Притчи 31 и многое другое. слова лемуила царя

Олиа Стельмах
     1 Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его:
     2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?
     3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.
     4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, 5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.
     6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; 7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
     8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
     9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
     10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
     13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
     14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
     15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
     16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
     17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
     18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
     19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
     20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
     21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
     22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
     23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
     24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
     25 Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
     26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
     27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
     28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:
     29 "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
     30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
     31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела' ее!


ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА:

                1 (а) Слова Лемуила царя.


 Предлагаю сразу начать с имени, о котором нет в современности одного мнения.
 
Одни ученые и библеисты считают, что это ласковое обращение матери Соломона к нему, другие считают, что это имя означает "поступающего глупо", третьи утверждают, что это имя царя, который является потомков измаилитского происхождения, жившего в Северной Аравии.

Имя ;;;;;  означает "для собственности\принадлежности Богу" - "посвящённый Богу", "принадлежащий Богу", "собственность Бога".

В большинстве семей у детей есть домашние, ласковые имена.

Например, Наума дома могут называть ласково Нёмой.
Бершеву могут звать дома Басей. И так далее.
 
В русских семьях и Елену и Ольгу могут звать Алёной, Оксану и Ксению называть Ксюшей. Георгия по паспорту, дома кличут Егором, а Леонида Лёшей.

Вторые имена, которыми родители называют своих детей, не вписанными в паспорта или метрики, часто несут смысл сердечного отношения к детям или их предназначения в жизни.
Либо вторые имена несут историю прошлых событий, связанных с рождением ребёнка, как в случае рождения Моава - старшая дочь Лота родила его от отца и имя означает "отцовский", "принадлежащий отцу" - ;;;;

"Ле-му-эль" - "для принадлежность Бог"

Я отношусь к тем исследователям Священного Писания, которые понимают, что Лемуэль или в русском синодальном переводе Лемуил, является вторым именем  Соломона, именем, которым ласково его назвала мать.

Итак, продолжаем читать библейский текст притчи 31, в синодальном переводе.

              1 (б) Наставление, которое преподала ему мать его:

Наставление, ноша, груз, пророчество которым дисциплинировала, наставляла и исправляла, его мать его.

             2 что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?

Быть сыном обетов - ;;;; - обещаний, которые нельзя заменить, крайне трудно. Быть матерью того, кто посвящён Богу, так же тяжело, ведь такого человека необходимо наставлять с самого начала.
Такое воспитание, по моему мнению, важно любому ребёнку.
 Каждому человеку важно с самого детства слышать, что он или она в этом мире по Божьей воле.
И независимо от особенностей психологического или физического, как и ментального состояния того или иного человека, в его рождении был смысл. Всегда!

Мы можем не понимать этого смысла, можем никогда не узнать причин.
Как однажды сказала одна верующая женщина, "риски мы имеем всегда". Да, риски в этой жизни постоянны. И выбор всегда за каждым конкретным человеком.


             3 Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей.

Удивительным для меня является то, что Соломона наставляла мать, а не отец. Хотя я могу согласиться с тем, что Давиду было из-за войн, которые он вёл, совершенно некогда заниматься детьми.
Вот что о царях говорит закон, данный через Моисея.

Книга Второзакония 17:14-20 - Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня", 15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе. 16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: "не возвращайтесь более путем сим"; 17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. 18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, 19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; 20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.

Вот именно в этом пункте - "чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его" - у Соломона была слабинка.

Но во времена правления Соломона над всем Израилем земля покоилась без войн, был построен Храм Господу. И великая мудрость была у Соломона, послушать его речи приезжала царица Савская.


              4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, 5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.

О, да! Библия полна историй о людях, покорившихся вину.

В книге Эстер\Эсфирь 3: 15 - Гонцы отправились быстро с царским повелением. Объявлен был указ и в Сузах, престольном городе; и царь и Аман сидели и пили, а город Сузы был в смятении.

Суть указа – «13 - И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить.

