Великая писательница Софья Толстая

Иван Степанов
Великая писательница  Софья Толстая

Многих давно уже приучили к мысли, что есть  великий русский писатель, Лёв Толстой. А про его  постоянного соавтора в писательском труде и по жизни Софью Толстую так не говорят. А очень зря! Ничего бы великого без неё Лев (или Лёв) Толстой точно не написал. Не смог бы, сила не та. Не верите? Самомнение у Льва было хоть отбавляй, а вот силы он привык брать у своей жены.

Женщины всегда на долгих промежутках времени гораздо сильнее мужчин. Они в пятьсот раз их сложнее устроены и  имеют энергии на порядок выше, чем мужчина. Это  научный факт, кому интересно, может изучить этот феномен.

Женщины рожают детей. Мужчинам даже на этот процесс смотреть не рекомендуется. А уж участвовать в  зарождении новой жизни и её вынашивании они могут только советом.  Сколько детей родила Софья Толстая?! Крепкая, сильная женщина.

И писала она без соавторства с Льва Ник.  много в своих дневниках. А вот он без её участия обойтись никак не мог, ни в жизни, ни в писательском труде! Приведу лишь короткие выдержки из некоторых её дневников, свидетельствующие о её личности.

Я спросила: «С чем во мне Лев Ник. хочет бороться?» . Он говорит: «С тем, что у нас с тобой разногласие: и в  земельном, и в религиозном вопросе». Я говорю: «Земли не мои,  и я считаю  их семейными, родовыми». –«Ты можешь свою землю отдать». Я спрашиваю: « А почему тебя не раздражает земельная собственность и миллионное состояния Черткова?» -«Ах! Ах, я буду молчать, оставь меня…» Сначала крик, потом злобное молчание.

Понимание того, что  родовые земли нельзя разбазаривать и отдавать, что она должна передаваться внутри семьи и рода во Льве Толстом отсутствовало. А Софья это прекрасно понимала. И была права!

Лев Ник. негодовал на нашу жизнь, и когда я спросила: «Что же делать?» - он негодующим кричал: «Уехать, бросить всё, не жить в Ясной Поляне, не видеть нищих, черкесов, лакеев за столом, просителей, посетителей – всё это для меня ужасно!»
Я  спросила: «Куда же теперь нам, старикам, уехать?» - «Куда хочешь: в Париж, в Ялту, в Одоев… Я, разумеется, поеду с тобой».
Слушала я, слушала всю эту гневную речь, взяла 30 рублей и ушла, хотела ехать в Одоев и там поселиться.
Была страшная жара, добрела до шассе, задохнулась от волнения и усталости, легла возле ржи в канаву на травке.
Слышу, едет кучер в кабриолете. Села, обессиленная вернулась домой. У льва Ник. на короткое время сделались перебои в сердце. Что делать? Куда деваться? Что решать? Это был первый надрез в наших отношениях.

Один – болтает и злобствует.  И собирается дальше так же вести себя дальше. Другая искренне переживает, что-то делает. Я как-то в данной ситуации больше сочувствую Софье, хотя сам довольно-таки злобный тип.

Приехала домой. Опять тяжести жизни. Муж сурово молчит, а тут корректуры, моляры, приказчик, гости, хозяйство… Всем надо ответить, всех удовлетворить. Голова болит, что-то огромное, разбухающее распирает голову, и что-то напухающее, сдавливающее – в сердце.

Что это не художественно- выразительный текст? Мне  он очень нравится. Кратко всё, образно, передаёт состояние. Всё хозяйство было в руках Софьи Толстых, работа с  издателем! Такими мелочами Лев себя не утруждал.

И вот сегодня, вечером, обходя раз десять аллеи в саду, я решила без ссор, без разговоров нанять угол в чьей-нибудь избе и поселиться в ней, бросив все дела, всю жизнь, стать бедной старушкой в избе, где дети, их любить. Надо попробовать.

Для меня это простой текст очень много говорит об его авторе и её состоянии. А вам?

Пишу ночью, одна, в зале. Рассвело, птицы начали петь, и возятся в клетках канарейки.
Неужели я не умру от тех страданий, которые я переживаю…
Сегодня Лев Ник.  упрекал меня в розни с ним во всём. В чём? В земельном вопросе, религиозном, да во всём… И это неправда. Земельный вопрос по Генри Джорджу я просто не понимаю; отдать же землю помимо моих детей считаю высшей несправедливостью. Религиозный вопрос  не может быть разный. Мы оба верим в Бога, в добро, в покорность воле Божьей. Мы оба ненавидим войну и смертную казнь. Мы оба любим и живём в деревне. Мы оба не любим роскоши… Одно – я не люблю Черткова, в люблю Льва Ник-а. А он не любит меня и любит своего идола.

Занавес!

P.S.  Посетители Ясной Поляны не все знают, что свой  родной дом, где он появился на свет, Лев Толстой проиграл как-то в карты соседу Горохову. И его выигравший, разобрал и увёз в своё поместье за 35 км, где снова собрал и пользовался им как трофеем. Проиграть родной дом в карты! Это - 10-ый  уровень мудрости в жизни Льва Толстого .

Источник  вдохновения и отдохновения - (7я.net)
Авторы: С. Толстая, И.Степанов