2-я глава кирпичом по кумполу.. медицина народная

Элизабет Стайнер
   
2-я  глава … МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ И АНТИНАРОДНАЯ         

   Работая   медсестрой  в  больнице,   через год   я   поступила  в Литературный…Спросите,  почему не  в  медицинский? -  Я и  туда    поступала! Но  перед тем  увидела сон:  по сочинению четыре, а  по физике –двойка!..Как с таким предчувствием ехать? Тем более, что  мне  нередко «подсказывают»..Все же я надела  строгое  синее платье в талию, заплела  черную косу, перекинув  её  через  плечо на  грудь…Смотрелась  в зеркале  эффектно: лицо белое, волосы черные,  глаза  круглые,  брови-  вразлет.  Так   и   вышло:  по  сочинению  « четыре»,  а  по  физике   я задачу  не  решила.  В   мединститутах  же одобряют   не СТРЕМЛЕНИЕ  ПОМОГАТЬ  БОЛЬНЫМ, - нет, главное  физика  и химия, -  профилирующие предметы.. Сижу, расстроенная: никогда  не любила физику.. И  тут  подходит экзаменатор, - молодой   симпатичный  мужчина,-  пожалел меня:  прежде  чем  поставить двойку, - сказал  сочувственно:
    - Вижу,  Вы  не случайный человек  в медицине!-  медицинской стаж  у Вас  приличный:  8 лет, -  окинул   проницательным   взором,  улыбнувшись ,-  Вы  очень расстроились?…
- Очень!- сказала  я, опустив  голову,  и  тут же  подняла   глаза, полные   изумления:   не   ожидала   сочувствия!
- Но у меня   к Вам  предложение ,-  сказал  он, - выйдем, поговорим? – пригласил   в  коридор   на  аудиенцию… то бишь   УЕДИНЕНЦИЮ  в  креслах  (я  тогда  понятия не имела, что  можно  «пойти  другим путем»)..Уселась   в кресло,  а он напротив, - оглядывая  меня  заинтересованным   взором   прищуренных   глаз:
  - Тебе очень хочется поступить?  – спросил   вдруг, перейдя на «ты».
  -  Конечно, - выдохнула я, -..Вы же понимаете, случайные   по 8 лет в больнице  не работают...
  - Вот и я говорю, - кивнул он, вдруг протянув  руку , погладив  меня  по плечу…А  я  вздрогнула, и  сжалась – от  странных предчувствий…
   -  Мне жаль тебя! – сказал он,- Такая хорошенькая, уверен,  ты   будешь  хорошим врачом! Правда?
-  Да, наверно..-  кивнула  я,- но  у меня  двойка.. я  нелюблю физику..но с детства люблю медицину, у меня  мама медик,  я много  медицинской  литературы  читаю,..
-  Ты замужем? – спросил   он.
- Да,- кивнула  я   растерянно,  глядя  на  его  аккуратно  подстриженные волосы, прямой нос, и  прикидывая:  «ему лет  35 наверно?.».
Снисходительно улыбаясь,  он  вдруг  заговорил  вкрадчивым  шёпотом,  с намёками, - которые   я  не  сразу   поняла: «Неужели   не всё потеряно?-  первая мысль, - какой  добрый  человек! Понял мой талант?» и  вторая мысль: «С чего бы?..Неужели   честно  меня  жалеет?».
-  Так ты ОЧЕНЬ хочешь поступить?– повторил  он  с  нажимом той же  вкрадчивой  речью,-  согласна   или  нет?  Решай. Времени   мало, а это  твоё будущее! Я   вижу: ТЫ БУДЕШЬ ХОРОШИМ ВРАЧОМ!.
  И тут  до  меня  ДОШЛО, - ЧТО  ИМЕННО  он  предлагает..хотя моё сознание   не  хотело этого  понимать, и… боялось верить! А  он еще   раз   повторил, что  поставит  мне  «четверку»  по физике,  и  « поможет  поступить, и   в  дальнейшем поможет!»  если   я   НЕ  ПРОТИВ  «стать его женщиной» … Вначале   сидевшая,  сьёжившись -  как  кролик  перед  удавом,  я  не могла  поверить  своим   ушам..думая, - как  и чем   он  МОЖЕТ  мне   помочь, «если  только    соглашусь»… лечь  с ним  в  постель! Осознав   смысл  его слов,  я  -  вскочила, потрясенная,  и -  оглянулась:  не слышит ли кто?..В  коридоре  не было  никого!-  А он  глядел на меня, улыбаясь,- нарочно  выбрал  « уединенцию», -–чтоб   не подслушивали… И  неожиданно   я  почувствовала  себя  «не в своей тарелке»,-  и вскочила, поняв, что выгляжу  глупо! - и он  «скорей всего   смеется надо мной,  -  похожей   на  глупую  куклу   в  синем    платье  в талию».. - выбранном  специально  для  экзаменов… «Неужели  так   можно  поступить в  институт,  и   стать врачом?!  –думала я, а  он..не шутит? Неужели  серьёзно? –Или  -  проверяет?  И  глядит, как ни в чем ни бывало!  Неужели   так  кто-то поступает? Нет!, конечно, проверяет!.. .Почему   проверяет именно  меня?.Или я ..похожа  на  проститутку?!»..и  вдруг  мне  стало так  стыдно,  что, - вытаращив  на него   глаза,  я вскочила:
- Да, конечно, я замужем! - а  мысленно  сказала себе: «и я не изменяю мужу!»…но  дело  даже не  в измене..пусть бы не было мужа!- но  такого случая  со мной  просто  не было  и..  не должно быть..»..
