Басни разума

Виктор Морозов
      Разуму человека свойственно создавать разные мифические образы. Среди них самые доступные для понимания каждым присутствуют в баснях. В баснях содержится краткое нравоучительное заключение - мораль. Такая мораль направлена, прежде всего, к тем, кто считает, что у каждого она должна быть только своя. Несколько иная ситуация сложилась в науке, поскольку используемые там математические, а по сути мифические, образы неконкретны, абстрактны. Персонажей басен и математические абстракции в науке объединяет то, что они не выражают вообще никакого личного отношения к происходящему. Персонажи басен и математические абстракции безличны и, тем самым, подобны друг другу. Однако, не выражая личного отношения к происходящему, персонажи басен всё же пытаются донести до человека то, что мораль для всего сущего должна быть одна. Математика, в отличие от басен, за абстрактной формой своих понятий скрывает эту простую мысль.  В этом смысле и математика, и наука в целом, способны незаметно «посеять» в умах людей то, что противоречит морали. Оказывается наука, а это проявлялось уже не раз, может своими открытиями, их реализацией незаметно становиться, как бы, … аморальной! И тогда за пеленой  научных мифологем просматривается образ не мифического, а реального носителя аморальной культуры мышления - человека. Он, как и персонажи из басен, не выражает своего личного отношения к происходящему, но в отличие от них отвергает общую для всех мораль. Человек перестает быть личностью, которая способна слышать обращенные к нему  слова: 
 
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
        Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
         Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
         Двиньте вперёд!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ... ( Сеятелям. Н.А.Некрасов)

Для него эти слова остаются гласом, вопиющего в пустыне…
 
     Любители басен почти наверняка не задаются вопросом – нужна ли человеку, наряду с научной истиной, мораль. Между тем, многие известные ученые были очень озабочены отсутствием  в науке моральных ориентиров. Да и сегодня никто не ответит на этот простой вопрос, потому что в истории попытки дополнить научную картину мира моралью случались очень редко. Это происходит из-за того, что наш язык остается не только средством общения, но и тем, посредством чего люди оправдывают и скрывают свои истинные намерения. Но вот достаточно ли людям только языка басен, которым они пытаются привить себе мораль в познании всего сущего, сказать сложно. Однако надо иметь в виду, что любые мифические образы, в отличие от нас, являются долгожителями и служат, как правило, той морали, которая уже господствует.