Николай Васильев. Книга лирических пейзажей

Нина Писарчик
Эссе Николая Васильева посвящены красоте природы. Цветистостью описаний они напоминают Виктора Астафьева (например, В. Астафьев "Ода огороду"), но, если Астафьев стремился максимально полно передать ощущения пяти человеческих  чувств - зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания - и делал это максимально чувственно и роскошно до чрезмерности... То Н. Васильев описывает не материю, а её духовное состояние. Главная черта автора - созерцательность, притом настроение природной картины должно совпасть с его собственным настроением. Или же состояние природы должно повлиять на автора-наблюдателя, созидая определённый его настрой, и тогда ощущение гармонии изливается пышными эпитетами и необычными метафорами:
"Молитвенный дом зимы. Скрипы тропинок, вздохи снегиря в палисаднике перед школой. Белое благообразие, лишенное нечистот, сквернословия, суеты. Чуть затуманенное бледно-голубой дымкой солнце к лицу этому храму чистоты и тишины. Мягкий, врачующий свет его наполняет улочки деревни, поля, долину реки"... (Н. Васильев "Немножко зимы").
Чувствуется, что автор литературного произведения - счастливый человек, потому что имеет природный материал - в неограниченном количестве - для описаний, а его мироощущение не противоречит естественному течению жизни.
Быть не может, чтобы автор создавал свои замечательные картины природы с натуры, не сходя с места, созерцая и описывая, как есть. Скорее, он обладает фотографической памятью, что свойственно художникам, пишущим полотна по памяти, иногда по наброску или этюду. И разве проще иметь в арсенале не разнообразие тюбиков с красками, а "избитый" частым употреблением лексический материал, чтобы создавать, равноценно с живописцами, зрелищные картины уже недоступной обывателям природы?