  - Вы…ЭТО…МНЕ?!..- прошептала  я  дрожащим  шепотом, - Вы серьёзно это..почему?!..
- Так  как?!-  настаивал  молодой  человек, -  серьезный,  красивый  в  прекрасном  черном костюме  и в галстуке,- с прилизанной прической..  лощеной   внешности, -  ты  согласна? А   если   понравится, мы  и  в дальнейшем    будем   встречаться! - («значит, он не  шутит! И….считает меня  способной  на ЭТО!»?!..
   И тут он,  взяв  за руку, - потянул меня  к себе, а  я  вскочила и попятилась,  - вырвалась, - и,  отскочив, - испуганно  улыбалась, не зная,- как  относиться   к  такому предложению, - и  лихорадочно думала: «Почему  ИМЕННО  МНЕ   ТАКОЕ?!»…
-  Вы это  серьёзно? – задала  я   глупый вопрос, - держась  на  расстоянии  вытянутой  руки, - «чем я его спровоцировала?  - этим синим платьем?  Или..я    похожа на проститутку?!..»
-  Конечно, серьёзно!-  сказал  он   с нажимом,-   Думай!- это твоя  судьба! Скорей! - времени  мало, понимаешь, экзамен  идет…
 - Ой, что  Вы! –выдохнула  я, наконец, отойдя еще, - нет, нет,конечно!!!
- Подумай! -  повторил  он,-  даю  тебе  время,- завтра приходи,  буду ждать!..Ведь это ТВОЯ жизнь,и  больше  такой  возможности  может  не  быть…«Может не быть….- эхом отозвалось в  моем мозгу…не быть!.и наверно, это я  видела  во сне.. не судьба!»
-  Нет, нет! – вскрикнула  я еще раз, -  торопливо, отдаляясь,-  не могу! Правда, не могу, честное слово! Простите! Слезы  брызнули  из   глаз..А он.. рассмеялся  каким-то  тонким   смехом,  и  крикнул  мне  вслед сердито:.
-   Подумай! Все  еще  впереди..приходи,  жду!..
   Но  я  уже убежала. Голова  кружилась,  слезы  текли по щекам,  -  было   стыдно,  - будто  меня раздели при  всех…Уйти, а  то другие  увидят..Не забыть  этого, как убегала,  и   вещий  сон!.Бежала   светлой дождливой   осенней  улицей:  солнце   светит, но уже  не греет, дождь  идет…Слепой дождь! Совсем слепой,..ничего он не видит..Может, и   правда  он меня жалел, но  я  не привыкла…Почему  он  решил  спросить  именно  тогда,  когда  я  не сдала? –знал. Что не откажусь?  Купить решил..Он каждую ТАК  «выручает» или только меня? А если  бы  я  сдала  экзамен,- не  спросил бы?  Я  ему  понравилась, или он  так - со всеми? Осыпаемая  осенними  листьями,  пиная   их  носками туфель,  я шла, видя, что  природа  наряжается, - несмотря  на  «возраст».. Природа   честна:  в  ней  всё,  как положено:  небо  чистое, облака  белые,  листья  золотистые ,-  всё красиво, - и у  ней  нет возраста.. Почему   в  ней  должен жить человек, который  думает  о  возрасте и   о  беде? Не потому ли, что он сам  себе лжёт?.Я  подняла голову. подкинув  носком туфли  фонтанчик листвы:
- Хорошо, что   отказалась! – улыбалась  я  сквозь слезы,- Значит, не судьба.  И я, конечно.  знала, что  сюда уже  не приду..Буду поступать в Литературный.  Но  там конкурс – 1500 человек на место.. Но  я  пишу! И о чем  я буду  потом  писать, если  начну  -   с  этого?! Это  заставило меня остановиться: «Подумаешь, врач!  А я  возьму, да и стану писателем!.. Хотя, конечно, интересует  медицина..А я  если  я  САМА  НАЧНУ  изучать её! Неужели для того, чтобы   ЛЕЧИТЬ, обязательно  надо стать  врачом? -.Вот  такой  ценой?!- лишь бы попасть в этот Институт? Да я уважать себя перестану!  Какой  же  я  писатель- без уважения к себе? Похоже,он   удивлялся…Значит,   такие случаи  были. не только я..и вряд ли я  ему  понравилась! Или так было, и  он  думал,  я -  как  все? –поверю  и пойду  ему  навстречу?.- красивый, лощеный, наверно, ему  не отказывают..Вот и удивился. Неужели  все  на него  «клюют»?..Но я так не могу..Нет!  Я  буду  САМА…ЧИТАТЬ,-  ЧТО ХОЧУ, и  сколько  хочу! Посмотрим, что   получится..Ведь  я  больного  ЧУВСТВУЮ.- КАК СЕБЯ..Сейчас много курсов.. Стану  НАРОДНЫМ  ЦЕЛИТЕЛЕМ. И писать никто  не запретит..Начну  с  гомеопатии.. Моё  от  меня  не уйдет!..Ну,  « допустим,   бы я   сдалась, стала  студенткой…брр!- через постель…И где  гарантия, что он  не  потребует   этого  еще раз  и  не  станет шантажировать ?  Тем более, если  я так поступлю-  это  уже будет ЛОЖЬ..  А такой жизненный опыт мне не нужен.. Разве  писатель  имеет право -  лгать?.. Еще и  продаваться!?  О чем я тогда могу писать? «Писатель – УЧИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»  - сказал Белинский..Нет, я  не  просто баба!  Я – писатель  будущий..Что ж  из меня выйдет, если  начну торговать собой.?! –и  «Про  что  я  буду писать?  Если  такой «личный опыт»,-  изначально   лгать  СЕБЕ?…Ой! То какое  я  имею право  писать людям- «О ЧЕСТНОСТИ»,  «СПРАВЕДЛИВОСТИ», о «ДОЛГЕ», ЧЕСТИ…? Тогда я - не  писатель! А чего я больше хочу?... Всё! Больше я сюда  не приду.». И слезы  прощания залили мне глаза..  Слезы прощания…не с медициной, а -  вот с этим ЗАВЕДЕНИЕМ,  которому  я в душе сказала «Прощай!».