Сказка Старик и тень, 16

Элоиза Любанская
Сказка «Старик и тень», (+16).



     В одну из теплых, летних ночей Луна на небе светила особенно ярко, и длинные тени, испытав свое очередное рождение от небесной матери, послушно растекались по асфальту; протянувшись от оснований башен и шпилей высоких строений, равномерно полосуя собой вдоль и поперек мостовые улицы, ведущие к городской площади.
    В ту самую ночь по центру площади передвигался человек со сгорбленной фигурой; он шел очень медленно;  ежеминутно оглядываясь назад, как будто, считал или измерял свои шаги. Старик запинался об отшлифованные булыжники своими большими ботинками и беспомощно озирался по сторонам.  Наконец он остановился, осмотрелся вокруг, и, удостоверившись, что прохожие не слышат и не видят его, заговорил с кем-то тихим голосом. Оказывается, он говорил со своей тенью, которая осмелев, крючилась и кривлялась у подошвы его ботинок, взывая к нему наглым голоском:
- Ей, старик, я ухожу от тебя; ты скоро умрешь, а я не желаю ложиться с тобой в гроб. Я ухожу, отпусти меня!
   Старик изумленно прислушивался к голосу, покуда не понял, кому принадлежит этот голос. Тень, образованная лунным светом, неожиданно с ним заговорила.
- Эй, - повторила она, - Эдурс, ты слышишь меня? Я прошу тебя, меня отпустить.
- Кто это говорит со мной? – изумлялся старый человек, - кто ты?
- Это я, твоя тень, - презрительно и раздраженно зашипела тень под его ногами.
- Тень? Ты заговорила со мной? Как это удивительно! Почему же ты хочешь уйти от меня? И куда ты пойдешь, ведь ты же моя тень и принадлежишь только мне!
- Неправда! Я просто тень, я могу принадлежать, кому угодно! – обиделась тень.
- Куда же ты пойдешь? Ты нашла себе другого человека?
- Я влюблена… - робко произнесла тень, - влюбилась с первого взгляда…
- Но любовь не может стать причиной того, что ты покидаешь меня!
- Отчего ж, любовь или смерть – двигатели прогресса…
- В кого же ты влюблена и к кому уходишь?
- В девушку, прекрасную девушку. Я влюблена в девушку! Я ухожу к ней, она прекрасна. Если бы ты видел ее…  И здесь тень принялась описывать все прелести неотразимой девушки, служить которой она поклялась вечно, до самой гробовой доски.
- Послушай, тень. Я еще не умер. Останься. Что скажут обо мне, когда узнают, что моя тень однажды покинула меня?
- Никто не узнает. Ты скоро умрешь. И не вздумай уговаривать меня. Я не останусь с тобой. К тому же я поссорилась с солнечной тенью, с которой встречаюсь на заре при восходе солнца. Она так невыносима: все время ворчит, что ей всюду холодно; она мерзнет и не выносит морозы. А мне жарко, я обожаю свежий ветер; сквозняки и сырость мне не страшны. Мы такие разные, мы не смогли вместе сосуществовать! Отпусти меня!
- Останься! – старик заплакал, закрыл лицо руками и съёжился от жалости к себе. Ему не хотелось умирать, а теперь кто-то говорит ему о смерти…
   Но тень не послушалась его, она выползла из-под его ботинок и отправилась восвояси. Старик поднялся со скамьи и побрел к дому. Ему не хотелось оглядываться назад, чтобы узнать, ушла от него лунная тень или поплелась за ним к дому.
   Утром он проснулся. Ему захотелось, чтобы поскорее наступила ночь. Эдурс придумал, как удержать лунную тень. Выйдя из дома, он решительно отправился на площадь, чтобы встретить там лунную тень. Большими шагами он прошел по освещенным ярким солнцем улицам, которые почему-то были пусты в этот жаркий полдень. Внезапно он снова услышал чей-то голос. Этот голос как будто был ему знаком:
- Эдурс, - кто-то назвал его по имени ласково-ласково, - какой чудесный день сегодня.
