Дочка священника Глава 28

Андрис Ли
Пришлось немало поволноваться, пока я дождался Хильду домой. Тем более Ауксе, на мой вопрос по телефону: «Где дочка?» - ответила как-то неоднозначно, обещая более подробно всё объяснить по приезду. Но, когда, наконец, Хильда вошла в дом, Ауксе лишь скупо поздоровалась и не пройдя в избу, укатила восвояси, сославшись на занятость. Объяснять всё пришлось самой Хильде, и то что я услышал меня весьма не обрадовало, мало того прибавило хлопот и переживаний.
— Пап, - когда, мы оба уселись на лежанке, обратилась ко мне Хильда, - Валерка говорил, что у тебя теперь проблемы могут возникнуть?
— Да уж, - безрадостно улыбнулся я. — Хотя проблем и так хватало, теперь ещё такие прибавились.
Хильда тяжело вздохнула, посмотрев в сторону стола, на котором стоял нетронутый ею скудный обед. Она плотно поела в кафе, и ей вдруг стало неимоверно горько и в тот же момент приятно на душе. Горько от того, что бабушка Аня сварила потрясающий борщ, а она даже не попробовала его. А приятно, что о ней заботятся, ждут и переживают, как и должно быть в семье.
— Мне и Данька, и Валерка рассказывали, что Гануся, Капеллан и их охрана - это страшные люди, - говорила Хильда. — Настоящие бандиты. Это война их сделала такими, да?
— Ну, - пожал плечами я, - может и война. Хотя, мыслю так: в подавляющем большинстве случаев, человек остаётся таким, какой он есть. Его образ жизни, отношение к иным людям, моральные принципы, в дальнейшем ведут его путём, в котором ему приходиться проявлять личные качества, какие он приобрёл посредством своего существования в обществе. Это и его воспитание, и духовный уровень, и конечно же его пороки, называемые церковью грехами.
— Хм… Я только поняла слово грехи… - подумав, Хильда добавила. — А у меня есть эти, как их, грехи? Ну, я знаю, что такое грех- когда делаешь что-то плохое. Только как понять, где грех, а где нет? Вот Маринка мне пыталась там чего-то объяснить, я прям испугалась. Куда не глянь, один грех. Скажи, какой грех в том, если я конфету в среду съем, шоколадную?
— Никакого, - улыбнулся я.
— А Маринка говорит, я нарушаю пост. И что это за посты такие, почему их нарушают конфетами?
— Тут следует учесть один момент. Грехи, это поступки, мысли, намерения человека, направлены во зло против Бога, других людей, против самого себя.
— Если против самого себя, почему считается грехом? Я ж никому не доставляю проблем, лишь себе. Никто не страдает от этого. По-моему, уж как-то слишком строго и мудрено.
— На самом деле, всё намного проще. Бог дал тебе жизнь, такую какую есть, со всеми бонусами и недостатками. Ничего ценнее у человека нет, кроме жизни и его бессмертной души. Мало того, человек считается вершиной творения Бога, так сказать, Его идеалом, ибо Творец создал человека по своему образу и подобию. Господь очень любит своё творение, которое не смотря на просьбы и прещения, приступило заповедь Владыки мира, вкусив от запретного плода, тем самым впав в грех, повлёкший за собой целый нескончаемый шлейф иных грехов. Несмотря на это, Бог послал на землю своего Сына возлюбленного и единственного, чтоб тот искупил человеческий род, лишённый, посредством своего непослушания, жизни вечной, и обрекался на страдания и лишения в Богообщении. Жизнь каждого человека искуплена дорогой ценой. А теперь смотри, что происходит. Какой-нибудь молодой парень, или девушка, полная сил, в светлом и ясном разуме, способные принести пользу, радость обществу, самому себе, в конце концов, вместо этого погружаются в праздную жизнь: употребляют наркотики, упиваются спиртными напитками, чрезмерно объедаются пищей, проводят большую часть времени в интернете, или в сомнительной компании. Ты права, вроде они ничего такого и не делают. Но, сознательно и тотально гробят своё здоровье и приближают семимильными шагами себя к смерти. А ещё обижаются и плачут потом. Ой, почему меня не берут замуж хорошие парни, вон все подружки счастливы, одна я судьбой обижена. Несправедливо! Конечно, такая девочка не учитывает, что при знакомстве с парнем, от неё разило пивом и сигаретами, общалась она исключительно модным сленгом, вперемешку с матами, да ещё и безвкусно раскрасится, словно попугай Ара. Отсюда вопрос, кого такая сможет привлечь? Правильно, такого же, как и она сама. Подобное притягивает подобное. Дальше-хуже. К тридцати годам у неё расшатаны нервы, от беспорядочных связей, здоровья, как у старика, в душе пустыня и отчаяния от не реализованной мечты.
