Сказка о капризном замочке

Сергей Сиротин
Сказка о капризном замочке

Эта история приключилась с маленьким металлическим замочком, который постоянно жил на скрипучей дверце старого книжного шкафа, как раз напротив своих любимых детских книжек. В них было много ярких цветных картинок, где были нарисованы весёлый Буратино и стойкий оловянный солдатик, Емеля с волшебницей щукой и умненькая Машенька, перехитрившая медведя Михайлу Потапыча, и целая вереница всевозможных принцесс с принцами и без них… Много-много других сказочных героев от Колобка до Незнайки жили в шкафу, и замочек со многими был знаком, иногда перебрасываясь парой другой словечек. Он даже участвовал в интересных книжных праздниках, происходивших тогда, когда к девочке и мальчику, владельцам шкафа, приходили друзья, другие девочки и мальчики. Они листали книжки, рассматривали иллюстрации, громко обсуждали нарисованное, читали стихи, сказки и пели.
Замочек с большим удовольствием наблюдал за детьми из-за приоткрытой дверцы, качаясь на дужке в такт стихам или песенкам, удивляясь старческому недовольному дребезжанию стекла в дверце. Девочки качали кукол, кормили их пластилиновыми котлетками, а мальчишки охотились в саване, между тремя венскими стульями и отстреливались от индейцев, желавших их взять в плен. Они строились, разбегались, прятались и отдавали громкими голосами команды. И замочку тоже хотелось громко-громко крикнуть: «Есть!» или «Так точно!» и побежать наперерез какому-нибудь зверю или искать спрятавшихся врагов. И тогда он восхищённо говорил своему лучшему другу ключику: «Вот здорово! Ух ты, как интересно…» Ключику, согретому теплом ладошек, тоже нравились дети, когда каждый старался подержать его своими маленькими пальчиками, открывая дверцу шкафа, а иногда просто крутил его, а замочек громко приветствовал гостя «Щёлк, щёлк, щёлк…» Вдвоём им было тоже хорошо и радостно. Но дети уходили, и ключик реже заходил в гости, замочек грустил, если друг долго не появлялся.
А однажды… Однажды девочка и мальчик заболели. Замочек понял это по неприятному запаху лекарств и эфира, он даже слышал, как плачет девочка и сильно кашляет мальчик, да и ключик совсем перестал навещать приятеля. От всего этого его маленькое железное сердечко распружинилось и начало покрываться ржавчиной. Странички не шелестели: книжные знакомцы приумолкли, они стали разучиваться говорить, ведь если книжки долго не берут в руки и не согревают странички дыханием, то жизнь на них останавливается, а герои сначала бродят квёлые и неприкаянные по чужим сюжетам, а потом замирают и засыпают крепким-прикрепким сном, как спящая принцесса в своём долгом летаргическом сне. Наконец книжки покрывает слой пыли, их главный недруг, уничтожающий в каждой из них самое интересное.
Замочек надолго умолк, ибо ключика всё не было и не было, и он стал забывать то славное время, когда ключик ему передавал тепло детских рук, а он в ответ радостно щебетал, почти так же, как чирикал воробышек, когда-то залетавший в форточку и резвившийся над бутербродами, приготовленными для детей…
От одиночества, скуки и безделия замочек стал раздражительным и капризным Замочек забыл, как выглядит его друг-ключик, и когда тот пришёл по делу, за книжкой со сказками для выздоравливающей девочки. Капризничал, капризничал и вскоре совсем перестал щёлкать. И через некоторое время, когда подзабытый дружок, позвякивая, сообщил ему, казалось бы, приятную весть о том, что девочка и мальчик окончательно выздоровели и пришли за любимыми книжечками, он не смог сказать ключику громкий щёлк, он забыл свой щебечущий язык, а ключик не мог повернуться лицом к другу и некому было им помочь. Храбрые герои книжек спали, присыпанные пылью. Она сделала всё, чтобы храбрецы не проснулись и не взбунтовались, даже забила щели, из-за которых дребезжало стекло, чтобы и оно не разбудило какого-нибудь Робин Гуда или Мальчиша-Кибальчиша.
Мальчик так и не смог провернуть ключик лицом к замочку. Кулачок мальчика применил всю свою небольшую силу, но замочек не отзывался на призывы ключика. Дети стояли рядом со шкафом, бледные после болезни, растерянные от поведения, капризничания и нежелания замочка открываться. Мальчик задумался над состоянием замочка и его отказом разговаривать с ключиком. И вдруг он крикнул ожидавшей рядом девочке, приготовившей всё для уничтожения глупой и ленивой пыли: «Я знаю, как помочь замочку! Кто поможет смягчить его подржавевшее сердечко! Чтобы замочек узнал своего лучшего друга-ключика и снова также чётко и легко, как раньше, оно забилось, и замочек громко защебетал…»
Мальчик натянул на ноги валенки, накинул шубку и побежал к доктору, лечившему замки и другие нужные и чудесные вещицы. Звали доктора «Слесарь». Он очень сильно походил на настоящего доктора: тоже добрый и весёлый. Правда, халат у него был не белый, а синий, и чемоданчик чёрный, потёртый. Слесарь, как и доктор, расспросил ребят про болезнь замочка, потом постучал по нему пальцем. Замочек глухо отозвался: «Чу-чу-чу». Слесарь покачал головой и задумчиво сказал: «М-дя…». Мастер достал из раскрытого чемоданчика маленькую отвёрточку, а в глубине чемоданчика девочка с мальчиком увидели множество чудных железных приспособлений: молоточки, щипчики, отвёртки, какие-то иголочки и продолговатые длинные брусочки с расширенными с двух сторон двухвостыми оконечностями. Ключик сразу признал в них своих дальних родичей, звали их просто «ключи». Слесарь отвернул четыре винтика и снял верхнюю крышечку с замочка. Он набрал из круглой бутылочки в пипеточку коричневой жидкости и со словами: «Ну ка милок прими лекарство», – покапал на сердечко замочка. Потом поставил крышечку на место и привернул её болтиками, взял чистую тряпочку и протёр замочек со всех сторон, как мама протирала девочку, когда у той была высокая температура.
Замочек заблестел прежним блеском, узнал ключика и громко щёлкнул, а пыль в шкафу, очень не любившая любого блеска и сияния, зашипела на слесаря: «Пых-х-х, пых-ххх, пых…» Но девочка быстро стала вытирать тряпочкой пыль. А слесарь попросил девочку не допускать больше пыль в шкаф, убираться почаще, чтобы замочек вновь не заболел, так как ему прописан свежий сухой воздух. Девочка смахнула пыль с полок, протёрла каждую книжку. Страницы шумно зашелестели, выпуская на свободу золушек, гномов, не унывающих солдат и волшебников – все они наперебой заговорили, загалдели, соскучившись друг без друга и бросились по своим сказочным делам – побеждать зло и подсмеиваться над недобрыми.
Ключик решил насовсем поселиться вместе с замочком, больше не расставаться с ним и приглядывать за его здоровьем. Пыль стараниями девочки вообще исчезла, а мальчик время от времени давал замочку целебных капелек, которых налил для него в небольшой флакончик слесарь.
Вот вроде и всё… Девочка с мальчиком готовятся к встрече Нового года, у них будут на праздник гости, поэтому у замочка и ключика много забот: ключик беспрестанно крутится, а замочек вослед ему мелодично и счастливо щебечет: «Щёлк, щёлк, щёлк…»

Написано в декабре 1980 года…