И я никому  этого не сказала,- просто «не сдала и всё!»…Нельзя сказать, тем более   мужу…Не потому, что я боялась ращвода.. Нет! Теперь уже  неважно,- поступлю  я  или нет…Если   меня интересует медицина,- значит,  это  МОЙ  ПУТЬ ..и  я его не брошу. Мы .еще посмотрим, кто  чего добьется!   А если  бы  согласилась, -  это  было  бы   падением  вниз лицом…»- думала  я,  идя  сквозь  листвяный   дождь, -  вытирая  слезы,  смешанные  с  ветром.. Себя  не  буду уважая, ничего    из меня  не  получится:  достаточно   раз  ступить    ногой  в  грязь, -  чтоб   потом  всюду  оставлять   грязные  следы! – и  ты просто   потеряешь СЕБЯ…Тем более,  где  гарантия,  что  он  не  станет    шантажировать, –и не расскажет  об этом  никому?  Если   таким  путем   стать   врачом,эта все равно пробьется.,. – ЛОЖЬ ПОРОЖДАЕТ ЛОЖЬ..если   хоть один человек в мире  узнает об этом, - будут знать ВСЕ...».. …
    Мужу   я   не  сказала!- Но все равно   мы  с ним   разошлись, потому, что  он   привел   мне для  знакомства…любовницу!- предложив   стать любовницей  её  мужа: он, видите ли, - « мечтал о  о  «Шведском  браке»...Тогда  я  сама  подала на развод, собственно  говоря, оставшись на улице..Но Бог   мне помог!..И мне дали квартиру, правда не сразу,- благодаря Брежневу.. Готовясь  в  Литературный,  я   окунулась   в  книги…После  развода  несколько месяцев я  ночевала   на работе, читая народную медицину,  и  с удивлением   замечала,  что  наши  врачи  не умеют лечить того, что . УМЕЮТ ЛЕЧИТЬ   НАРОДНИКИ..И это  задевало меня:  Почему  они не  читают? Почему  не хотят становиться   специалистами?  Я же  с увлечением  читала   днем, и  ночью,  в метро, по пути на работу,  и с работы.. выписывала народные  рецепты! А наши   сотрудники,- врачи  и медсестры   ничем  не интересовались! Даже   древними знаниями». Они жили  и  работали  по принципу: «день прошел – и ладно»! Особенно меня   изумляли   врачи, которые « 6 лет   отучившись,  –( может,  поступив  таким путем,  какой этот преподаватель  предложили мне?) - и, отучившись  в «Меде»,  считали, что  теперь  достаточно  просто  «торчать»  в ординаторской…  или  сидеть  в поликлинике:  «как-нибудь  уложится»…и  это «как –нибудь»  больше всего было противно мне!  Быть  такими, закончив ВУЗ? Зачем? Вся жизнь -  «для галочки»?  А  учиться  зачем?!  Бывало, что  кому-то   из наших больных «плохо», а  врачи   в Приемном… и проводят  там  полдня…Понятно,  много  поступлений…Но  больные  за это время могли  умереть!  И они  всегда  обращались   ко мне, -   с двух постов!-  так как  другие   медсестры   торчали  в «Курилке» а лестнице, и занимались  сплетнями… 
- Что случилось? – спрашиваю.
- Давление ,- чувствую,-  поднялось,  - голова гудит! –говорит  больная.
   Я мерила давление,   вводила  внутривенно   Эуфиллин,  коргликон,  лазикс… димедрол с но-шпой внутримышечно.  А  иногда  трое- четверо   шли ко мне,и я  помогала (по шаблону!- не лечение, а  «обязаловка») а когда приходил врач, - я просто докладывала о  сделанном, а  она  записывала  в историю болезни,  будто  это « было  назначено» .А попробуй  не  сделай! -  скажи, что  ты «не знаешь»  или  «забыла2, или   «не имеешь права без назначения»…
-  У меня  много работы  в приемном!- строго говорила врач,- поступают один за другим,  и что же, ты с таким опытом  не хочешь делать,хотя  и знаешь, а  мне  отойти нельзя?!-  ты   8  лет  работаешь и не знаешь, что делать?! –  ведь ТВОЁ дежурство! Попробуй  возрази..станешь виноватой:
-  Чему тебя учили?!.А  телефон-то  на что?Или    не знаешь, что делать?.. Позвони- я напомню. И  все медсестры  делали,  никто не возражал… Кроме новеньких, которые только  из   с училища. Но у нас  в основном  опытные  были. А если  кто  умирать  начнет?-  смертность   четыре человека в сутки,-   начиналась беготня, звонки,  капельницы  с  известным набором...Все привыкли. Всех  всё  устраивало!..Хуже, если эпи- припадок,  или  кровотечение…Приемрно тот же  набор:  «димедрол,  ганглерон,  но-шпа..» - Никто не  повышал   профессионального  уровня,  не  применял   нового…А  я  - ходила в «придурках»…Я  приходила  и  говорила, что вычитала  где-то  такой-то   рецепт…или   метод.. Сотрудники  улыбались, пожимали плечами, мало кто  чего-то хотел знать… Зачем что-то менять?  - в постоянном  течении  болезней и смертей…Куда  проще  отдыхать, «сложив  лапки»…Больные  умирали,  или становились хрониками.. Зарплата  у  врачей  мизерная, не говоря о медсестрах, которые   работали  порой  и  за буфетчиц, и за санитарок,- которых  не  хватало,- и   нам доплачивали  30% ..Зачем что-то менять,  когда   так гораздо   удобнее:  тем более, что  инсультники  часто   не могли  есть, и сотрудники забирали   остатки  нетронутой  еды. И   гречневую кашу, и  молоко, и  пироги ,и  запеканку..
