Ветхозаветный Ленинград, или Древнее Царство ХХ в

Локсий Ганглери
Да, Сфинксы мы.
Да, истуканы мы
С холодными, горящими очами...

Думаете, я шучу? Нисколько! И поэт не шутит: во-первых, «холодные и горящие» не есть противоречие, а во-вторых, сфинксы сыграли в истории России очень немалую роль... Впрочем, начнем с самого начала.

И сразу парадокс: ГДЕ оно, это начало?

Античные авторы о сфинксе молчат. Молчанием объято всё: и сами сфинксы, и все доселе найденные папирусы, и «Темные века». Погружены в молчание и внутренние, и внешние стены пирамид...
Рассуждая как учёные, мы не вправе допускать существования сфинкса. Но как гигантское НО он стоит тут, бесстрастно таращась на нас: «Я не существую?! Ну-ну!» Здесь ты видишь: а ЧТО еще и существует как не ЭТО???

В общем, дело сложилось так: пирамиды существуют – это факт, их упоминали все люди, образованные и не-ленивые, кто жил между Тацитом и Геродотом. А как же Сфинкс?.. ведь эрозийные полосы на человеко-львиной груди Сфинкса говорят о Потопе – а значит, Сфинкс древнее пирамид! – и древнее, возможно, на десять тысяч лет. Впрочем, это-то легко объяснить: если львиное туловище принесено сюда из каменоломен, то человеческое лицо Сфинкса выбито в скале. А эта скала стоит здесь не то что до пирамид - даже до Сахары! Лицо человека древнее львиных лап, а Сфинкс допотопен!

 Именно ввиду такой беспардонной древности – делают вывод учёные - о Сфинксе ничего не пишут!

Хм! Ученые любят парадоксы. Но такому выводу также требуется объяснение. И единственным объяснением нам представляется следующее: еще до того, как на плато Гиза была воздвигнута первая пирамида – сорок пять веков назад –  господин Сфинкс уже вовсю стоял.
Но стоял он на берегах не Нила, а... Невы! Именно там, среди чухонских болот, за тысячи лет и до Пирамид, и до Музея художеств, но не известно, по какому летосчислению, впервые появился Сфинкс. Думаете, это абсурд? А что вы вообще знаете о сфинксах? – ведь они живут своей жизнью! «Появятся, и растворя-а-тся...» (*)

Доподлинно известно, что в первой четверти XIX века в Петербурге, с Палюстровской набережной, пропали четыре сфинкса. В этом можно обвинять и масонов, и антимасонов, Самодержжца, и даже (магию) Николая Гоголя, но... это уже другие сфинксы и другая эпоха. (**)

А тот, главный, Сфинкс исчез с Палюстровской гати, незамеченный и неописанный, и появился на своем нынешнем месте много позже – когда в Европе уже свирепствовали Ренессанс и Охота на ведьм. Во всяком случае, только после Сейченто впервые зафиксированы описания и зарисовки Великого Сфинкса в Гизе! Вот уж воистину Старый Младенец, этот Сфинкс! – над о же: появиться во мгле времён еще Допирамидной эпохи – и пройти незамеченным Бог весть сколько тысячелетий! Впрочем, ТАК и подобает поступать хорошему стражнику – а ведь Сфинкс был именно Стражем фараонов...

Однако деятельность сфинксов в Санкт-Петербурге – это очень непростая история. А ее ПРЕДыстория – вообще невероятный сплав герменевтики и магического реализма. Сначала – о «Фараоновом Петербурге».

...Если в пост-Ленинградские времена Собчака-Путина в отношении к городу употребляли эпитет «Бандитский», Ленинград советской поры был «Блокадным», Петроград – «Голодным» или «Революционным», то Петербург той поры впору назвать «Магический». Действительно, в те годы, когда в Санкт-Петербурге творил и жил Николай Васильевич Гоголь, содержание магии в северной столице (на душу населения) было не ниже, чем на хуторах близ Диканьки.
И надо сказать, что вина или заслуга сфинксов в этом просто огромна!..

Итак, через некоторое время после непонятного исчезновения уже упоминавшихся четырех особей, столь же непонятно возникли еще двое сфинксов (утверждалось, что не тех, а еще других). Причем, возникли эти двое в самом центре Северной столицы, через девять лет после декабрьского восстания, да еще неожиданно для всех, включая самого государя императора! Более того, это стало неприятным сюрпризом и для коллеги Николая I – фараона Аменхотепа III! – ведь именно его гробницу призваны были сторожить «палюстровские сфинксы». И неплохо сторожили! – шутка ли: три тысячи лет в горячем песке Сахары. Такое и ОМОНу не по плечу!..