- Кто это говорит со мной? – опять удивился старик. Он остановился и оглянулся вокруг.
- Это я, твоя тень, - снова послышался чей-то нежный голосок.
- Тень, ты вернулась ко мне? – обрадовался Эдурс.
- Я еще не ушла, но хотела бы спросить тебя, могу ли я уйти от тебя?
- Хм, - смутился мужчина, - кажется, вчера мы с тобой это обсуждали.
- Вчера? Нет, я не помню, чтобы такой разговор состоялся.
- После разговора ты ушла от меня.
- А-а. Это лунная тень. Да, она, вероятно, покинула тебя. Осталась я, солнечная тень. И я тоже хочу… хочу покинуть тебя.
- В чем же причина? – старик посмотрел под ноги на короткую тень, которая лежала, словно блин на теплой сковородке и лениво-лениво двигалась, подчиняясь его движениям.
- Я,я,я нашла… я встретила другого человека. Он такой потрясающий. Он очень сильный, умный, весёлый, - солнечная тень принялась расписывать все лучшие качества нового избранника. По ее словам, он был неотразим и уникален.
   Старик покачал головой и нахмурился:
- Нет, я не отпущу тебя. Я не собираюсь умирать, об этом я уже сказал лунной тени. Я уверен, что она вернется ко мне. Скоро…
- Фи. Нет, она не вернется. Я тоже ухожу… - Тень помолчала и добавила: - Хотя без нее мне стало комфортнее, не с кем ругаться.
- Что ж, оставайся!
- Нет, прости, но я уже решила: я ухожу!
  И солнечная тень, отделившись от его ботинок, медленно поползла по асфальту, словно змея. Старик схватился за сердце, он с трудом переживал кошмарное зрелище. Не разбирая дороги, он кинулся, куда глаза глядят, позабыв обо всем на свете.
   Очнулся он, когда наступила ночь; он оказался на ступенях пивнушки. Над головой болтался из стороны в сторону старый облепленный мухами фонарь. Эдурс оглянулся с опаской вокруг, разыскивая глазами свою тень. К своему счастью он обнаружил ее незамедлительно. Сгорбленная тень от фонаря, завидев его,  недовольно проворчала, сморщившись:
- Что, старик, из дома прогнали? Ограбили?
  Рядом спустился со ступеней неровными шагами недовольный пьянчужка. Он небрежно отбросил в сторону пустую стеклянную бутылку, которая пролетела мимо носа Эдурса, и, ударившись об стену, со звоном разбилась. Эрдурс подпрыгнул от ужаса.
- Что ты дрожишь? Пойдем, выпьем! – прошептала ему тень от фонаря.
  Старик ухмыльнулся, ему и впрямь захотелось выпить. Он нащупал в кармане несколько грошей.
- Выпей, выпей вина! – шептала тень, - заснешь, замерзнешь и умрешь…
- Нет, нет, - очнулся старик, - нет…. Он поднялся, и, не оглядываясь, поспешил покинуть неприятное место. – Пойду в церковь, покаюсь в грехах своих и поставлю свечку…  Он осенил себя крестом и пошел прочь, шатаясь, словно пьяный.
  Тень от фонаря, тихо выругавшись, отказалась составить ему компанию.
  Через несколько минут Эдурс оказался у ворот церкви. Он почувствовал, как легки были его шаги, и трава почти не шуршала под ногами. У ворот церкви толпились бродяжки, протягивали руки с просьбой подать им на жизнь и на хлеб. Эдурс остановился. Он нащупал в кармане гроши, которые собирался потратить на церковь. Собрав все деньги в ладонь, он протянул их одной из женщин:
- Мне все равно, я скоро умру, -  сказал он ей.
- Ты проживешь еще долго, очень долго, - услышал он ответ.
- Как? Я еще проживу?
- Да, и будешь очень богат. Очень!
  Ошеломленный словами женщины, он прошел в божий храм, купил свечу и, прочитав молитву, вернулся обратно, чтобы поблагодарить женщину за добрые слова, ведь слезы хлынули из его глаз и не могли остановиться. Прошел несколько раз вдоль забора, но не обнаружил ее.