    У меня   тогда  была  приемная дочь 11 лет (оставшаяся  от умирающей  бабушки  нашего  отделения ), а потом  прибавился  сын,-  (отказной  ребенок  из   неудачной  семьи)…Вот с  такой крошечной зарплатой  там работать    было  за счастье,  -  чтоб  уносить  домой еду..Правда, ни колбасы, ни  сыра,ни сливочного  масла   мы   не видели.  Нам это  денег не хватало! И никакого бизнеса при советской власти  не позволялось…
   На детей, особенно на сына, -    времени   уходило много,-  мальчик был травмированный, - с нарушениями  речи и памяти.. Помогать мне было  некому: сама взяла -  сама  и  справляйся, как можешь! - и никакая  Партия   не собиралась  идти мне навстречу…Однажды я все же  сунулась  за  «помощью»    в  местный  райком ,  -  не только  помощи не оказали, но  еще и упрекали:  «Зачем  его  взяла, –вот   сама и возись!» А я всего-то просила, чтобы уменьшили плату за детсад. – я все же мать-одиночка..Нет, -плати как все! Наверно, думали,  взвою и откажусь?  Или  начну  бегать по инстанциям, упрашивать, жаловаться, мол «не справляюсь»,и  буду  отказываться.. Один раз  в поликлинике сказали:
- Не повезло Вам с ребенком! Давайте,  его  в Психинтернат пристроим!
-  Ни за что!- сказала  я. –Извините,  это МОЙ  ребенок, и  я его никому  не отдам. Впрочем, всё  с ним  шло довольно  сносно,  трудности преодолевались,  и сын постепенно развивался…Для него  я  придумала  индивидуальную  систему обучения русскому языку..и он успевал.
   .А в  Литинституте  я училась на заочном,  работая  чаще в ночь.  Дочь была  в китайском   Интернате на 5-дневке. У  неё я заметила  тягу  к музыке, -  и определила    в Музыкальное Училище, - по классу гобоя, купив   ей годовой  Абонемент  в  Концертный зал Консерватории.  Малышу, конечно,  пришлось  уделять больше  внимания. И при том  я   успевала  «витать в  небесах»!-   писала стихи,  рассказы…И никому  не жаловалась! Сына  я много  лечила  и   даже  сняла  с  псих-учёта…
  В  нашей  же  медицине,  - на мой  взгляд,-   много случайных  людей… Может, поступали тем путем. От которого  я отказалась?. Но,  вроде,  никто, кроме меня   не «летал  в облаках»!-  а сестры  хихикали: « не пьет, не курит, - чего  доброго, сдаст  нас,-  будьте  с ней   осторожны»…
   Какая  уж  тут Клятва Гиппократа!...Но если  кому-то  из больных   плохо. а  врача нет, - бежали ко мне:
- Помоги, у  тебя  получается!.
  И  я брала шприц, набирала лекарства,  шла   на  чужой пост…Помогать людям – это  моя слабость. Выписывая   травные  рецепты,  я  их предлагала  всем..  Приятно  узнавать, что,  благодаря   моим  советам,  кому-то   легче! Книг у меня  всегда  море..Интересуясь  народной медициной,  я   не могла остановиться, начав   ходить  на разные  курсы, в большинстве  врачебные, и платные,  но меня это  не пугало. Скорее наоборот. Зато  по окончании  давали Дипломы…
    Восьмидесятые   годы  в Москве  характерны   небывалым  всплеском   «колдунов»,   «МАГОВ»  и «ВОЛШЕБНИКОВ»!.Экстрасенсов,   и  ясновидящих…в  том  числе  и  травников! Конечно, я  «запала»  на  ТРАВНИКОВ:  НАРОДНЫХ, которые   на фоне «АНТИНАРОДНЫХ»  выглядели   выгодно  и  притягательно.. Всё   в этих книгах  было понятно,  интересно, и   главное -  действенно!-  как   по Библии: «Стучащему  да откроется, ищите да обрящете..».. Читала  я   книги  Майи  Гогулан,  Надежды  Семеновой, Людмилы Ким,  Шаталовой,  Хивинцевой  ( применяю   не менее  50 лет   её  микстуру  «Скорая помощь»: смесь  5 спиртов   в равном количестве») – с успехом! –Ношу   с собой флакончик, -приходилось  и в магазине, и на улице оказывать помощь..Проверяла  методы Сергея Лазарева, – всё сбывается! –  в  Питере   полно  целителей,  начиная  с Мишеля  Блаво... Не простой  это  город, особенный.  Замечательно  богатая  у нас  страна! –славится  талантами и энтузиастами!..Понравились мне  «Наговоры»  академика Сытина:  начнешь читать и - не оторвешься, а  главное   всё «в точку»! - например,  если у кого  бессонница, лекарства  не помогают» (к ним  скоро привыкают)  читаешь «Наговор»,и  через 5 минут  глянь, -   спит!..Проверяла  по палатам: у  кого   проблемы: не заживает рана,  или шов после операции, - читаешь «наговор»,  назавтра  уже  зажило!-  у меня  была  вначале  одна  его книжка,  я  давай искать другие…А он   раз  и  исчез  с книжных полок. Давай  спрашивать, -и   мне  стали предлагать  его  учеников:  Жикаренцева,  Свияша, Синельникова… и  других..   накупила! -  применяла  успешно…А  в  официальной   медицине – вопреки этому, -  за  последние  годы   никаких  открытий..Кроме   пенициллина,  успокоительных, и заменителей  крови…сейчас  гляжу:  что-то   ни  в  больницах, ни  аптеках  нет ни  полиглюкина, ни аминокровина…Куда всё делось? Вывезли? Кто этим занимается?  -  не стало  и  многих  других..Куда   всё  уплыло? Неужели за  границу ?!. Стало быть, хороши  наши   специалисты…А по  НТВ  вдруг слышу: 
«В России нет целителей»!..Это как же так – нет?  Вот на тебе..так скоро   ведь  начнут  говорить, - «ничего  в России нет!».. проморгали !
