Гл. 5. Шанырак в суде. Суд. заседания 9, 10, 11

Арон Атабек 2
  "ШАНЫРАК - ВОССТАНИЕ БЕЗДОМНЫХ

  ГЛАВА 5. "ШАНЫРАК" В СУДЕ (по страницам Тюремного дневника и пресс-материалов)

                Судебное заседание №9 (1 марта 2007 г.)

     Идет допрос старшего судисполнителя Кеншимовой Д. Картина та же самая, что и с предыдущими «терпилами». С одной стороны – некомпетентность, с другой – стремление обелить себя и свою службу, а также запутать следы. Почему суд выносил решения заочно? Не вы ли представляли суду заведомо ложные документы? Предусматривает ли Инструкция по исполнению судебных решений привлечение сил милиции и МЧС? Кто прибыл в «Шанырак» раньше – судисполнители или милиция?    Почему вы лично не остановили силовую акцию – видя масштаб сражения и неминуемость гибели человека? На эти и другие вопросы Кеншимова давала путанные и откровенно лживые ответы.
     Шаныраковцы, в пределах судебной дисциплины, выражали свое недовольство. Вдруг «взорвался» Ерканат. Действительно, лживость и агрессивность Кеншимовой уже достали всех. Но судья встал на защиту Кеншимовой и потребовал удаления Ерканата из зала суда. Мы встали на защиту друга. Судья потребовал конвой. Тогда Ерканат вытащил «мойку» и хотел полоснуть себя по горлу. Мы успели перехватить. Мы заявили, что если выведут Ерканата – мы все откажемся участвовать в процессе! Судья объявил перерыв.
     Это была – кульминация! Мы поняли, что несмотря на все наши предупреждения и акции – судья решил нас жестко «прессовать». Решение было единодушным – выходим на голодовку! Прямо здесь и сейчас, в этой клетке, в этом зале! Пацаны вытащили «мойки», угрожая вскрыться! Я предложил не мелочиться – а поставить сразу крупные требования! Воевать – так воевать!
     После перерыва судья, как ни в чем не бывало, опять вызвал Кеншинову и хотел продолжить заседание. Я встал и зачитал наши требования. Бумагу тут же забрали журналисты. Потому текст сейчас привожу по памяти, с переводом с казахского на русский:
     «Уважаемый суд! В течение двух месяцев Вы приглашаете на допрос мелких служащих. Они – не в состоянии компетентно ответить на ваши вопросы. Потому что не они – составили преступный план сноса «Шанырака»! Не они организовали кровавое побоище – с участием более двух тысяч человек! И не они – убили человека! Это – аким И. Тасмагамбетов и министр Б.Мухамеджанов. Мы требуем их немедленного вызова в суд!
     Также мы требуем освободить из тюрьмы Беглана Алпысбаева, Руслана Намангенова и Аята Темирбаева – для срочного лечения!

     Пока не будут выполнены наши требования – мы будем находиться в зале суда. Если будет совершена попытка силового штурма – все 17 человек «вскроемся»!
     Мы объявляем бессрочную голодовку».
     Судья был вынужден объявить перерыв. Людей из зала стали удалять.   Общественный защитник, кинорежиссер Калдыбай Абенов оказался единственным, кто смог пробиться к клетке. Поскольку акция была спонтанной, без всякого предварительного плана – даже нам обоим, старым друзьям и соратникам, пришлось потратить время и усилия, чтобы согласовать позиции! Калдеке, конечно опасался силовой атаки ОПОНа и наших, в этом случае, безжалостных действий! Я убедил его, что все «под контролем», и раз наступил час испытания – мы должны перенести его с честью.
     Так оно и случилось. Спустя пять часов пришел судья Беимбетов, с ним общественные защитники К.Абенов и Е.Ергожа, а также несколько родителей. Я опять по пунктам предъявил наши требования. На них он ответил так:
     1. аким И.Тасмагамбетов и министр Б.Мухамеджанов на суд будут вызваны обязательно – но после допроса их подчиненных;
     2. вопрос о больных шаныраковцах будет рассмотрен на следующем заседании – с вызовом тюремных врачей, со всей документацией.
Ну что ж! Мы посчитали это хоть и недостаточным, но вполне приемлемым на сегодня компромиссом. Поэтому мы прекратили голодовку – оставляя за собой право продолжить в любое время, о чем и было заявлено судье Беимбетову.

                Судебное заседание №10 (6 марта 2007 г.)