   Тогда, обняв зажженную в храме свечу двумя руками, медленно побрел короткими шажками к своему дому. Но, поскольку было темно, то он совершенно непреднамеренно заблудился. Он оглядывался по сторонам, бережно сжимая в руке все еще горящую свечку, и защищал ее от дуновений ветерка, пряча под полой пальто. Неожиданно он упал и громко закричал, как кричат люди, падающие с высокой горы в необъятную пропасть. Он действительно упал в заросший кустами и высокими травами овраг и больно ударился обо что-то головой, поэтому голос его затих и более не раздавался по поросшей деревьями неровной местности.
    Так пролежал он несколько дней или несколько часов, самостоятельно пришел в себя и попытался подняться. Из виска сочилась кровь, старик протянул руку, сорвал торчащий мягкий лопух и прижал его крепко ко лбу:
- Однако ж, сильно ударился! Рядом он нащупал огарок свечи и спешно зачем-то засунул ее в карман. Потом огляделся; рядом стоял ржавый сундук, о который он и стукнулся головой, когда падал, поскользнувшись у края обрыва. Сундук был небольшой, около полуметра в длину и старик подумал, как его угораздило врезаться в него головой. Он подошел к нему поближе и пнул концом ботинка. Крышка его отскочила, и оттого стало еще любопытнее, что же там лежит внутри. Эдурс раскрыл тряпки и онемел от неожиданности: монеты чистого золота и несколько крупных бриллиантов лежало под его ногами, в ржавом сундучке. Вот он путь к богатству! Старик дрожащими руками схватил сундучок и побежал к дому, забыв про боль.
   Так Эдурс разбогател. Сбылось предсказание бродяжки, которую он повстречал у церкви. Он стал влиятельным и богатым господином. Нанял целый дом слуг и вовсе подумывал жениться снова. В общем, дела у него пошли в гору. Ни о чем не раздумывая, дни и ночи проводил он в неге и радости; вкушал сладости и вкусности; проживал беспечно и вовсе не думал о своей смерти.
   Однажды случилось непредвиденное: к нему вернулись его тени, о которых он и думать забыл и стали умолять взять их обратно к нему на службу.
- Что ж, я не противлюсь вашему возврату! По правде говоря, я уже и позабыл, как вы выглядите…
- Да, господин, мы снова у твоих ног, - сказали лунная и солнечная тени. – Мы снова будем заботиться о тебе, и следовать за тобой след в след! – вторили они.
- Что ж, я очень рад, очень рад, - ухмылялся старичок.
- Но только…
- Что только?
- Только хотели бы мы попросить тебя переехать на другой континент, где ночь сменяется днем, когда в этом краю темно.
- То есть?
- То есть, мы не можем теперь уйти от новых хозяев. Лунная тень останется с девушкой, а я останусь у своего господина. Но мы будем приходить к тебе, если ты переместишься на противоположную сторону планеты. Тогда, отслужив службу, мы прилетим к тебе!
- Что ж. Идет, как раз я подумывал о переезде, - согласился добродушный старик. Он переехал на противоположную сторону планеты, в другую страну и купил себе новый роскошный дом и теперь ленная и солнечная тени, выполнив свою работу у новых хозяев, продолжали свою службу у любимого господина: лунная тень прилетала к нему ночью, а солнечная - днем. Жизнь стала еще радостней, у старичка появилось много новых друзей, и он совсем не скучал. Ежедневно он посещал балы и представления и был рад тому, что сменил место жительства.
  Но, однажды он нашел в кармане старого пиджака, который собирался отнести на свалку, огрызок старой церковной свечи. Он снова зажег ее, чтобы полюбоваться пламенем и прошептать слова молитвы. И неожиданно услышал тонкий голосок, это говорила тень от свечи:
- Эдурс, Эдурс, - обратилась она к нему, - здравствуй, мы снова встретились с тобой. Помнишь, тот день, когда ты упал в овраг.