   Все же  мы,  больничные, -старались   грамотно   выполнять  назначения,  хотя  и  не   углубляясь  в  корни  познания…
- А  ОНО  тебе надо?!..-  хихикали   медсестры, глубокомысленно крутя пальцами   у виска, видя, что  приношу  опять какую-нибудь интересную новость,  делюсь  с больными. Но, когда у  кого  приступ, а  врача нет, -  опять   ко мне:
- Помоги, у  тебя   получается!..
    Честно  говоря, я еще  сама  не  знала, почему  у меня  получается.. Иногда  это просто «приходило»  в такой  момент,и я  уже знала, что «придет»..Допустим, эпи- припадок,- и  ты  вводишь  внутривенно медленно    известный   набор,  разговаривая  с больным, - тихо, не отрывая  глаз:
- Видишь, я пришла, значит,  сейчас  пройдет. Вздохни  и успокойся, ни о чём  не думай, всё  хорошо. Голова  не кружится?..- хорошо.  Сейчас пройдет! Болит?..пройдет…И всё  проходило. Лежали   в основном пожилые,  но   в других палатах   юные парни, - на   комиссии  перед   военкоматом лежали,- и  они  порой  «косили» от армии, -а это  не скроешь от моих глаз, и  я   с улыбкой  им советовала   «не дурить»... Они  моложе меня, и  я  разговаривала   с ними  на  «ты», - что  им  нравилось.  А  дежурный  врач   проводил  почти  все  время в Приемном, отсылая   новеньких, и по  возвращении  записывал   сделанное  нами  в  Историю   болезни.  Бывало,  среди ночи  приходила  больная,   садилась рядом:
-  Можно, я  посижу  немного  с Вами? –спрашивала.
-  Уже  2 часа ночи,- все  спят!- говорила я,  раскладывая   таблетки..
-  А у меня  ночами  сердечный приступ!- жаловалась она, а если   с вами посижу, - пройдет!...
-  Вы  уверены?
- Конечно,-   не первый раз,. – улыбалась  она.
- Сидите, Вы  мне   не мешаете.
    Однажды  я   подумала  и решила: «Начну учиться  излечивать  что-то серьезное,  трудно излечимое…И, - прокрутив  мысленно   свои желания,  я  решила   научиться, - не много, ни мало - ЛЕЧИТЬ  РАК…Мной  было  записано  не менее 200 методов…Но,  чтобы   изучить травы, надо  быть к ним ближе. И  вскоре  мы переехали    поближе к лесу.  Однокомнатную   в  Москве   я  поменяла  на  «двушку» -   в  Щербинке.  Теперь у   меня  были  книги   почти  всех  известных  «травников» по онкологии,  атласы,  и   я  самостоятельно   изучала   травы,  собирала их, гуляя по Бутовскому лесу …Тогда  он  был   еще  живым  и   цветущим. Я собирала травы, сушила,  делала настои  и настойки…Заодно  постоянно  училась на  каких-то  курсах…Возиться с травами  вначале казалось   волокитно, но..я не отступала,- и -  вскоре   процесс стал привычным..Делая  лекарства, я  их  пробовала   на себе…Всё  свободное  время  (если такое  было!) я  ездила   в  лес! Как-то, пробуя  настой  окопника,  я  передозировала и..через  несколько часов   почувствовала  головную боль! – такое явление для меня редкость: как сказал один врач  из  знакомых: «А чему  болеть, если нет мозгов?»..Но он не понимал сути моих исследований. Все  же,  видимо, мозги  были  в какой-то мере, и тогда я, лежа  в   раздумье, соображала: « в чем  дело?».. и  вспомнила: я же пью окопник!- он совсем не горький, вот и  выпила   вместо   столовой ложки глотками ..целый   стакан!– голова   разболелась  до тошноты..Пришлось  срочно  оклизмачиться»,   выпить  6 стаканов   подсоленного  раствора:  ПРОКШАЛАНУ (индийский метод  самоочищения)  –  меня  знатно «просифонило»  и  все прошло! Но однажды  у меня  случилась  аллергическая  реакция:  с крапивницей  и  высокой  температурой… Пришлось   учиться   спасать себя!Анафилактический шок, и, когда уже  начался отёк Квинке,- меня несколько испугал, и  я  резко все прекратила, на время оставив  эксперименты…но   все же  успела  спастись!- супрастином, и   ваннами  из  настоя  череды и ромашки.. Другой  раз это безобразие началось   в  метро, - в пути  на занятие  с детьми  по вырезанию:  вдруг  закружилась  голова,  потемнело в глазах, и я поняла, что  падаю. («Не хватало   завалиться  вот тут при всех!»- .подумалось мне сердито)  -  «тем более, что опаздываю…минут на десять!». .»..Пришлось выйти  и сесть на лавочку, положив пальцы на пульс и спасать  себя  по методу Бутейко… опоздала  всего на 5 минут!