Хотя дело здесь совсем нешуточное! Ведь «в прошлой жизни» тем сфинксам отверзли уста в тот самый день, когда фараон Аменхотеп III отправился в царство Осириса, а на престол заступил его сын. Тот самый, который вскоре отверг и всех прежних богов, и свое собственное имя, и провозгласил Единого бога – еще не Истинного, но уже Единого! – провозгласил впервые в известной истории человечества.

Этим он – будущий Эхнатон – подготовил одно из важнейших событий древней истории. А говоря правильнее, это уже не просто «древняя», а Ветхозаветная история! Ведь усыновленным наследником фараона стал подкидыш, принесенный волнами Нила, который правил Египтом всего лишь год, а затем, инсценировав свою смерть, отправился в Нижний Египет, чтобы спасти свой народ.
Казалось бы – живи и царствуй, и дай своему народу жить спокойно и безбедно! Но Моисей – а именно так звали названного сына Эхнатона – искал не отговорок, а способа воплотить повеление Господа. И воплощение это стало крайне болезненным – и для него самого, и для народа. Такова уж цена свободы: быть перед Господом и быть самим собой – не катцельмахером и не ассимилянтом!

На сорок веков занёс суховей песками с Сахары Сфинкса–свидетеля Исхода. А когда, наконец, откопали то не дали продолжить службу: в нарушении древнего проклятия, сфинкса сняли со своего основания и увезли за моря.

Греческий мореход выгрузил сфинкса на Университетской набережной Невы, и на прощание крикнул:

- Привет русскому царю от сфинкса – с того света!

То, что Анастазио назвал «приветом», на деле явилось проклятием – реальным проклятием сфинкса, уже отверзшего уста! Смотрите:

Николай I, в царствование которого был доставлен Чужой с Юга, потерпел сокрушительное поражение и, убедившись в том, что Европа не друг, а враг, умер от тоски. Случится это через двадцать лет после прибытия сфинкса – кстати, в том самом году, когда был принят первый государственный гимн России!
Стоит ли доказывать, что ни ЭТО, ни последующие события не суть совпадения?!

Преемник Николая I, император Александр II, был убит народовольцами: русский царь не может уже гулять по своей столице – отныне, он должен прятаться! Более того, самые насущные реформы оказались невозможными: что ни делай – только вред!

Следующий царь был также убит – убит после блистательного, хотя и короткого царствования. Богатырское здоровье позволило Александру III прожить еще несколько лет после покушения. Однако становилось всё более очевидным, что страна катится в пропасть.

Наконец, последний русский император был всеми отвергнут, свергнут, и расстрелян кучкой негодяев. Наступила эпоха «России во мгле». А затем, того человека, на стальной воле которого страна была не только восстановлена, но даже превратилась в сверхдержаву, а весь народ был спасен от физического уничтожения – этого человека предали и оплевали. Через полвека после этого, Россия вновь погрузилась во мглу... и как знать, не был ли связан и ужас блокады с проклятием сфинксов?..


***

Увы, следовать международным модам и трендам есть такой же удел великих держав, как принимать участие в международных конфликтах:  правительство воюет НЕ за свои интересы, а средний класс (scilicet масонов  и дворян-тунеядцев) носит парики а-ля-Франсэ, ставит обнаженные статуи, возводит дворцы... а, среди прочего, ввозит в столицу сфинксов – так надо! – нимало не заботясь о метафизической составляющей этих древних идолов. 
...А те всё сидят на покрытых гранитом костях и трясинах, вперив свой взор, привыкший к пескам, в беспредельную ширь Невы, теряющей берега и направление. Прохожие думают о прекрасном дополнении к Музея или о продолжении парапетов Невы. А вот о чём думают сами сфинксы, нам лучше не знать...


__________________________
(*) Так вот, первый сфинкс был доставлен в Санкт-Петербург на закате правления Екатерины Великой (в 1790) и был прямым следствием Дворянских вольностей распоясавшихся «борцов против системы» распоясался и всяк кулик начал украшать свое болото, под стать, так сказать, моральному закону внутри себя.
Преемник последней был вскоре убит. Следующий царь... м-м-м... пропал без вести (в самом деле, если царь может стать «пропавшим без вести» – а в России возможно и такое – это именно тот случай!). Кстати, Александра I «за  внешнее сходство» так и называли: «сфинкс». И, судя по портретам, похож...

(**) Те четыре сфинкса возникли вновь - уже после ХХ Съезда. Эти копии не прошли обряда Отверзания уст - то есть, остаются симулякрами, некими мумиями из гранита.
...здесь вспоминается еще одна строчка (как бы) из Высоцкого: "Сфинксы, сфинксы кругом - будь им пусто!.."