- Да, - старик ударил себя по лбу, - это ты моя церковная свеча, я совсем забыл про тебя. Я стал так сказочно богат, у меня появилось много друзей и старые вещи перестали меня интересовать.
- Рада за тебя. Но будь на строже, хочу предупредить тебя.
- Что же мне угрожает?
- Тебе угрожает большое несчастье. Тебя хотят ограбить!
- Кто же посмел посягнуть на мое богатство?
- Новые хозяева твоих теней! Они выпытали у них, куда они уходят каждый раз или проследили за ними, и им стало известно, что ты их хозяин, и они готовят покушение на тебя.
- Вот это да! Что ж, благодарю тебя, тень от свечи! Ты, полагаю, спасла мне жизнь!
   Старик опустил голову и крепко задумался, с кем же ему предстоит столкнуться в ближайшее время.
   Ждать ему долго не пришлось. В следующую ночь у ворот его нового дома показалась фигура в черном плаще и черной маске. Молодая женщина ловким движением вспрыгнула на балкон его дома и за несколько минут оказалась на краю его комнаты.
- Добро пожаловать, леди! Впереди нее вспыхнул огромный яркий прожектор. Он ослепил ее. Она прикрыла лицо кончиком плаща и от испуга вскрикнула:
- Кто вы?
- Я Эдурс! – воскликнул мужчина. - Мадам, надеюсь, вам все уже известно обо мне, моя болтливая тень вам все про меня выболтала.
    Но девушка не могла произнести и слова: по полу металась чья-то странная тень. Она перебегала от ботинок старика к каблучкам ее туфелек, корчила странные рожицы и делала кому-то какие-то знаки. Девушка засмотрелась на нее, неловко развернулась, чтобы спрыгнуть с балкона и унестись прочь, но, зацепившись за что-то, падая, разбилась насмерть.
   Эдурс от неожиданности только охнул. Ему было жаль девушку, хотя она была и не так невинна. Он вызвал полицию, и тело несчастной вынесли вон. Старичок, вытирая слезы, остался поджидать в гости другого господина, об исключительности которого он был уже наслышан.
  Вскоре он заснул в кресле и проснулся от звонка в дверь. Так, благородный господин, которого ждали в гости, не стал пользоваться черным ходом, а вежливо позвонил прямо в дверь.
- Проходите, - Эдурс пустил незнакомца вовнутрь своего дома. – Присаживайтесь, будьте как дома! Он изо всех сил старался быть вежливым и учтивым, полагая, что незнакомец одумается и откажется от своего коварного плана ограбления. Незнакомец достал откуда-то бутылку марочного вина и предложил Эдурсу выпить. Но тот вежливо отказался:
- Я очень стар и совсем не пью вино. Потерял вкус к нему… Он хитро улыбнулся, краем глаза наблюдая за реакцией незнакомца.
   Но тот ничуть не смутился. Он даже рассказал, откуда он и что привело его в этот дом. И Эдурс тоже ничуть не смутился, когда рассказал ему всю ту историю, которая приключилась с ним однажды в одну лунную ночь. Незнакомец был очень удивлен услышанным и сделал свой неосторожный вывод:
«Он решил, что тень, которая пришла от старика к нему, ему больше не нужна, поскольку старик стал богат именно потому, что потерял свою тень». К такому умозаключению он пришел и поэтому ловко прогнал свою тень, которая благополучно пристроилась у ног настоящего хозяина.       Довольный своим необычным путешествием, радушием хозяина дома и своей ловкостью и рассудительностью, незнакомец пожелал удалиться. Он помахал Эдурсу на прощание и пообещал снова побывать у него, как только у него появится лишнее время. А теперь, расставшись с прежней тенью, он был открыт новым идеям и ждал чудесного преобразования его теперешней жизни, надеясь на улучшение своего благосостояния.
   Так обе тени снова оказались вечными спутницами старого человека и не покидали его до самой смерти, поскольку устали от блудства, и посчитали свои скитания бесполезными и глупыми. Но поскольку жизнь теней бесконечна, то они и по сей день где-то скитаются, омрачая чужие рассудки своими непредвиденными капризами…