Байча

Виктор Мангустов
БАЙЧА

В Афганистане всем знакомо это слово с ударением на последнем слоге – «байча», мальчик, ребёнок, подросток. Без вездесущих, пытливых, приставучих и дерзких пацанов трудно представить себе эту страну, её города, аулы, просёлочные дороги. Наверное, жаркое солнце, горы, песок и горячий нрав нации сконцентрировали в её маленьких жителях любопытство, резвость и тягу к приключениям. Иноземную речь дети усваивали гораздо быстрее взрослых. Даже едва научившихся ходить байча, можно было увидеть за прилавками базаров и бесчисленных лавочек – «кантинов», в пыли дорог и военных объектов.
Помнится, на второй день после прилёта в ДРА, нашу эскадрилью подняли в четыре часа. В полпятого утра личный состав ожидал транспорт для отъезда на аэродром. В октябре в это время ещё темно. При слабом свете лампочек, на близлежащей мусорной свалке маячили четыре детские фигурки 6 – 10 лет. Они, ковыряясь в мусоре, что-то усердно искали. Из дальнего угла огороженной территории гарнизона появился патруль. Не доходя метров пятидесяти, начальник патруля грубо выругался и выстрелил из пистолета вверх, в сторону мальчишек. Дети вздрогнули, словно испуганные воробьи, одновременно. Невозможно забыть тот взгляд ребёнка – чёрные угольки жгли ненавистью и обидой. Подойдя к стрелявшему, я спросил – не страшно ему воевать с пацанами? Держа дымящийся пистолет в руке, прапорщик, вместе с крутым перегаром выдал: «Вы, старлей, сюда только прилетели, а я уже третий год тут воюю. Душманята в мусорке, помимо огрызков, ищут письма и документы. Им за это «бабки» платят».
Друзья стали уговаривать меня не связываться с пьяным воином, «находящимся при исполнении», да он и сам, прорычав что-то патрульным солдатам, направился с ними в сторону от места конфликта.
Вот ещё характерный эпизод в тех краях, на ту же тему. Срочно надо было привезти для штурмовиков нашего полка запчасти, расходный материал, авиадетали. Для меня поездка на автомобиле в Кабул тогда была первой. Поехал я с замполитом и водителем – солдатом на грузовом КамАЗе. Уже в Кабуле, на одной из оживлённых улиц, нас остановил советский патруль. Водитель, не сказав мне ни слова, пулей выскочил из машины. В недоумении я бросился за ним, и увидел, как у заднего борта машины солдат подзатыльниками и пинками разгоняет малолетних воришек. За считанные секунды они успели выкрутить несколько винтов из задних фонарей машины.
Дети есть дети. И они всегда вызывают любовь, тревогу, заботу. Особенно тяжело видеть глаза детей войны – голодных, оборванных, переживших ужас потери родных и близких…
Каждый раз, заступая в наряд, я видел, что за проволочным ограждением, на пустыре, невдалеке от помещения дежурного по караулам, играют дети из соседнего аула. Перед очередным заступлением на дежурство я взял с собой конфеты и фотоаппарат. Оставив вместо себя на несколько минут помощника, нагнувшись, пролез под проволокой, прошёл мимо таблички «Мины!» и направился к группе мальчишек. Надписи с подобными предупреждениями располагались по всему периметру гарнизона. На них особо не обращали внимания, знали, что «сюрпризы» встречаются в совершенно неожиданных местах, совсем необязательно там, где о них предупреждают. Сделав несколько снимков и угостив ребятишек конфетами, я вернулся к месту несения службы. А спустя два дня друзья мне сказали, что рядом с дежуркой, где я общался с байчой, один из них подорвался на мине. Находившиеся в то время в наряде, отвезли ребёнка в советский госпиталь, и там его, наши медики, «склеили» по кусочкам, вернули к жизни.
Глядя на сохранившуюся фотографию, я всегда думаю о том, что кто-то из запечатлённых на ней детей стал жертвой той войны, немым напоминанием о прошлом…
В Афганистан я отправился добровольно. Тогда советские войска опередили американцев с вводом «ограниченного контингента» на четыре часа. Потом служил в Сибири. В 1992 году, находясь, во время отпуска, у родителей в Днестровске, добровольно пошёл защищать Приднестровье. Вместе с казаками в июне – июле отбивал атаки опоновцев Молдовы под Кошницей. Готов в любую минуту к защите родных и близких от любого агрессора. Но хочется сказать так, чтобы услышали все люди: «Не убивайте друг друга! Ради будущего, ради  детей своих и чужих, - не воюйте!!!»