Фрагмент 4 Весовые категории

Феликс Сажин
Это был обычный будний день. Мама уходя на работу, обычно давала нам с сестрой различные домашние задания.  На этот раз, мне досталось  сходить за хлебом.

  Мама долго копалась в сумке, но мелочи найти не смогла. Поэтому мне была вручена весомая купюра достоинством  три рубля.
 - Смотри не потеряй, - предупредила она, - Надо ещё до получки дотянуть.

 Да, в то время деньги имели совсем другой "вес".
 Хлеб стоил 22 копейки- серый, белый 28, а чёрный и того 17. Средняя зарплата не достигала ста рублей.
Поэтому, получив три рубля, я ощутил себя богатеньким Буратино.

 Времени на выполнение этого почётного поручения  было предостаточно.
 Отец в море, мама на работе, сестра занимается своими делами.
Решил я сходить на базар. Благо деньги то есть.
 "Пойду посмотрю
чем народ торгует?" -по взрослому рассуждал я.

Как и везде, какой рынок может быть без лиц кавказской национальности. Не успел я перешагнуть торговую границу, как ко мне подошёл один из, "джигитов". Он сразу начал интересоваться, с явным акцентом:
- Што мальшиг хотчет?
Шашлыг хотчет, плоф хотчет? -илы арбус?

Услышав про арбуз, я сразу про всё забыл В моём воображении всплыли сочные красные куски сладкого лакомства.
  - Дядя, а трёх рублей хватит на арбуз, - наивно спросил я. - Больше для того, чтоб похвастаться, что имею такое состояние.
-Канешна дарагой, давай денешки, сейчас выберу тебе самый вкусный.
Я как-то машинально отдал ему все наши сбережения.

 Пока ждал, представлял себе, как принесу домой самый вкусный арбуз на свете. Как все меня будут хвалить за проявленную инициативу. "Хозяин ты наш, кормилец", - представлял я как обрадую маму с сестрой.

-Дэржи арбус, - оборвал мои мечтания хитрый Джигит. И протянул мне половинку арбуза размером в пол волебольного меча.
-Вот, только для тэбя старался, пришлось резать.
 Этот огрызок напомнил мне немецкую каску, с углублением в центре. Довольный торгаш ещё и издевался:
-Ну чё зеваешь, получил товар, - иды нэ мешай работать.

И я пошёл. Понимал, что произошло что то странное. Но что я мог поделать. Три рубля уже прочно осели в кармане барыги. Требование вернуть деньги обратно, такие люди рассматривают как покушение на законную собственность.

 Но он просчитался. Не долго он праздновал победу.
 На тот момент я ещё ни разу не видел свою маму в таком гневе. Нет, она не пыталась меня ругать, она была возмущена до глубины души, вопиющей несправедливостью.
-Да как такое возможно? - Не унималась она, - в одной руке неся злосчастный огрызок, а второй тянула меня в сторону рынка.

 Диалог был короткий. Может продавец драгоценных арбузов и хотел в начале держать оборону, но свирепый взгляд разъярённой мамаши, готовой порвать любого за своего малыша остудил его пыл.
 Диалога не получилось.

Был победоносный монолог:
-Если ты негодяй, сейчас не выложишь сюда мои кровно заработанные, я тебе этот арбуз на голову одену.
 В этот момент я вспомнил, что мне тоже этот арбуз напомнил немецкую каску.

И кавказец поверил маме.
Повторять не пришлось.
-Зачем кричишь дарагая, возьми канешна. - Я же пошутил.
 Как я был горд за свою маму. "Вот это молодец. Такого амбала не испугалась".

  Дальше последовал урок.  Как показать ребёнку ценность заработанных средств? Можно наказать, накричать. Сказать, что с этого момента доверие  исчерпано.
 Но моя мудрая строительница коммунизма, поступила иначе. Она привела меня в овощной магазин, который находился в торце соседнего дома.
-Девочки взвесьте этому сорванцу арбуз на три рубля.
Каково же было моё удивление, когда из-за прилавка выкатили арбуз, весом в пятнадцать килограмм. Моя весовая категория на тот момент не превышала двадцати пяти.

 Какое же это счастье катить домой такой арбуз.
Мы ели его несколько дней.
 Вот так мудро можно наставлять и учить детей на их же ошибках.
Все познаётся в сравнении.