 Дети  ждали меня у двери,  и очень  обрадовались: они  любят вырезать,  и  мы еще   два часа  занимались ..Никто и не знал, что я работаю с температурой 39,5. Постепенно  во мне  укрепилась  уверенность, что я МОГУ СПАСТИ! – и  не только  себя,  но  и других...и  я рада была, что не  зря получила  диплом Инструктора ВЛГД  по Бутейко
    Но  при  опытах  керосинотерапии, - все же  пришлось   вырезать   некроз  в двух местах: -  на ягодице  и  бедре…Памятка на долгую жизнь!...Но зато  я   вылечила одного мужика  керосинотерапией -  от  туберкулеза. И, когда   привела   его в Туб-диспансер, - после  обследования   подверглась  допросу врачей, которые   записывали,-  как  надо  лечить туберкулез  «капсулированием»  бацилл   в легких..
    Теперь  я  знала, что  могу   спасти  не только себя, но  и других…А  если  не смогу,- тогда  грош мне цена,  как целителю! Как  спасать  других, если  сама себя  не спасла?!. Позор!- я  должна ЗНАТЬ, что чувствует  больной!  Все  исторические  профессоры  медицины   тоже  экспериментировали  на   себе: Павлов, Сеченов…
     Курс  гомеопатии  я  прошла  бесплатно,  - вольным слушателем.  А по  другим  5-ти  курсам   получила  дипломы. Дипломов у меня  столько, -  не только врачебных,-  но и по искусству!-   что  при   желании   можно оклеить   ими   квартиру вместо обоев...Но - зачем? Не  ради дипломов  мы  учимся, - и  не дипломами  лечим, а… ДУШОЙ! –Как ни странно, все  желаемое именно   В ДУШЕ,, Работая  в  инсультном отделении   я  с удовольствием  рассказывала  людям  «новости»   травных лекарств, давала советы  и  рецепты. на улице я  «случайно»   познакомилась  с  интересным  автором,  подарившим  мне  свою  книгу: «о  пользе  и составе  овощей и фруктов»,-  прочтя  которую,  я  стала рассказывать   всем  об интересном   её содержании:
  - Как   думаете, что такое арбуз? – спрашивала  я в палате,  и поясняла:  нет, это  НЕ ОВОЩ,  и  НЕ ФРУКТ, арбуз это – ЯГОДА…
-  Может, из него  можно  и  варенье делать? – шутили  больные.
-  Может быть,- соглашалась я, - но это такая интересная ягодка,- что в ней  сразу три  «блюда» -  три пользы!
- Какие?-   спрашивали  пациенты.
- Первое – арбузный сок! Чудесный, вкусный,  полезный, обладает мочегонными  свойствами,  прекрасный  очиститель, полезен   желудку, почкам, снижает давление..
- А второе?- 
- Корки его,- без  зелени,-  можно жарить, посолив, как  кабачки,-   они вкусны  и  полезные. для поджелудочной железы.
- А сами   пробовали?
- Конечно, очень  вкусно! 
- А третье?
-  Если срезанной   зеленью   набить  стеклянную  банку, залить спиртом,  и  настоять 5 суток в темном месте, то получится  средство  для растворения  и  выведения  камней  почек  и мочевого пузыря,- по чайной ложке  три раза  в день… при мочекаменной...
- Ну-ка, ну-ка,-  повторите!..- просили  они   и  записывали. 
- А почему  об этом  нигде не  сказано?  Я травник читал, там этого нет.
- Не все  есть  в  травниках,-  что   есть  в жизни, а  я   ищу  новое.