     С утра – «вокзальчик». Фотографируемся – надо выработать пленку и передать на волю. Но нас, шаныраковцев, как всегда – развели по разным камерам. Бывает, что потом удается все-таки, если не всем, то основной группе – собраться вместе. Ждем. Вдруг начался шмон. Пришлось вытащить кассету с пленкой – жаль, там осталось еще с десяток неиспользованных кадров. Кассету взялся пронести Коля, он же Куанали Ашибаев. «Ты БС-ник, тебя не будут шмонать!» — шутим мы. Фотоаппарат доверили Роме.
     Меня, тем временем, уже вытащили на шмон. Сняли и проверили тщательно пальто. Затем потребовали снять ботинки. В общем-то, это нормальная процедура. Но мне, Шалу, лидеру «Шанырака», и вообще, известному человеку – «западло» разуваться перед краснопогонниками! Я – отказался. Начался кипиш, с обоюдными толканиями и матерками! Это длилось минут 15! Наконец, подошел капитан и унял своих «псов»!
     В суде – допрос все той же Д.Кеншимовой. Тупость и некомпетентность, вкупе с лживой изворотливостью – достали всех. Даже «терминатор» судья Мамытов стал покрикивать на судисполнителя!

     В перерыве нам передали с воли гриль, колбасу, плов. Радость зека – один раз пожрать нормальной еды!
     Возобновился суд. Судья Беимбетов, стоя, не включая микрофона, что-то невнятно, скороговоркой объявил – и быстро двинулся к выходу. Я как раз что-то записывал в тетрадь и не услышал начало его речи. Застал лишь конец – следующее заседание состоится 20 марта. Но ребята бросились меня поздравлять! Адвокаты – тоже. Я – не понял. Спустя несколько минут Аят сказал мне: «Ага, нам дали суд присяжных! Вы что – не рады?» Только тогда до меня дошло! Я вскочил с диким криком, ребята тоже, стали обниматься!
     Да, это – маленькая большая победа! Борьба за нее началась с первого же дня следствия, а затем и в суде. Покойный Тельман Елубаев (да упокоится с миром!), руководитель следственной группы – совершил служебный подлог! Он должен был составить протокол – что нам, подследственным, объяснены наши права в отношении судя присяжных. Но он – не сделал этого! Ибо боялся, что мы объявим голодовку и бойкот следствию – и дотянем его до 1 января 2007 года, когда вступает в силу закон о суде присяжных! Клянусь великими предками – мы бы сделали это!
     Конечно, этот подлог стал возможен благодаря попустительству со стороны наших адвокатов. Я уже отмечал, что они дрожат за свои лицензии – и боятся конфликтовать с органами. Иначе, я не могу поверить, что опытные профессионалы – просто «прозевали» этот момент! Я сторго отчитал своих адвокатов – еще одна ошибка, и они не просто будут уволены, они будут виновниками и пособниками не-справедливого суда!
     Но, тем не менее – Победа! Пусть маленькая, пусть даже все присяжные окажутся «красными», работающими на ментов – все-равно это Победа! Она дает нам Дух великих предков – и уверенность в своих силах! Понадобилось два месяца упорной борьбы, «вскрытие», голодовка, запрос в Конституционный Совет, подписанный тридцатью депутатами Парламента, общественное мнение, наконец – чтобы сломить сопротивление судей, увы, совершенно не-независимых в своих решениях! Это – начало нашей большой Победы! Я – уверен в этом!

     P.S. Я уже несколько раз писал этот «пост-скриптум». Судья – «оговорился». Суд присяжных дали не «Шаныраку» — а другому процессу, в котором участвовал судья Беимбетов. Но я, с тенгрианским суеверием и верой в то, что магия письма формирует реальность – сохраняю этот момент. И он настанет. Ауминь! Тенгри тег!


                Судебное заседание № 11 (20 марта 2007 г.)

     Продолжается допрос судисполнителя Д.Кеншимовой. Я задал «дежурный» вопрос, который задаю многим; это также «стратегический» вопрос выявляющий суть правовой системы РК: «Как известно, закон в связи с «легализацией имущества» вышел 5 июля 2006 года. Также известно, что Закон РК автоматически аннулирует все предыдущие решения местных судов. Вы, как судисполнитель, знаете ли об этом?».
     Ответ: «Нет».
     После перерыва – СЕНСАЦИЯ! 9 шаныраковцев разом отпущены на свободу – «по подписке»!
     Судья зачитал это решение суда, и все были удалены из зала. Примерно час мы сидели в клетке. Затем принесли формуляры «подписки». Ребята заполнили их, и тут же их стали освобождать из зала суда! Для нас это была неожиданность. Мы быстро еще раз подтвердили свое решение назначить Беглана Алпысбаева «смотрягой» в «Шаныраке». На него и Ерлана Сыпатаева (он и раньше был на воле «по подписке») возложили оргработы по регистрации общества «Шанырак-Казахстан». Прощались со слезами на глазах. В полупустой огромной клетке нас осталось 8 человек. Далее привожу репортаж из газеты «Шанырак айнасы».