Дворяне у истоков квантовой теории

Роман Воробьев 4
     Исторически волновая теория света родилась в работах Гюйгенса 17 века, который рассматривал свет именно как волну. Вскоре однако появился крен в сторону представления света, как потока частиц, в основном, в работах Ньютона 17-18 веков, хотя, строго говоря, Ньютон, как гласит легенда, не настаивал на том, что свет это поток частиц.

     Этот вопрос и встал в Французской академии наук в начале 19 века. Тогда молодой Френель, выпускник Политехнической школы, активно продвигающий различные оптические приборы (бизеркала, Френеля, к примеру) вмести с Юнгом стал активно изучать оптические явления.

     Как это часто бывает в науке Френель, вопреки своей гипотезы о продольности волн, доказывает теорию поперечности электромагнитных волн, предложенную ранее его коллегой Юнгом. Но главный вопрос о том, волна свет или частица продолжал остро стоять в европейской науке. И тогда Френель делает массу экспериментов, доказывая, что свет есть волна.
Особенно блестящим был его эксперимент с очень маленькой дырочкой, когда после прохождения света через неё в центре светлого пятна оказался маленький тёмный круг, что является следствием дифракции! Это было победа волновой теории Гюйгенса.
Френель завершает формулировку принципа Гюйгенса и теория света становится наукой.

     Но пути науки неисповедимы. Примерно в 40-е года 19 века потомок шотландских дворян, среди которых были и герцоги и короли, Гамильтон доказывает математическую идентичность принципов Мопертюи и Ферма. В переводе на человеческий язык, это означало, что математики, описывающая световую волну и частицу,  ЭКВИВАЛЕНТНЫ при замене одних переменных на другие.
 
     Лорд Гамильтон принадлежал к славному роду. Леди Гамильтон, жена адмирала Нельсона, и вторая леди Гамильтон, любовница Петра Первого, казнённая им за "измену", были также из славного дома Гамильтонов. Это, тем не менее, не спасло лорда от сумасшествия. Объединённая теория волны и частицы стала былью, быль стала легендой, и на 80 лет теорема была забыта...пока виконт де Бройль, потомок французских королей, не поднял теорию Гамильтона, которая выпала из рук сумасшедшего лорда, доказав её и для теории относительности тоже.

      До этого, правда, уже Эйнштейн поговаривал, что энергия в фотоэффекте квантуется, за что и получил впоследствии свою единственную Нобелевскую премию.  Но вопрос о квантовании вещества поднял всё же впервые дворянин де-Бройль. Квантование энергии логически вытекало из квантования материи. Де Бройль также впервые предположил, что дуальность частицы и волны принадлежит не только фотонам, но и другим частицам, электронам, к примеру, что подтвердилось в опыте Девиссона и Джермера по рассеянию электронов на кристаллах (там дифракционной решёткой был сам кристалл). Так родилась квантовая механика.

Философские принципы квантовой теории реально были созданы высшим дворянством Великобритании и Франции.