   Вскоре   меня  уже  ждали, что  приду  и   расскажу   что-нибудь  интересное… Купив  «Случайно»   книжку профессора Сытина «Наговоры» - я  была  не в силах  оторваться!  Поистине, волшебник.. Вскоре   по  палатам  я  «усыпляла» наговорами,  читая  людям  перед  сном,  и –усыпляла всех… и  у кого  бессонница, и  у кого  боли,   или что-то   не  заживает..всё  заживало!! –Но  ученик  Сытина Жикаренцев   превзошел  мои  ожидания! Он  помог  не только  стать здоровой, но и..привлечь деньги!..В  больнице   я  наблюдала  за  тщетными  попытками  врачей   лечить  инсульты… Высокая смертность!.К ней все привыкли. Ничто   никого не  удивляло,  никто не собирался  чему-то учиться … применять  травы.  Они не лечили, просто  «снимали»  давление! На время…Соваться   же  с  советами  означило   «нарушать субординацию».  Так   я   умудрилась   завести    «парочку  врагов»   среди    «высшего»   медперсонала…«Кто  мешает?-  думала  я с удивлением, -  взяли  бы,  да  учились  сами!!» Видно,  в  институте  старались  лишь для  «галочки».. А  больные,-  за  мои  советы   и   помощь, -  осыпали  меня   шоколадками, и  благодарностями  с занесением   в   книгу  отзывов…Как   в детстве, -  я вечно  лезла  « куда нельзя» -  а  любопытство   росло,   вырастая  в  Главную  ЦЕЛЬ...Дома  до потолка   теснились   книги... Как-то раз на работе,   поднявшись этажом выше,-  в другую  неврологию, - я  «случайно» познакомилась   с  очень интересной    невропатологом,   игло -рефлексотерапевтом   Анной  Петровной,-  высокой  статной   с умным взглядом карих глаз,- которая  показала   мне  основные точки   на  теле человека,  стала  рассказывать. Эта  удивительная женщина   «творила  чудеса» в лечении  больных, и умела   рассказывать    кратко, и  по делу! – С этого дня  она учила меня каждое дежурство..  хвалила ,  находя, что  у меня  хорошая память.  Хотя  и этому,пржалуй,  я  была  обязана  ей,  - умеющей   обьяснять:  не  научиться   у неё   было   невозможно! Незаметно  освоив   основные  приёмы   игло- терапии   для  снятия  болей  и  эпилептических  припадков, я  записывала  далее  основные точки...
- Заходи!- сказала   Анна Петровна, - я   еще  много  чего  тебе  прасскаже… Она  работала еще  в Институте  рефлексотерапии.– Она  же  дала  мне  книгу  доктора Залманова: «Тайная мудрость человеческого организма»,-  бывшего  русского   врача, уехавшего в Германию, - посчитавшего недостаточным   уровень  обучения в России. В Германии   все  отнеслись   к нему  с должным вниманием, - предоставив    возможность создать  школу  Бальнеолечения  (лечения ваннами)…Что меня всегда удивляло:
   Почему   наше  хваленое  советское  государство  такому  замечательному  врачу не  помогло?  Поэтому  не только он, а  многие целители  из России  уезжают.. Равнодушие  чиновников   преступно!  Видимо  все  их интересы -  в  кармане?  Я   опробовала   на себе   ванны  по Залманову, -  купив растворы  и настои  трав,-  при  воспалительных заболеваниях суставов,  и от простуды. Попутно   окончила  и курсы   НАТУРОПАТИИ, получив дипломы,  применяя   на себе   лечение  питанием   японского  целителя  Азавы, -  голодала    на  гречке…Вокруг  меня  суетились  врачи,  которые, -  на мой  взгляд,  - ничего  особо  не знали,  и  знать   не хотели! Хотя  иные  Залманова   прочли, - книга   тогда  ходила   по рукам.  Иногда  я   спорила  с  врачами,-  открыто  отказываясь  выполнять   назначения,  которые,-   уверена, -  повредили   бы  больному!-   для доказательства  призвав  на  помощь   реаниматологов,  -  и   приобретя   заодно еще  парочку  «врагов»  средь  «высшего» медперсонала.
   Разумеется, появление  экстрасенсов   не могло пройти  мимо  меня! –Тем  более,  появились  друзья  среди   врачей,  кто   спешил  открывать  «тайны   непознанного».. К тому  времени очень  многие   специалисты   уехали за границу,  не получив  от Советских властей     помощи и поддержки...Применяя ванны,  попутно   вылечила   нескольких  детишек,  долго  и  бессмысленно   лежавших  в   больнице, принимавших   бесполезные  уколы… иные  получили  хронику…Всё лучшее  выходило  «случайно»! Обожаю случайности… Не  сказала  бы,  что  легко  учиться (даже  заочно)  в Литинституте,  - а заодно   народной медицине,-  и ходя в лес, собирать  травы,  делая настойки,  а дома так же  заниматься  воспитанием сына, (дочь уже была замужем)..а так же  писать   стихи,  и сказки, которые мне снились… МОЯ ЖИЗНЬ,-  пусть  трудная, зато интересная.. Особенно  тяжело   приходилось   ночами  не спать! –работая иногда через ночь в ночь..а  утром  отсыпаться?- нет,- вместо отсыпания опять в лес,  или на другую работу!  - ради денег,-  брать  «подработку» - в хирургии…а   в  ДК,  вести кружок «Волшебные ножницы»..На семинары в  Литинститут   мы  приходили   два раза в неделю, - с принесением   заданий.  Многие   стали   обращались   ко мне за советами по травам...А на  книжных  полках   «всплыли»  такие имена, как   Джуна,  Кашпировский,  Алан Чумак,   Малахов,  Людмила Ким (травница), Караваев, Дерябин и другие.. Взахлеб   читала,  выписывая  рецепты,  применяя   в лечении.  «НАЧНИ  С  СЕБЯ»!-  советовали  психологи, вот  с себя  я  и  начинала!.Случайно   вдруг оказалось, что я…хи-хи!-  занимаюсь хатха – йогой..,-хаха!-  Попросила  меня как-то   в письме   Тоня купить  ей  книгу по йоге. А я   в ответ:  « зачем ?- просто делай вот это  и вот это»..  нарисовала   упражнения, которые с детства делала  под музыку с пластинок,-  когда меня запирали на ключ.  А она  пишет:  «это   самая  настоящая  йога!»…«Нет,- отвечаю ,-  это  я  сама  придумала!»  -   Так  и было! Поспорили.  Купила  я   книгу по  «Хатха-йоге, и  увидела   эти  упражнения, - удивилась,- выходит, проспорила!- Только  их там   больше,-  у меня  всего 3-5..Придумались  они  примерно лет  с 10 и, -это я  так  под музыку  развлекалась,.  А  теперь с утра делаю упражнения по Ниши..Не знаю, почему  эти йоговские ко мне   пришли… «случайно»   «сидхасана»,  и  «падмасана».. Все лучшее  находится случайно! Но  достаточно делать хотя бы  3-5  этих положений каждый день- для здоровья и удовольствия… «случайно»   я  прошла  курс  у  Мирзакарима  Норбекова,- бесплатно! – создавшего  в  Москве Институт Человека,-  вырезав  его  портрет  с  места   в  зале..и, наконец, -  «случайно»  предложили  мне  вести  Курс народной  медицины в  центре «Актис».. Я    растерялась,  но  подумала: «попробую!»..И попробовала! - что-то получилось:  я  вела  фитотерапию,  а  - вышло Нечто  такое,  что   сбежались  ко мне отовсюду, даже  с других  курсов.. Народу  набилось -  толпа! Большинство   в коридоре.. Примечательно:  пришли  даже  врачи!  Вбегает   встрепанный  директор :
- Что  у Вас  происходит?- кричит,- что  за столпотворение?!..
-  Ничего особенного, просто  мест  не хватает,  - говорю, - людей   более  ста, а мест всего  30..-  вот мы  и  поставили  стулья…
- Ведите    два курса:  утром  и  вечером!- сказал он,- и всем   хорошо, и Вы заработаете.
- Не  могу, - говорю,- у меня  сыну 9 лет,  - один дома, ждет меня..
 Когда  ребенку 9 лет,  за ним  нужен   глаз, да глаз!..Тем   более,  мальчик  травмированный,  с нарушениями речи  и  памяти.. Нельзя,  чтоб хороший  результат пропадал!..Директор   приказал..Но  -увы, - приказать мне нельзя! – Тогда он  разозлился  и  сказал : «или – или». Пришлось   мне  уйти   с  его   курсов.  Зато  в   ДК «Яуза»  мне   дали  вести  кабинет «Предвидения» -  по С.Лазареву ,–  дважды в неделю, Тут  ко мне   пошли  люди  с  неприятностями, и  некоторые  смеялись: «Цена – всего  10 рублей..» -  что же это такое?-  Но по результату   платили   больше! Иногда  я  и  по адресу выезжала..
-  Возвращайтесь!- заявил   мне  « Жук»- директор…- Ваше место всегда за Вами. –ждем-с!...
   Но я  не  вернулась…А  его  курсы, говорят, развалились!  Он  решил наказать  деньгами, - забрав   почти всю  мою зарплату…Но меня деньгами   не  купишь: это в жизни не главное!..
    Так ему и надо!...Зато  мне  снились   красивые  музыкальные  сказки,  которые  я,   проснувшись, записывала  и   рисовала...
- Выбирай   что-то  одно! – твердили  разумные  советчики,- иначе  ничего    не  получится..Но  что-то  получалось! - пусть  я работала   в 2-х местах, а   получала  копейки.. Мы с сыном тогда  очень  бедно жили, - и  - уволившись из больницы,-  я продолжала  зарабатывать  портретами.
   Дочь   выросла, и  вышла замуж..Они жили неплохо, но далеко от нас…А  мы  с сыном   экономили на  продуктах, -  «выезжая»   на молоке и  яблоках…Прежде-то   в  больнице   брали отказную гречневую  кашу  и молоко…И  вечно  ЖИЛ  ВО МНЕ   Некто -  Неугомонный, Неутомимый, подсказывающий..  Как-то  раз   в хирургическом   кабинете заело  замок, и  я  со злости с размаху  пнула  дверь  ногой…Нога    затяжелела,  онемела, - но  замок  открылся!  Глянула  я, - а  на  голени  гематома  здоровенная  висит   «свеклой»  фиолетовой,  болит, и ломит…Еду  после домой   в  автобусе,   чувствую, какая  она  ХОЛОДНАЯ, - хотя   наложена  повязка с мазью Вишневского. Усталость   охватила  меня, и я  прикрыла   глаза,  и вижу:  «картошка  горячая кипит»! –в мундирах..И так захотелось  эту  картошку   к  ноге приложить,  что,  приехав,  я  сварила картофелину, положила   срезом  на гематому, завязав  бумагой  и бинтом, легла  и  уснула!»-Просыпаюсь  через час:  не болит!  Сняла повязку:  нет  гематомы…лишь  белый  круг-«солнышком»  от  картошки, обрамлен   ореолом  сиреневых лучей,-–  остатки   гематомы…Бывает,  подумаешь  о чем-то,  а оно  - вдруг  сбывается!  Это я заметила, но не придавала значения. Сижу  я как-то  поздно   за печатной машинкой, курсовую работу делаю, и…вдруг  в сердце  тоооненькой  иголочкой  мысль:  «Кто-то   идет!» -  а они  еще  за  квартал  до  меня   шли, - гости, -ребята  из  Склифосовского, - без предупреждения,- а  я  уже дверь  открыла, -   встречаю  их   на пороге: .
- Ты как узнала о нас? Мы хотели сделать  тебе  сюрприз. -удивились
 Пришлось рассказать  о  ПРЕДЧУВСТВИЯХ..
 - Наверно, ты  у нас ведьма?.- посмеялись,- Надо тобой заняться.