Прогулка по Парку Победы пять лет назад

Валерий Соболев
До Дня 70-летия Великой Победы осталось…

… осталось чуть больше месяца.  Давайте посетим Парк Победы в Москве и посмотрим, как идёт подготовка к Празднику.

Работают озеленители, вешают плакаты, чистят территорию. Но не это главное…

Главная достопримечательность Парка Победы – это торговые ларьки. Их много, и все они являют собой, как вероятно, считает руководство Парка, - стремление русского человека к американскому образу жизни. Все известные в США закусочные представлены здесь во множестве, которому может позавидовать, наверное, любой парк собственно в самой Америке.  Эти ларьки стоят здесь годами. Удивительно: даже сейчас, когда антиамериканская пропаганда в средствах массовой информации достигла апогея, когда «среднестатистический россиянин» крайне отрицательно относится и к США и ко всему, что связано с этой страной,  когда «Макдональдсы» проверяют и закрывают по всей России, - ларьки эти, украшенные эмблемами и товарными знаками американских компаний, стоят здесь как ни в чём не бывало, даже накануне такого Праздника.

Помню, 2 года назад посетил и я Парк Победы 8 мая. И наблюдал такую вот картину: подъезжает «Волга» к дальним подступам к Парку, там полицейский патруль останавливает машину: дальше, дескать, нельзя, выходите граждане – и пешком. Сержант полиции ни честь не отдал, ни поздоровался, а так – лениво и поплёвывая – преградил путь.  Из машины вышли три генерала и адмирал в отставке, конечно, старенькие, и - делать нечего – пошли с цветами в руках, поддерживая друга, с трудом переставляя ноги к памятной стелле.  Возможно, этот День Победы вообще был последним в жизни кого-то из них. Через минуту к патрулю подкатил джип, открылось окно, через которое вывалилась вялая кисть руки, её принялись подобострастно пожимать эти два полицейских, одновременно послышалась кавказская речь, ещё пара секунд – и джип сорвался с места и помчался по тротуарам Парка, распугивая прохожих, шарахавшихся по сторонам, освобождая дорогу.

Куда поехал джип? К ларьку, хозяином которого, очевидно, был водитель внедорожника.

Что поразило: в Парке не играют военные оркестры, не слышны песни военных лет, зато из хрипящих динамиков, установленных на тех же ларьках, льётся – нет, не льётся – грохотом скрежещет музыка народов Кавказа, убивая праздничное настроение у всех, прибывших на праздник.

Думаете, в сам День Победы, что-то изменится? Уберут ларьки, или сменят вывески на них, включат военные марши и песни, отменят плату за вход в музей, хотя бы для школьников?*

Нет, представляется мне, что опять будем встречать Праздник под вывесками американских торговых брендов, под кавказскую развесёлую музыку, наблюдая, как ветеран с гвоздичкой в руке стыдливо будет отходить от того же ларька, где он хотел было купить стакан чаю, но, увидев ценник (чай – 90руб. кофе -150 руб.), вынужден ретироваться под презрительными взглядами ларёчников: «Ну, чё, дед, нет денег – отваливай!». Эти улыбающиеся хари** плевать хотели на наш праздник, на наших ветеранов, на всех нас.  Они открыто смеются над всеми. А попробуйте сделать им замечание – мало не покажется, вплоть до того, что окажетесь в полицейском «обезьяннике»: ларёчники и полиция – лучшие друзья.

А мы кто? Дерьмо. Во всяком случае, самоощущение именно такое. 

Потому что в нашей стране ларёчник – это главный человек.
Потому, что Победа для чиновника любого уровня, от Председателя Правительства до секретаря Управы, – это дело десятое. Во всяком случае, такое создаётся впечатление.

О ветеранах они вспоминают только когда нужно провести какое-либо мероприятие, для «галочки», или сделать им «подарок», списав при этом средства в десятки раз превышающие сумму, потраченную собственно на подарки. И видели бы Вы эти подарки – стыд, да и только.

Простите, герои: не умеем мы хранить память. Стыдно за государство, чиновничество, руководство Парка, за себя, за всех нас…

Ухожу из парка, и, наверное, на сам Праздник не приду,  лучше - буду смотреть телевизор. Может быть, у экрана удастся почувствовать так необходимые в этот День гордость и ликование, а не унижение и позор, которые обеспечены посетителям Парка Победы в Москве.





* Разве можно брать плату, да ещё с детей, за вход в Музей Великой Отечественной войны, да и в иные исторические, мемориальные, боевые музеи? Кругом говорят: «У нас осталась одна национальная идея, которая может сплотить общество – это Победа в Великой Отечественной войне!». Но если так, зачем эта коммерциализация патриотических музеев? Это позор для страны – брать деньги за вход в такие места.

** Я прошу прощения  за лексику, но по-другому не скажешь. Впрочем, приглашаю читателей посетить Парк Победы в Москве. Боюсь, оказавшись здесь, многие перейдут и на более радикальный лексикон.