и свет, которые дают его душе истинную жизнь в мире и покое?.. И что мешает нам правильно воспринять очень важные слова Господа из Евангелия:

«…Ин.10:30 Я и Отец – одно…»

       А как же быть с третьей составляющей Триединого Бога?.. Со Святым Духом?..
       Так ведь и здесь тоже – полная аналогия. Тепло и свет, исходящие от нашего земного солнца, мы воспринимаем даже тогда, когда находимся в помещении, не наблюдая самого солнца. А разве не также обстоит дело с влиянием на человека Святого Духа, исходящего от Бога?.. Он также незримо и нечувственно проникает в человеческие души, наполняя их духовным светом и теплом. При том, что Сам Господь Бог Иисус Христос после своего вознесения находится за пределами нашего природного пространства и времени.
       Человек, будучи в помещении, наслаждаясь природными теплом и светом, может в памяти своей связать эти тепло и свет только с солнцем на голубом небе – но никак не с огненным шаром в космосе. И точно также верующий человек, особенно в молитвенном состоянии, может внутренним взором увидеть лик Господа Иисуса Христа, от которого получает духовные свет и тепло – но никак не сможет он представить Самого Сущего Бога-Отца, потому что не знает, как это сделать, а не знает он потому, что сказано было Богом-Отцом-Иеговой в Ветхом Завете пророку Моисею:

«… Исх.33:20 … лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых…»

       По той же причине и говорит Господь Иисус Христос:

«…Ин.1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил…»

       А также:

«…Ин.14:9 …Видевший Меня видел Отца…»

       А также:

«…Ин.12:46 Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме…»

       Но вернёмся ещё раз к нашей природной аналогии и немного перефразируем уже звучавший вопрос: так, всё-таки, тот яркий, светящийся диск, который человек видит у себя над головой в синем небе, и тот гигантский огненный шар, который реет в чёрной бездне космического пространства – это одно и то же солнце?.. Или, всё-таки, не одно и то же?..



Андрей Крикунов (МУРЕНЬ СВЕДЕНБОРЖЕЦ)