[Вот список с этого письма: великий царь Артаксеркс начальствующим от Индии до Ефиопии над ста двадцатью семью областями и подчиненным им наместникам. Царствуя над многими народами и властвуя над всею вселенною, я хотел, не превозносясь гордостью власти, но управляя всегда кротко и тихо, сделать жизнь подданных постоянно безмятежною и, соблюдая царство свое мирным и удобопроходимым до пределов его, восстановить желаемый для всех людей мир. Когда же я спросил советников, каким бы образом привести это в исполнение, то отличающийся у нас мудростью и пользующийся неизменным благоволением, и доказавший твердую верность, и получивший вторую честь по царе, Аман объяснил нам, что во всех племенах вселенной замешался один враждебный народ, по законам своим противный всякому народу, постоянно пренебрегающий царскими повелениями, дабы не благоустроялось безукоризненно совершаемое нами соуправление.
Итак, узнав, что один только этот народ всегда противится всякому человеку, ведет образ жизни, чуждый законам, и, противясь нашим действиям, совершает величайшие злодеяния, чтобы царство наше не достигло благосостояния, мы повелели указанных вам в грамотах Амана, поставленного над делами и второго отца нашего, всех с женами и детьми всецело истребить вражескими мечами, без всякого сожаления и пощады, в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара настоящего года, чтобы эти и прежде и теперь враждебные люди, быв в один день насильно низвергнуты в преисподнюю, не препятствовали на последующее время проводить жизнь мирно и безмятежно до конца]

Вот что может приключиться с царём, когда он (да хоть раз в году) ведёт образ жизни беспробудного пьянства и пиршествования. Ему даёт указания обиженный человек. 

Исаия 5: 22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток ...

             6 Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;
             7 пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.

Когда можно выпить? Читаем книгу пророка Неемии -  8: 8 И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. 9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. 10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас. 11 И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. 12 И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им.  13 На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона.

Развод, потеря близких, банкротство - горе.
Но Библия не приветствует пьянства - сладкое вино - это очень лёгкое вино.
А царю и это не должно быть свойственно. Одурманенный вином ум не способен решать дела государственные.

               
                8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.

необходимо помнить, что это повеление, сегодня, необходимо знать каждому! Вот что записано в книге Притчи 24: 11 Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? 12 Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.


Из истории мы знаем, что праведниками названы люди, спасавшие еврейских детей, вообще евреев и представителей других народов, которые стремились уничтожить нацисты во Второй Мировой Войне.

               9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.

Опять закон, данный через Моисея, преподаёт сыну мать его: Левит 19: 15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.  Второзаконие 1:16 И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; 17 не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.


Какое замечательное словесное изображение мужчины! Мудрый, добрый. Не увлекается вином. Именно такой и может найти добродетельную жену. Почему? да по одной причине - добродетельная за другого не пойдёт!

Есть поговорка - "подобное прилепляется к подобному"! Смешно и глупо утверждать, что муж или жена не соответствуют жене своей или мужу своему. Это был выбор и согласие.
Да, порой, женившись, люди "из мешка собственных фантазий кота" вместо добродетельной жены или мудрого и доброго мужа.



             10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;

Иногда я слышу слова "она ведь верующая", значит ... и идёт набор ожиданий.
Верующая или верующий - не означает, что автоматически всё делает так, как удобно и нравится мужу или жене.

Отношения в браке - это всегда труд обоих.
И всё же, Библия даёт некоторые штрихи путеводителя в поисках.
 
Притчи 12:4 Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его.
Притчи 18:22-23 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.
В православном толковании добавка - "Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив".



             11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;

Уверено не только в том, что не будет изменять сексуальной близостью с другими мужчинами, флиртовать с ними. но и не бросит его, когда бизнес "накроется медным тазиком", когда - вдруг! - начнёт зарабатывать больше, чем муж. Мужчине важно быть уверенным в том, что жена, несмотря на тяжёлые моменты жизни, останется нежной и ласковой, доброй и любящей.


Книга Притчи 14:1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками, - ценное определение мудрой жены. В большей степени эта цитата используется в отношении порядка в доме. Но здесь заложена интересная информация - мудрость жены создаёт дом, как Бог создал, точнее преобразовал, жену из "ребра" мужа. Ответственность за красоту отношений, за близость сердец лежит на жене. Это долгий и кропотливый труд. На это способна только добродетельная жена.
сейчас окружение со всех сторон зовёт: "Тебе не нужно терпеть, страдать. Ты можешь всех бросить и жить так, как тебе удобно, комфортно и нравится! Жизнь одна!"
Масса людей идут за этими призывами, путями "века сего", конец которых один - погибель.


