Случай из практики санитара приемного отделения

Юрий Трушников
      В то время я подрабатывал санитаром в приемном отделении районной больницы. Место для студента мединститута было остродефицитное и передавалось от студента к студенту.
     Ценилось оно тем, что если ты избрал травматологию, или хирургию, то только там ты мог столкнуться с настоящей практикой. И что немаловажно, там  санитаров использовали, как лишние руки при операциях, как в травматологии, так и в хирургии.
 
      «Пойдем, подержишь крючки!»: обычно говорили в хирургии. « Иди, обработай голову - если что – зови» - это в травматологии, обычно ночью.

       Моя операционная  деятельность началась на второй смене, когда дежурный травматолог, увидев незнакомого санитара, спросил давно ли я здесь, а  узнав, что это уже моя вторая смена сказал: « Ну, что же, пора в операционную, чтобы ночью меня не поднимал.  Я тебе все покажу, как надо делать и чего бояться, запомнишь на будущее и будешь работать сам!».
 
      Я о таком даже мечтать не мог.  Надели бахилы, халаты, шапочки, маски и вошли в операционную. Пациент с побритой и разбитой головой уже лежал на столе. Медсестра подала нам перчатки (отмечу, что  мне впервые помогли надеть хирургические перчатки).

     Травматолог сказал: «Вот смотри: «Обкалываешь рану новокаином, иссекаешь края. Вот это уже череп, рассекаешь надкостницу и тупым  концом скальпеля раздвигаешь ее. Если увидишь что-то, вроде красного червячка на кости - зови врача – это перелом! Ну, а  здесь все хорошо. Начинаем шить! Показываю как. Держи иглодержатель и шей, как я показал. Хорошо, а теперь завязывай! Дома завяжешь пару сотен узелков и на следующей смене сдашь зачет по узлам! Понял? Ну,  вот и все! Больной, можете вставать! С крещением тебя доктор!».
     Надо ли говорить, что я с воодушевлением начал вязать узлы.  Причем везде и на всем. Стоило мне только увидеть два конца нитки или веревки, как руки сами тянулись их завязать. Помню, что одной из жертв моих тренировок пала парадная скатерть с бахромой – я завязал всю бахрому.

     Через приемник проходили десятки разнообразных больных, в том числе и битые и резаные. Одни в нормальном состоянии, другие пьянее вина.

       Однажды привезли пьяного лесоруба - вахтовика с ушибленной раной головы.
     Размерами пострадавший был с небольшой танк, а кулаки его с мою голову.

    Он возвращался с вахты и погулял в ресторане, где и получил бутылкой по голове. Принял на грудь он к этому времени он уже немало.  Нас насторожило уже то, что он был доставлен «Скорой помощью» на носилках и надежно зафиксированный. Хотя ушибленная рана головы этого не требовала. Как только они его отвязали и выгрузили, он тут же вскочил, прижался спиной к стене и, не обращая внимания, на размотавшийся, окровавленный тюрбан из бинтов (повязка « чепчик»), начал размахивать кулаками, отбиваясь от всех разом.
     Пройти по коридору было невозможно, того и гляди зацепит. А рану обработать надо срочно - у него уже и рубаха была вся бурая от крови. Возись потом с геморрагическим шоком.
  Можно конечно было навалиться всем скопом, или вырубить сбоку, но кому хочется с синяком ходить (вдруг попадет). На то счастье анестезиологи наши были тогда молодые и задорные.   

      Предупредили меня с напарником, чтобы мы каталку наготове держали и быстро клиента в перевязочную отвезли. Уговорили здоровяка, что отпустят сразу после укола от столбняка, но чтобы наверняка не умереть надо его в вену сделать. Тот согласился.
      Уложили на каталку объяснив, что укол очень сильный и ввели в вену миорелаксанты ультракороткого действия(это препарат, который расслабляет все мышцы тела, в том числе, и дыхательные). В тот же момент у  раненого,  как будто вынули все кости, и он обмяк бесформенной кучей. Подобного ужаса на лице человека я никогда не видел. Человек в полном сознании, а ни пошевелиться, ни вздохнуть не может.   
    Мешок Амбу был наготове и на ИВЛ мы его благополучно отвезли его в операционную, где переложили на стол и передали травматологам. Да, фиксировать к столу мы его не стали. Ребята быстро обработали и зашили рану, наложили повязку.
      Клиент к этому времени был в сознании  и дышал сам. Но выглядел как то пришибленно и был поразительно вежлив. Сказал: «Спасибо,  я могу идти?!». «Да» сказали доктора в голос и в этот же момент,  его как катапультой выбросило в коридор. Двери на улицу, которые не открывались последние лет десять,  были выбиты молниеносно.

       Надо сказать, что за верхней одеждой пришел через день, его товарищ и сказал, что все в порядке и на перевязки клиент  пойдет по месту жительства, а сюда не придет никогда в жизни.
 Правда он поинтересовался, чем мы так смогли напугать человека, который ни волков, ни медведей не боялся и не раз в тайге один ночевал, а сюда идти до смерти боится!