За нашу Великую Родину!

Виктор Мангустов
Мы сражались за нашу страну

Вновь приснился сон о былой войне:
Столько лет прошло, а Баграм в огне.
Слышу рёв турбин – штурмовик на взлёт,
Смертоносный груз поднял самолёт.
Не взлетев до туч, рядом с полосой
Он эРэСом бьёт, и дувал пустой!
С тем дувалом в пыль превращён душман
С крыши он стрелял, зачитав Коран.
А в пяти верстах, за крутой грядой
Канонады гул – там неравный бой.
На колонны нить, из-за скал, толпой
Сотни « духов» прут, все «под анашой».
И идёт звено на крутой вираж,
Дан ракетный залп, и развеян раж.
Лётчик на земле смог лишь закурить,
Получил приказ и стрелять, бомбить… .
Подготовки срок словно не земной –
Четверть часа ад и машина в бой!
Техников рывок: керосин залит,
Тонны бомб висят, двигатель гудит.
И шумит эфир, слышен позывной:
«Где же вы, «Грачи»? «Грач», меня прикрой!

             Автор этих строк служил инженером в прославленном штурмовом авиационном полку в Афганистане.
             Кто проходил службу в 1985 – 1986 годах в Демократической Республике Афганистан, тот обязательно слышал, а вернее – имел возможность убедиться в эффективности действий этой части. Полк был оснащён лучшими в мире штурмовиками - Су – 25, снабжёнными очень точными прицелами с лазерными дальномерами. Личный состав за год прошёл специальную подготовку для работы в ДРА: пять лётных дней в неделю с работой на полигоне не могли пройти безрезультатно (в мирное время стреляли, бомбили, пускали ракеты на полигоне авиаторы раз в квартал, или, даже – в полгода).
             Огромная заслуга в высокой результативности и неуязвимости полка принадлежит его командиру, одному из лучших авиаторов Советского Союза – Александру Владимировичу Руцкому. Это он за год сделал из молодых лётчиков асов, сплотил воинский коллектив и давая примеры личного мастерства, мужества, порядочности, в тяжелейших условиях организовал людей на выполнение, казалось бы, невыполнимых задач.
Штурмовикам было дано условное обозначение – «Грачи», душманы же нарекали боевые машины «чёрной смертью», «крестами» и прочими «лестными» эпитетами. Точность попадания с воздуха была настолько высокой, что при появлении над полем боя даже одного самолёта бандиты прекращали боевые действия и старались куда-либо скрыться.               
Укрепрайоны душманов, оснащённые новейшими системами ПВО западного производства, склады боеприпасов, лагеря для подготовки боевиков, живая сила противника – всё это уничтожалось «Грачами» в огромном количестве. Радиоперехваты пестрели криками о помощи в связи с действиями «Чёрной смерти».
Наши сухопутные войска тоже не оставлялись «Грачами» без внимания. Сопровождение автомобильных колонн, прикрытие спецназа, уничтожение караванов противника, минирование троп и много других задач приходилось выполнять штурмовикам по запросам пехоты круглые сутки.
Выполнялись задачи ценой огромных усилий, здоровья, а нередко и жизни. Стоянки самолётов и жилой городок авиаторов неоднократно подвергались ракетно-миномётным и снайперским обстрелам. Предпринимались попытки диверсий и захвата аэродрома. Но лётчики и инженерно-технический состав не щадили себя ни днём, ни ночью.
На долю техников приходилась, поистине, титаническая работа. Предполётная подготовка выполнялась за пятнадцать минут, вместо положенных сорока пяти, причём ни одна из подвесок на самолётах не оставалась пустой, а это значит, что на каждый вылет надо было снаряжать около четырёх тонн боеприпасов. Чтобы успевать выполнять задачи командования и вовремя оказывать поддержку наземным войскам, порой приходилось выполнять подготовку без соблюдений правил техники безопасности, и, как следствие, с дополнительными потерями.
Но поддержка с воздуха всегда приходила вовремя.
И дороже любых наград были взгляды командиров подразделений, приезжавших поблагодарить за спасённые взвод или роту.
Оценкой действий родного полка были и другие взгляды…
Членов американской делегации (представителей Министерства Обороны США) посетивших, в начале «демократизации» в России, Иркутское Высшее военное авиационное инженерное училище, в котором я тогда служил, интересовало всё, что они могли увидеть и услышать.
Я был приятно удивлён, когда, ответив на вопрос одного из американцев - за что
я награждён в Афганистане?, увидел, как профессиональный разведчик не смог скрыть негативной реакции. Стандартная, белозубая улыбка американца исчезла, когда он услышал,
что я служил в отдельном штурмовом авиационном полку под командованием А.В.Руцкого.
Видимо, моему собеседнику было о чём вспомнить… Как известно, множество военных советников из США, других стран НАТО оказывали помощь душманским бандформированиям. Американские офицеры активно участвовали в той войне, и по окончании её, тщательно проанализировав Афганский опыт, военные аналитики этих стран пришли к выводу: «Лучшим в мире воином является советский воин!» Подробный доклад на эту тему был напечатан в военных журналах США.
Сейчас существует множество суждений тех событий. Но для советских воинов, отдавших лучшие годы своей жизни на «полях» сражений в Афганистане, те годы навсегда остаются лучшими! Нам есть чем гордиться – мы сражались за нашу великую страну, за наш народ, за своих родных и близких!