Колбаса из китятины

Анатолий Шульга
               
               

 Будучи юным 17-летним студентом 1-го курса ихтиофака КТИРПиХ в июне 1969 года я проходил практику по геодезии в пределах города Калининграда — озеро Пионерское у улицы Бассейной. Эта бодяга тянулась около десяти дней, мы там смыкались с примитивными теодолитами, нивелирами и чудовищной нивелирной рейкой  вокруг озера. Отчёт с планом геодезической съёмки на большом листе ватмана, «допрос» на эту тему от «папы Шульца» (это учебная кличка вельми своеобразного преподавателя), зачёт практики и можно уехать домой передохнуть от этого процесса.
 Запомнилась не  эта тягомотина, а сопровождающая  процесс практики жизнь.
Денег катастрофически не хватало - 33,50 руб стипендии (1,5руб. вычиталось за проживание в общаге) настраивали на полуголодное существование, хотя формально один рубль в сутки обеспечивал почти питание в студенческой столовой. Но хочется ведь сходить и в кино или попробовать что-либо сладкое или непривычное.
 И вот в этот год в гастрономах Калининграда в продаже появилась варёная колбаса по 80 коп/кг. Was ist das? (Что это такое?). Простая рабоче-крестьянская варёная колбаса (ветчинно-рубленная, докторская, русская и т. п.) в батонах с грубой полиэтиленовой обёрткой стоила от 2,10 до 2,80 руб/кг. Естественно, её сначала надо было найти в продаже и отторчать в тяжёло-неприятной очереди. А здесь всего 80 коп /кг! А ведь  это чудо советского пищепрома было ещё и по 90 коп/кг (с вкраплениями шпика). Эта колбаса чернела на срезе практически моментально, о вкусе говорить нечего и не зачем — его просто не было. Даже перманентно голодные студенческие желудки не всегда усваивали этот  кулинарный изыск. Эксперимент тихонечко иссяк уже к концу 1969 года в связи с отсутствием спроса на этот «продукт».
А весь секрет дешевизны заключался  в попытке втюхать плотоядному народонаселению продукт из сьедобных частей китового мяса. В 1960-1975гг в Калининграде работала китобойная флотилия «Юрий Долгорукий» и за 15 рейсов она  своими 15-ю китобойцами добыла 42311 китов. Помимо основной продукции — жира и мясокостной муки, на берег доставлялись и отдельные части туш китов, считавшиеся сьедобными (в частности, японцами), а также в небольших количествах  амбра и спермацет. Вот из этого японского китолакомства простые советские пищетехнологи и изобразили эту неудобоваримую «колбасу».
 В конце  8-9-ти месячных рейсов  флотилия заходила  (для отоварки экипажей капиталистическими товарами) в Гибралтар, реже в Голландию.
  Встречали флотилию всем Калининградом очень торжественно и помпезно - первым причаливал передовой гарпунный пароходик. По дороге (в канале) китобои для всеобщего кайфа палили холостыми зарядами. Ребята, конечно, молодцы. Выдержать и тем более проработать в чудовищных погодных условиях «ревущих сороковых» и южнее- это на грани выживания. Но народ моряками гордился и правильно.
  Китобойная флотилия прекратила своё существование в 1975 году.  Саму плавбазу продали на металлолом в Испанию (разрезана «на иголки» в 1977 году), а суда-гарпунёры вначале пытались использовать в качестве патрульно- хозяйственно- посыльных судов на промысле в рыбопромысловых районах. Их «прожорливость» по топливу, отсутствие трюмов и проблематичность ремонта привели к логическому списанию этих судов.
Одно из последних судов этого типа я встречал на шельфе Анголы в 1978 году.