             12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
             13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
             14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
             15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
             16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
             17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
             18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
             19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
             20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
             21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Женщина, замужняя может и призвана работать. Как и где - это свобода выбора и полёта фантазий.  Зарабатывает не на собственные нужды, как сейчас "модно увещевать", а на свой дом, свою семью. Для полноты чаши дома.
Работающая женщина может "прятаться" за свою работу "на работе" и не нести своей ответственности за убранство дома. Это только отговорки.
Конечно, ремонт, особенно, физическое участие в нём, ложится на плечи сильно пола, на мужчин. И есть виды работ по дому, которые не по плечам женщины. Она, женщина, возможно многое и сделает, но потом... Потом у неё не хватит сил и выносливости на другие обязанности по управлению в доме.
Если какая женщина работает и устаёт на работе, то своей зарплатой она может оплатить труд "служанок" - вызвать работников по уборке, заказать приготовление еды. Но невозможно чем-либо заменить ласку и нежность жены, заботы матери.

Если у какой замужней женщины на самое главное в её жизни - любовь к мужу и, потом, к детям, из-за работы не хватает сил, нужно менять работу.

Экклезиаст 10: 18 - От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. О, да! Именно! Когда "опускаются руки", когда "бездействие" женщины в доме, то в нём - в семье, в отношениях - течь, слёзы.
Как много зависит от женщины!


             22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее.
             23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
             24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
             25 Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.


Иногда можно услышать, что муж "дурак", "пьянь", "эгоист" - да, так бывает. Но это ТВОЙ выбор, дорогая!
И с этим мужчиной нужно поступать так. как учит Писание, хоть до самого Второго Пришествия.

     В Новом Завете есть наставления для жён:

1Петра 3:1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. 7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. 8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). 13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 

Иногда хочется всё бросить! ведь так легко - уйти, закрыть за собой дверь и жить без оскорблений и упрёков. "Ведь ты этого достойна!" Увы, каждый новый избранник будет в том, что "не сложилось" с предыдущим, ещё ярче, ещё круче. Да, возможно, с другими плюсами. НО!  Божья воля - есть освящение каждого. В первом браке не прошли урок, во втором не прошли, в третьем - не "подготовились"...
Так жизнь в метаниях и пробах прошла.
Изношенные тело и душа.
Неспособность прощать, примиряться, любить, радоваться тому, что дано.

Баба у разбитого корыта.
Мужик с возом, который и ныне там.



            26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.


Как нам, современным дамам, не хватает мудрости. Я не об умении конструктивно, используя места Писания, манипулировать другими, оправдывая своё нелюбовное поведение.

Всё тот же Новый Завет, послание апостола Павла Титу 2: 1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

Какой должна быть замужняя? Ясно - любящей мужа, любящей детей, целомудренной, чистой, заботливой о доме, доброй, покорной своему мужу. Для чего? Чтобы не порицалось Слово Божье!
Вот так!

            27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
            28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:
            29 "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
            30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.


НЕ сразу, а когда дети вырастут и станут на ноги в своей жизни крепко, вот только тогда и скажут! Муж, который прошёл с ней всю жизнь, а не новоиспечённый, который не знает, что "есть мешок и в мешке кот".

Сам Соломон учит в Книге Притчи 11:22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и  безрассудная.
Увы, на самом деле, очень мало красивых и добродетельных.
Красивых с "заскоками", как и приятных на вид, с теми же заскоками - много!

             31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!


Плод рук - это вся её жизнь в послушании Христу, в поклонении Ему.
А поклонение Христу, это не песнопение, а жизнь, в исполнении Слова, порой, когда "приходится наступать на собственную гордость". Это личный крест, это освящение.

Марка 14:3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? 5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. 6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что' ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. 7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. 8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала).


Женщина, имеет сосуд мира. Это может быть всё, что угодно. То, что может дать ей жизнь, о которой мечта с детства. Но...

Опять личный выбор - ради себя любимой или для Господа?

Июнь 2003 год