— И что, краситься тоже грех?
— Осознания греха, зависит от уровня твоего духовного восприятия. Бог создал человека свободным, соответственно не лишил его права грешить. Посему человек, часто бездумно использует это право. Что в итоге? Сам же и страдает от своих грехов. Ещё и говорит: «Бог меня наказал». Бог есть истинная и всеобъемлющая любовь. Он никого не наказывает. Может попустить неприятности, или беды, для вразумления. Но, не наказывает в том понимании, как это видит человек. Потому как грех, собственно, и является наказанием. Разве может кто-либо, не воздерживаясь в пище, обвинить Бога, что он поправился, или в тридцать лет ни в какие двери не влазит? Или сможет вор, пойманный на горячем, посетовать на Господа, что тот предал его в руки правоохранителей? Он же сам отправился отнять чужое имущество. Вот и получается. Знаешь, есть такие люди, которые отцеживают комара, при этом съедая верблюда.
— Это как?
— Так Христос обличал книжников и фарисеев. Как бы ответ на твой вопрос, можно ли красится. Есть такие «верующие», они тебя зашикают за крашенные ресницы, брюки в храме, отсутствия платка, пирсинг, а сами же со всей жестокостью клевещут на людей, своих же соседей, обсуждают их, ругаются с домашними, не почитают родителей. В твоём случае, краситься станет значимым грехом, когда ты справишься с более страшными пороками, или привычками. Начни с чего-либо простого и малого, которое под силу. Затем иди дальше, ещё дальше, пока не доберёшься до того, что сейчас волнует. Некоторые отцы церкви говорят, что с грехом следует бороться не по частям, а со всем разом. В этом есть смысл, иначе получится- пока одно побеждала, второе приобрела. Но и в этом должна быть последовательность. Что конкретно до твоего вопроса. Гляжу у тебя к рюкзаку пристёгнута самодельная куколка-талисман.
— Ага, - заулыбалась Хильда. — Я сама её сделала, ещё в прошлом году. Тогда все девчонки в классе, на уроке труда их мастерили. Пальцы исколола, но вот такое чудо получилось. Тебе нравится?
— Конечно нравится. Ты молодец. А теперь представь себе- ушла ты, скажем, гулять. Я же, пользуясь твоим отсутствием, зашёл в твою комнату, обрезал твоей куколке волосы, раскрасил лицо масляными красками, в пальцы повтыкал булавки и оставил так. Сделал я такое не от вредности. Просто мне показалось, что куколка, сделанная тобой с таким старанием и любовью, не достаточно красива. Чего-то в ней не хватало. И я дополнил недостающее, за одно и немножко изменил внешность. Какова будет твоя реакция?
— Да я!.. Я… Я просто не знаю, что с тобой сделала. Я б обиделась и не разговаривала целый год, а может и больше.
Незаметно улыбнувшись, я сказал:
— Вот ты и ответила на свой вопрос. Бог создал тебя такой, какая ты есть и в этом есть неповторимая красота, какую не способен отобразить в идеале самый искусный мастер макияжа, или парикмахер. Мы ничем не можем обидеть Бога, он всеблаг, но такие поступки как плевок Творцу. Мол Ты создал меня недостаточно красивой, и я знаю, как надо, как буду выглядеть в идеале.
Хильда на минутку задумалась. После чего сказала:
— Как же тогда некрасивые люди, можно сказать отвратительные, несуразные, уроды в конце концов? Хотя бы взять нашу Ритку Буряк? Одна нога короче второй, косоглазая, голос простуженный и тупая, как пень.
— А, Риточка, - я лишь тяжело вздохнул. — В том тоже есть причина, озвучивать которую, не хотелось бы.
— Причина, - небрежным тоном ответила Хильда. — Да просто её мамаша- алкоголичка, с половиной села перегуляла. Об этом весь класс знает. Ритка до сих пор не ведает, кто её настоящий папа.
Я сокрушённо покачал головой, проговорив:
— Тогда ты сама можешь понять. Беспорядочные связи, имеют свойства, плодить на свет неполноценное потомство. Господи, спаси и сохрани от такой беды.
— Ну, хорошо, - не унималась Хильда. — А взять вот Соньку Симович. На столько мне стало известно, родители у неё благополучные и с деньгами всё в порядке. Но, какая-то она совсем никакая.
— Соню я знаю. И родителей её тоже. Чего ж тебя не устраивает? Миловидная девочка.
— От именно, что миловидная. Хотя, как сказать, - Хильда почему-то расходилась не на шутку. — Сама полная, за фигурой не следит. Ей тринадцать, страшно представить, что будет дальше. Ресницы, словно у поросёнка.
— А ты в своём городе видела много поросят? – не смог я удержать улыбки.
— Это так Маричка Птицелов её обсуждала.
— Ну, если Маричка Птицелов сказала… Она ж писаная красавица, тут уж не поспоришь.
— А ещё у Соньки пальцы толстые словно сардельки, ногти короткие и за волосами она совсем не ухаживает. Разве лень, хоть маникюрчик сделать, или причёску красивую. Ходит, как колхозница с забитого хутора.
— Сдалась тебя эта Сонька? Чего ты завелась то? Ты считаешь Соню не красивой? По отношению к кому? К себе, к маме, к этой Маричке?
— Ну-у… - замялась Хильда.
— И что, Соня противная такая же, как и внешне? Обижает ребят, вызывающе себя ведёт, учится плохо?
— Что ты?! Она отличница. У неё полкласса домашку и контрольные списывает. Некоторые ребята ей портфель домой относят, прямо как принцессе, и всякими вкусняшками угощают. Наверное, оттого она такая и толстая.
— Вон оно что, - улыбаясь. Покачал головой я. — Так ты позавидовала. Всего лишь? А убрать зависть, то окажется Соня не такая уж толстая, и причёска её не причём. Верно?
— Ничего я не завидовала, - Хильда сложила на груди руки и надув губы, обиженно засопела.
— Ну да, ну да. Я подозреваю, что у Сони намного больше достоинств, чем недостатков. Если следовать твоей оценке, она не такая уж красавица, но ребята её любят и уважают. И даже не потому, что списывают у неё контрольную. Просто она человек хороший… искренний и добрый. А теперь представь на минуточку, как внешне она стала такой, как… Кто там у вас в классе первые красавицы?
Хильда перестала дуться и задумавшись на миг, тут же ответила:
— Ларка Ракитина ничего так, почти всем мальчишкам нравится. Вообще то я в кафе сегодня девушку видела, у неё такие волосы. Решила, точно такие себе отращу. А ещё Ауксе мне нравится. Она хорошенькая такая, правда вреднючая. Если бы…
— Вот видишь? Странное сочетание, правда? Красотка и вреднючая. А Ауксе, между прочем, когда-то Мисс Города была.
— Да ну, - Хильда разинула рот от удивления.
— Хочешь, сама у неё спросишь. Правда она о прошлом не любит рассказывать… Ну, а теперь представь Соню, с внешностью, хотя бы вашей Лариски.
Хильда подняла вверх голову, закрыла глаза, после чего ответила:
— Да она б просто… Да за ней бы вся школа бегала. Лариска хоть и красивая, но высокомерная, дружит лишь с некоторыми одноклассниками. Девчонки говорили, она на дискотеки ходит и там только со взрослыми мужиками тусуется.
— Ну, а представь вот если б взять ни Соню, ни Ларку. Появилась бы такая девочка у вас в классе- с внешностью Ларки и добрыми качествами Сони. Ты говоришь, она б всю школу покорила. Только чем? Внешностью, или участием и отношением к людям? Она б купалась в лучах славы, упивалась вниманием окружающих. И у ней бы могло не хватить времени на учёбу, тем более, ещё кому-то помогать. Так можно сильно высоко взлететь и возгордиться. И красота, которая увядает, рискует остаться не обласканной, отвергнутой, неоценённой. Бог создал Соню такой, какая она есть и наделил качествами, не менее прекрасными и привлекательными, чем внешность. Даст Бог, всё у неё в жизни получится, и она окажется не менее счастливой, как самая невероятная красавица. Кстати, красивые девушки, не всегда живут счастливо и не всегда у них так радужно, как представляется.
— Да уж, - тяжело вздохнула Хильда.
— Так что не война делает человека злым, хотя она способна оставить свой глубокий отпечаток на душе, психике, отношении к обществу. Вон, прихожанин отца Виктора Максим. Тоже был в АТО. В плену полгода находился. Претерпел многие лишения. Но, не утратил человечности. Когда едет в маршрутке, всегда платит за проезд, говоря, мол есть пенсионеры, больше нуждающиеся. И в очереди всегда стоит, не пользуясь привилегией. А в прошлом году, когда загорелся дом старушки Бровкиной, он отважно бросился в горящую избу и спас бедную бабульку. А затем вернулся за кошкой. Бабка причитала, что закрыла её в чулане, для борьбы с грызунами. Потом с мужиками вёдрами тушил пожар, пока пожарные приехали. Вот этот человек, для меня настоящий герой. А не те, что горлопанят лозунги, при этом избивают стариков на День Победы, или отбирают храмы у безоружных прихожан. Нужно любить, прежде всего, людей, а не территорию. Ведь страна, то и есть люди. Не важно русскоговорящие, или православные, или имеющие иные политические взгляды.
Я замолчал. Молчала и Хильда. Она подобрала котёнка, который пообедав, стал проситься погреться на верх, на лежанку; обняла его, и как обычно, прислонила мне голову к плечу.
Дальше будет...