Ну вот, доктор, приехали...

Ян Лех
Как видим, настоящая история без Евгения Павловича Крикорьянца была бы несколько другой. Не свернуть с пути, который ты считаешь правильным. Не подвести своих коллег. Сформировать объективное мнение и потом иметь смелость отстаивать его на любом уровне. Служит верой и правдой избранному делу. Разве этого мало? Понятия профессиональной чести для Евгения Павловича не пустые слова. Он представитель четырех поколений медицинских работников династии Крикорьянцев. Редкий факт. Почему бы не рассказать подробнее об этом замечательном человеке?

Его дед Иван Сергеевич Крикорьянц-Григорьев окончил Киевский университет, получил специальность химика-технолога, фармацевта. Армянин по национальности. В годы Первой мировой войны заведовал медицинским складом, имел высокое воинское звание. В Омск был направлен для работы в военном госпитале. Родители Павел Иванович и Тереза Ивановна окончили в 20-х годах прошлого века Омский медицинский институт. Молодые люди встретились в Седельниково, где трудились после окончания вуза. Когда началась Великая Отечественная война, Павлу Ивановичу уже было 40 лет.
Ушел на фронт.

Война возвращала людей с поля боя, изуродованными пулями, осколками, обгоревших, переломанных, сочившихся кровью. Павел Иванович встречал их, восстанавливал человеческий облик, отсекая больное, помертвевшее, реставрировал их прострелянную надежду жить. Всю войну он работал в госпиталях хирургом. Вернулся в Омск, до 1950 года работал в военном госпитале.

Вопрос: «Куда же поступать после окончания школы?» - Евгения Крикорьянца не мучил. Конечно же, в Омский медицинский институт. На четвертом курсе  выбрал специализацию – урология. В качестве эксперимента для студентов сделали один свободный день, когда не было обязательных лекций. Студент имел права выбора, чему посвятить эти доверенные только ему часы. Евгений шел на кафедру урологии, которая располагалась в областной больнице. Заведующим урологическим отделением был доцент Ефим Григорьевич Либгод. В годы войны он был начальником всех омских госпиталей. Запомнился ему профессор Марк Соломонович Рабинович, тоже омская знаменитость, который консультировал в городском урологическом отделении  Медсанчасти №2.

Судьбой молодых людей, только получивших ещё пахнувшие типографской краской дипломы, в те годы распоряжались в плановом порядке. Распределение! И Евгений Павлович в 1960 году попрощался с городом Омском. Отправился в южный район Омской области, в райцентр Павлоградку. Тогда в стране бушевали целинные страсти. Большие ресурсы направлялись на освоение целинных и залежных земель.  В Сибирь ехали из всех уголков большой страны. Вот и Евгений Павлович приехал в село Новоуральское, что расцветало и обустраивалось ещё дальше Павлоградки, в 70 километрах от районного центра. Участковая больница располагалась в здании, построенном в прошлую эпоху столыпинского прорыва в Сибирь. Рубленный деревянный дом, буквой П, на прочном фундаменте. А хозяин в доме один он, участковый врач. И терапевт, и гинеколог, и акушер, и детский врач, и даже хирург, ну и уролог в конце концов – всё в одном лице. Его зона обслуживания – восемь сел, входившие тогда в совхоз «Краснодарский». «Запрягайте, хлопцы, кони!» Транспорт гужевой, лошади. Зимы лютые, снежные.

- Ну вот, доктор, приехали, - сказал возница.
- Куда?
Евгений Павлович огляделся – мгла и мгла. Жестокая пурга, когда белого света не видно из-за снежных вихрей, не понять, куда едешь – в гости к Богу или уже к чертовой матери. Не всуе сказано. Край! Замерзнуть можно, прикрывались в санях тулупчиками. Ни зги! А надо ехать. Поступило сообщение: в одном из поселков угорели, отравились печным газом, люди. Откладывать поездку нельзя. Теперь же им самим, видимо, требовалась помощь. А кто их найдет? Мобильных телефонов в то время не было. Кричать: «Ау!»? Кто услышит? Белая снежная западня. Всё! Возница слез с саней, пошел к лошадям.
- Ты что там?
- Ноздри лошадям протру, - отвечает.
Протер.
Вернулся в сани, бросил вожжи. Гикнул с дикой лихостью, и лошади пошли.
Сами пошли, встряхивая и гордо вскидывая головы с заснеженными гривами, без понукания со стороны людей, притихших в санях.
Долго ли коротко ли…
Вывезли, родимые.
Прямо к дому, к участковой больнице. Как только стихла метель, вновь тронулись в путь. Помогли людям, все-таки доехали.

Вскоре в Новоуральское приехала супруга Алевтина Николаевна, педагог  по профессии. Уюта и тепла стало как-то сразу больше. И уже совсем не страшны стали любые метели. Через год Евгения Павловича знали все новоуральцы. Уважали безмерно. И транспорт стал иным.
- Доктор, пожалуйста, садитесь в машину!
Через три года вернулся в Омск.
Дети Ирина и Денис – врачи, сейчас работают в Москве.
А внуки – увы!
Больше интересуются юриспруденцией.

- Владимир Николаевич Тодоренко правильно сориентировался, - говорит заслуженный врач России Евгений Павлович Крикорьянц. – Организовал частную клинику «Ультрамед». У людей появилась возможность быстро получать необходимую квалифицированную помощь. Он человек  внимательный. Пациенты, которые от него приходят ко мне, всегда очень довольны, его отношением, его работой. У меня стаж 58 лет. Картины прошлого, картины настоящего перед глазами. Медицина очень изменилась, хирургия особенно. Совершенно другой уровень. Диагностика под контролем УЗИ, эндоскопические, щадящие методы лечения. Я рад, что смог ему в чем-то помочь…

Отрывок из документальной повести "Сценарий успеха"