Пранаяма

Виктор Филалетов 2
               
Чтобы здоровым стать
И быть без изъяна
Неплохо использовать вдох -
Пранаяма.
Но очень кратко, на пять минут,
И без задержки дыхания.
Если «упёртые» не поймут,
То обеспечат себе страдания.

   «Пранаяма» переводится с санскритского языка как задержка и управление дыханием. Если под пранаямой понимать просто ритмичное и глубокое дыхание не более пяти минут один или два раза в день, то оно может принести лишь пользу, ибо люди разучились правильно дышать. Правильное дыхание полезно всегда, поэтому  целесообразно по утрам делать пранаяму, но необходима краткая, очень краткая пранаяма. Она стимулирует весь организм.  Полезно и днем глубоко вздохнуть несколько раз, особенно, если окружающее дисгармонично. Ораторы часто употребляют такой метод вначале выступления. Но редко они действуют сознательно. Между тем именно сознательность преображает каждый вздох. Дыханием выводятся яды и отработанные газы из организма, а легкая пранаяма укрепляет основание энергии. В некоторых случаях Пранаяма будет, как лекарство для организма и тело замедляет развитие дряхлости. Кислород — важнейшая пища для тела. Без воды и пищи еще можно прожить несколько суток, но без дыхания даже нельзя трех минут. Надо сказать, что те упражнения, которые советуются всякими безответственными самозваными йогами, крайне опасны. Они убедительно говорят, что адепты ее, подобно раджа-йогам, пробуждают кундалини, приобретают сиддхи (становятся святыми), достигают блаженства и освобождения от оков физической материи. Это не совсем так. Степень достигаемого блаженства подобными адептами очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, посредством хатха-йоги не достигается. Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого, достигшего путем хатха-йоги». Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половину этих ужасов), непрочно, и в следующих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны.

   Задержка дыхания и концентрирования внимания на определенных центрах, напряжения и вращения их и т.д., может привести к самым печальным результатам. Прилив крови к некоторым центрам вызывает их усиленную деятельность. Вред получается, если человек начнет раздражать  ослабленные или даже больные центры,  конечно, он только усилит их болезненное состояние. Особенно в городах могут быть губительны упражнения в пранаяме.
 
   Усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм, эти два антипода истинного духовного развития,  заканчивающихся  закрытие Врат. Медиумизм есть страшная вещь, ибо это и есть одержание. Потому так опасны все   книги, указывающие на способы выделения астрала и открытия центров посредством усиленной пранаямы и других механических упражнений. Причем всякое развитие сил путем механических упражнений непрочно и едва продолжается на одну жизнь, тогда как все достигнутое путем духовным никогда не может быть утеряно. Лучше избегать всяких механических упражнений, способствующих   овладению низшими формами психизма. Сердечное устремление к Великому Образу превыше всех физических упражнений.

   Чтобы  убедиться во вредности всех насильственных упражнений, можно процитировать слова Елены Петровны Блаватской из третьего тома «Тайной Доктрины»: «Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме...»
 Е.Рерих, прошедшая великий огненный опыт, два раза бывшая на краю мучительной смерти, никогда не делала никаких упражнений, даже простой пранаямы. Ей все было запрещено.

    Наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой.  Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали это как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям Раджа Йоги.   
 
   Долгие упражнения в пранаяме или в хатха йоге делают невозможными занятия Раджа Йогой. Все психические силы, развитые путем пранаямы, путем искусственного возбуждения физического и астрального тела, ограничиваются планом психическим и далеко не высоким, о чем свидетельствуют все видения психиков и медиумов. Нужно понять, что психизм не есть духовность. Именно, как сказано в Учении: «Психизм есть антипод духовности» и лишь удаляет возможности приближения к Великим Учителям. Вот почему Учение начинает и кончает областью Духа и так сурово осуждает все упражнения для развития низшего психизма.
 
   Многие полагают, что ритмическое дыхание, вернее, усиленное дыхание и задержка его на известных центрах является главным основанием всех йог. Напрасно думают. Пранаяма сама по себе  не  много значит.  В  Святая Святых Йоги может проникнуть лишь тот, кто совершенно очистил свое сердце и ментальное тело от всех земных отбросов. Без этого очищения никакая пранаяма не приведет даже к первым Вратам истинного знания. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены.

   Пранаяма в сущности своей направлена на возгорание огней. Конечно из всех множеств практикующих пранаяму лишь очень немногие получают положительные результаты. В чем же причина? Конечно в несознательном отношении к сердцу. Делается сложное упражнение, и сознание устремляется к вычислению или чередованию телодвижений, иначе говоря, к внешним материальным приемам. Но никакие земные вычисления не зажгут  сердце. Солнечная энергия не существует без солнца, так и сердце не возгорается без устремления к средоточию. Конечно, пранаяма была мудро установлена как вспомогательное средство для ускорения следствий. Но как скоро потеряло значение сердце, так и пранаяма обратилась в механическое средство от насморка. Потому будем помнить о священном сердце, как пути к средоточию. Все эти условия, так же как и чрезмерная пранаяма, ничто в сравнении с сердечным постижением.

   В Учении Жизни не отвергается пранаяма и ее полезность,  но   указывается на естественные пути восхождения.  Дыхание есть высший процесс и естественная   пранаяма будет наилучшим исполнением. Этот процесс   можно усилить и углубить осознанием, что вдыхается чистый огонь, а выдыхается отработанный ур. Ядовито дыхание многих. Раздражение, злоба и другие низшие чувства усиливают состав выдыхаемых ядов. Дышать одним воздухом с кем-то — явление не простого порядка. Памятование о каждом соприкосновении с людьми должно включать  это соображение. И чистота воздуха в жилом помещении необходима. Очистительные масла: мята, эвкалипт, хвоя — полезны безусловно. 
 
   Не нужно преувеличивать значение пранаямы. Только самая легкая,  производимая с большою осторожностью, может укрепить здоровье, в обратном случае  эти упражнения хатха- йоги, как говорилось, приведут к медиумизму и одержанию, так называемому сумасшествию. Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на хатха-йогу и говорят, что в лучшем случае хатха-йога годится лишь «для тучных и больных». Также и   Суоми Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом.  Никакая пранаяма не даст  необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранаяме. 
   
   Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма , и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «Чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый некнижный оккультист. Хатха-йога далее низших психических явлений никогда подняться не может.

   Агни Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять». Агни Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре Чаши. Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию.  Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Хатха-йога еще тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. 

   Людям гораздо легче отказаться от некоторых излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному продвижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений.