Алтайский детокс или эпизод 3

Марьяна Александровна
Часть 1. Звезда рейса.
Однажды мои родители решили отдохнуть нестандартным способом, предпочесть Ривьере Краснодарского края Алтайские горы. Радовал Александра Ивановича и Ирину Владимировну и тот факт, что мы прикоснемся к нетронутой природе Сибири и насладимся digital-детоксом, как сейчас принято называть это явление. Ладно,  о последнем компоненте нашей оздоровительной программы мы узнали только по прибытии на базу отдыха, на которой не оказалось мобильной связи.
   Пока что вернемся несколько назад. Мы едем в самарский аэропорт, я же уже полностью погрузилась в размышления о предстоящем полете. Фактически это было мое первое осознанное воздушное путешествие. Да, мы уже летали в Турцию, но я спала на протяжении всего полета.
    Спустя пару часов Волга превратилась в голубую полоску, поля - в зеленые квадратики, а затем перед нами предстало бело-голубое море. Табло «пристегните ремни» перестало гореть, значит, пассажиры могут прогуляться.
    «Наверное, скоро будут предлагать обед, пора помыть руки», - подумала и решила отправиться в туалетную комнату. И вот я уже поворачиваю ручку, чтобы открыть дверь, ведь мне хочется вернуться в салон самолета. Однако что-то пошло не так. У меня не получается выйти. Позже оказалось, что я не поняла алгоритм работы дверного замка. Странно, как я тогда смогла зайти в эту комнату?
   Не желая больше находиться в изгнании, я решила позвать на помощь стюардессу. Нажимаю кнопку «вызов бортпроводника».
    Пока вы находитесь в предвкушении описания дальнейших событий, добавлю несколько деталей: из Самары в Новосибирск мы летели на очень маленьком самолете, в котором, скорее всего, была только одна стюардесса. В момент вызова мною бортпроводника девушка как раз развозила обед. Пассажиры самолета услышали странный звук. Стюардесса поняла, что кто-то нажал кнопку «вызов бортпроводника», но сигнал о помощи поступал из странного места.
        Раздача обеда была приостановлена. Бортпроводница стоит около моей двери  и пытается объяснить алгоритм действий для выхода из комнаты. Вроде бы, я все делаю верно, но коварный замок никак не поддается! К бортпроводнице присоединился папа, однако каждый из них по-разному формулировал советы.
       «Марьяна, что за цирк ты устроила! Поверни уже до упора ручку и выйди!», - нервно вопрошал Александр Иванович.
       «Перед вами должен быть замок, направьте его, пожалуйста, в обратное положение и толкните дверь», - предлагала мне стюардесса.
       Спустя пару минут моего невольного заключения мне удалось выйти на свободу. Когда я появилась в салоне, многие пассажиры аплодировали мне. Скорее всего, люди были рады тому, что они наконец получат свои долгожданные обеды. Жаль, что в то время видеохостинг YouTube был не очень популярен, а то сами догадываетесь, что...
      Путешествие, имеющее такое необычное начало, не могло быть не интересным! Все самое увлекательное началось уже после нашего прибытия в Новосибирск.
       Дядя и тетя жили в удивительном месте – прямо напротив пивного завода. Жаль, что там не производили лимонад, а то я бы обязательно посетила их фирменный магазин. Мы же с родителями решили отправиться в новосибирский зоопарк, и даже немного в нём заблудились. Чтобы попасть на оживленный проезд, с которого мы уже могли отправиться в любую точку города, нужно было проезжать мимо большого количества заводов. Встречались и гиганты, но некоторые из них были, к сожалению, заброшены. Мне всегда было интересно, как человеческий гений мог создать индустриальные творения такой величины?
      Однако в Сибирь мы приехали не для прогулок по крупному городу. Нам хотелось уехать подальше – к горам, рекам и озерам нетронутой северной природы.  «Я выбрал неплохую базу отдыха, она находится достаточно близко к нам», - сказал Иван Петрович, мой дядя и по совместительству брат моего папы (вот это поворот, да?).  Мы отправились на Алтай – и началась новая история.
Часть 2. Сибирский трип.
       Уже несколько часов мы едем по трассе, мимо нас проплывают сибирские пейзажи: бескрайние леса и иногда сменяющие их реки. Чтобы мы не грустили, дядя постоянно делился с нами эпизодами из жизни.  Его истории нас очень веселили, у капитана нашей поездки был явный талант рассказчика.
     «История от моей супруги Анны Григорьевны. Она не рассказывала Вам, как Георгий спас Дмитрия от унизительной смерти? Дело было еще в 90-ые годы, когда мы – беженцы - жили в стареньком домике с туалетом на улице. Мама что-то готовила на кухне, а дети резвились по-своему. Спустя какое-то время Анна услышала шум воды, решила выйти во двор, чтобы найти источник звука. Перед ней предстала очень странная картина. Старший брат мыл младшего под ледяным летним душем, хотя время уже было осеннее.
  «Мальчики, что случилось?», - удивленно спросила Анна. Сначала Георгий отнекивался, но все же постепенно сказал правду. Дмитрий отправился в туалет, поскользнулся, упал в яму и начал  тонуть. Чудесным образом Георгий заметил его и вытащил. Брат осознавал, что такое лучше не показывать маме, поэтому и стал отмывать Дмитрия самостоятельно. А иначе смогли бы мы найти ребенка, обнаружив его пропажу? Этот вопрос остается открытым. К чему я рассказал вам подобную историю? Я считаю так: основная цель рассказа – это его отклик в сердцах слушателей, в нашем случае – мораль. А вывод мы сделать можем следующий: как бы братья и сестры не ссорились, они самые близкие люди в жизни, могут положиться друг на друга. Хоть Георгий и подшучивает над Дмитрием, на застольях произнося: «Да я же тебя от говняной смерти спас!» Так что не ссорьтесь с Полиной», - на лирической ноте закончил рассказ Иван Петрович.  Люди Сибири – особенные. Возможно, сказывается климат, выжить в условиях которого бывает порой трудно, если соседи не объединятся. Удивительно, но тетя знала практически всех людей, живущих на их улице, как и ее супруг, часто делилась с нами трогательными и комичными историями. С чем ассоциируется Сибирь для вас?
     Для меня современный Алтай с его северными красками и удивительными людьми тесно связан с рассказами Шукшина и Распутина. Наверняка  и вы помните про шукшинские «Чудик» и «Срезал».Режиссер и писатель Василий Макарович Шукшин провел  детство в деревнях  Алтайского края, он часто описывал колоритную среду, в которой вырос.      
     Наша дорога к реке пролегала через «шукшинскую» деревню. На малой родине писателя и режиссера есть его музей, который мы посетили во время привала.
        Нужно было продолжать путь, и дядя решил рассказать новую историю, тоже стоящую упоминания здесь: «Однажды я и мой свёкр договорились вместе поехать за грибами. Однако со дня на день у моего младшего сына должен был родиться внук. Радостная новость пришла к нам совершенно неожиданно, мы с соседями стали отмечать это событие. Уже ближе к завершению праздника я вспомнил, что завтра в 7 утра мне нужно быть на другом конце Новосибирска, но отменить поездку было нельзя: грибы не могут подождать [Мой дядя - ярый грибник, готовый отменить все планы ради любимого занятия]. Просыпаться рано было тяжело, особенно трудным было собраться с мыслями после веселого застолья. Однако спустя полчаса я уже ехал за грибами, но вдруг меня  остановили полицейские, попросили подышать в трубочку. Что же сказать, вчерашний праздник напомнил о себе, решить сложившуюся проблему было нелегко, но свекра подводить не хотелось, ведь он наверняка уже ждал меня в положенном месте. Я долго и трогательно рассказывал сотрудникам ДПС  о том, что  был совсем не пьян, ведь отмечали мы вечером, да и праздновали мы важное событие – внук родился! Преодолев все трудности, я прибыл к месту назначения. Время было летнее. В моей голове стали появляться подозрительные мысли: вроде было уже утро, но почему-то не светало. Свекра я тоже не видел. Наконец я решил обратить внимание на часы в машине. Оказалось, что я удивительным образом спутал пять утра и два часа ночи, когда просыпался. Так получилось, что приехал я к грибам намного раньше положенного времени. Какой вывод я сделал из данной ситуации? Не стоит совмещать два в одном», - завершил свой рассказ Иван Петрович, как вдруг машина остановилась. Автомобиль поломался именно в том месте, где не то, что автоцентр найти нельзя было, по близости просто отсутствовали любые населенные пункты.  Подобная ситуация – не редкость для Сибири с ее масштабами. Мы стали надеяться, что кто-нибудь из проезжающих поможет нам. «А сколько ещё нам ехать?», - уставшим голосом спросила я. «Немного, километров 600», - ответил дядя. Сибирский взгляд на расстояния был совершенно иным.
     Добрые люди протащили на тросе машину, в которой мы ехали, до местного автомеханика. В итоге мы всё-таки прибыли на базу отдыха. Нас ожидал довольно умиротворенный пейзаж: деревянные домики, густая трава, сосны. Мы жили на берегу Телецкого озера, полного легенд и преданий. Говорят, что оно очень похоже на Байкал. Особенно захватывающе выглядело озеро в туманное утро: воды словно бы парили в небесах.
Часть 3. Digital-detox по-алтайски.
       Территория нашей туристической базы была совсем небольшой, и никаких иных развлечений, кроме прогулок по ее дворику и берегу, не было. Как оказалось, в пакет отдыхающего была включена интересная опция: отсутствие мобильной связи и сети интернет. Сегодня, спустя десятилетие, подобная услуга очень популярна, для нее придумали даже особенное название – digital detox. Неужели социальные сети стали нашими зависимостями? Или убежать от работы стало намного труднее, чем раньше?
       Конечно, не знаю, как взрослые, но современные дети младшего школьного  возраста очень любят проводить время в таких приложениях как Likee и Tiktok. «Мейнстримом» моего поколения были «Одноклассники». В далеком 2011 году, когда меня только зарегистрировали в этой социальной сети, я и мои сверстники проводили там часы, особо смелые сидели в «ВКонтакте». Почему  так поступали именно ребята, не лишенные отваги?  Ответ прост: во ВКонтакте, не имевший тогда фильтров для несовершеннолетних, пускали не многих. Наличие страницы в этой социальной сети было признаком вашей рискованности. Однажды на такой поступок решилась и я. Пока строгая Полина мыла голову, я открыла её ноутбук и создала профиль, выложила фотографии и даже добавила в друзья  своего друга, мальчика из соседнего двора, по совместительству являвшегося братом однокурсника моей сестры. На следующий день о существовании страницы моего знакомого узнали его родители и безжалостно ее удалили, чтобы inappropriate information  не навредила чистому детскому сознанию. Встретив в университете мою сестру, брат друга выдал и сообщницу, то есть меня. Не трудно догадаться, что произошло, когда Полина пришла домой: мой профиль во ВКонтакте тоже перестал существовать. Я всегда была упорным человеком, поэтому  через пару месяцев мне удалось добиться некоторого послабления со стороны взрослых: у меня появилась страница в «Одноклассниках». Довольно часто вместо того, чтобы встречаться с друг другом во дворе, мы переписывались в интернете и испытывали просто жуткую гордость, чувствуя себя первооткрывателями. Честно признаюсь: тогда я еще не знала, что до наших «Одноклассников» существовала и здравствовала «Аська», в которой моя сестра, как истинный олдфаг, зарегистрировалась еще в далеком 2006 году.  Приехав на Алтай, я оказалась отдалена от мира социальных сетей, ставшего для меня таким привычным. Нахождение вне информационной цивилизации научило меня радоваться моменту – красоте северной природы, интересному рассказу, алтайскому молоку.
          Поездка к Телецкому озеру – это уже определенное приключение. Мы решили сделать наше путешествие еще более увлекательным и отправиться к живописной реке Лебедь. Мой дядя – любитель шашлыков - предложил купить мяса у местных жителей и организовать у «Лебедя» пикник. По пути нам встретилась старушка, очень похожая на героиню рассказов Шукшина. Мы приобрели у пенсионерки «мясо домашнего поросенка», с трудом отыскали дорогу к реке, но всё-таки прибыли на место. Убедившись, что искупаться в реке нам не удастся (вода была слишком холодной), мы решили взяться за шашлыки.
     Мясо уже румянилось на углях. По пляжу бегали бездомные собаки, но, как и в истории с Майлой, они были совсем не агрессивными. Папа с дядей снимали шашлык с шампуров, предложили нам его попробовать. К нашему удивлению, у мяса не было никакого шанса стать съеденным – его было невозможно разжевать. Опасения дяди, ставшего уже опытным сибиряком, оправдались: вместо домашнего поросёнка нам продали дикого алтайского кабана. Шашлык не удался. Detox должен быть не только цифровым, но и пищевым – разгрузочных дней никто не отменял, ведь правда?
    «Почему бы не помочь братьям меньшим?», - подумали мы. Бездомные пёсики прибежали к нам на обед. Однако собачки нас очень удивили своим отказом есть эту пищу. Тем не менее, нам как-то нужно было утилизировать мясо: мы решили покормить им рыб, обитающих в живописной реке Лебедь. Вода была прозрачной, и даже на обычно взбаломученной мели виднелись обитатели разных размеров. Нам пришлось побороть чувство холода, зайти в реку и начать кидать кусочки кабана рыбам. Я где-то слышала о том, что на элитных курортах по типу Мальдив есть подобная услуга: турист заходит в воды океана: около него кружат маленькие рыбки, а человек их кормит. После общения с рыбами мы остались наедине с алтайской природой. С одной стороны от нас находился лес: сосны около берега реки казались странным явлением. Давайте представим, что увиденный нами пейзаж – некоторая метафоризация жизненного пути человека: сначала мы попадаем на лужайку, потом в лес, который у каждого свой, но в конечном итоге всех ждет одно и то же: небольшой берег и водный массив всего того, чтобы было сделано и пережито. Кто-то предстанет перед болотом, кто-то перед лужей, а кто-то перед рекой Лебедь.
          Не замечали ли Вы, что, поднявшись к рассуждениям о высоком, литературный герой обязательно должен столкнуться с комизмом? Так будет и у нас. Пожалуй, пришла пора рассказать о моем знакомстве с русским матом. 
   Часть 4. Мое знакомство с нецензурной лексикой.
Начнем с того, что многие мои соседи, проживавшие на улице Розы Люксембург, использовали обсценную лексику в речи. Это неудивительно – подобная черта свойственна многим русским людям. Виктор Пелевин писал: «Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом» Однако мои родители отстраняли меня от этого мира. Во время обратного пути к нашей туристической базе, в машине пропал радиосигнал, и мы остались без музыки. Дядя устал рассказывать истории из жизни. К каждому эпизоду от подходил очень внимательно, повествовал искренне, что, в свою очередь, вызывало расход душевных сил. Мой родственник нашел диск с аудиозаписями: «Сын Дмитрий же тоже ездит на этой машине, послушаем его диск» «Тонкий красный закат», - начала звучат музыка Макса Коржа, а дальше вы, наверное, знаете. Такие песни родителям не понравились. Конечно, это совсем не "страшный" мат, но любой великий путь начинается с чего-то малого!
    Во время нашего пути на очередную экскурсию (на этот раз мы отправились в сталактитовую шахту) дядя рассказал нам еще одну историю, не лишенную морали: «Мой старший  сын в школьное время любил ходить в клубы, возвращался поздно, мама подолгу его ждала. Однажды наш мальчик не пришел и к утру, мы стали звонить в милицию. Георгия нашли. Оказывается, его вместе с друзьями полиция оставила в СИЗО до выяснения личности. Ребята курили около входа в клуб, а рядом с ними произошла драка и кража. Когда приехала милиция, забрали всех. Паспорта у Георгия с собой не было. Сыну достался и интересный сосед – человек, подозреваемый по статье «Экономические преступления». Подростки и чиновник философствовали всю ночь. Однако после этого случая Георгий перестал ходить в клуб – разонравились. Все очень просто, дорогие мои. Всегда следует брать ответственность за свои поступки, если же мы к этому не готовы, то действия эти лучше не совершать».
      Моему дяде по душе экстравагантные поступки. Когда мы отправились на экскурсию к пещере, Петр Иванович решил сфотографироваться на фоне табло «Купаться запрещено» местной ГЭС в её водохранилище. Сталактиты и соли, которые мы увидели в шахте – тоже красивые вещи, в них есть вечность, история Земли. А в нас остается хоть что-то от этой вечности?
P.S. В рассказе дяди чередуются слова "милиция" и "полиция". Время действия - 2011 год, как раз то время, когда проходила реформа МВД: милицию переименовывали в полицию, а в речах обычных россиян возникала путанница - как называть правоохранителей?