Буканушка

Вера Деогенова
Хочу рассказать вам странную,невероятную историю из детства. Жила я тогда с бабушкой в доме,который назывался-деревенская изба.Это бревенчатый дом и в нём одна большая комната,Четвёртую часть этой комнаты занимала русская печка.
На ней  могли поместиться шестеро ребятишек или четверо взрослых,зимой там было
очень тепло спать.Напротив печки располагалась,как бы кухня отгороженая занавеской.Были там ещё лавочки-на них и под ними стояла крупная кухонная посуда это большие кастрюли,чугунки,глиняные корчажки.На стене повыше находились полочки-на них хранились продукты:крупы,сухофрукты,фруктовый чай(я часто выпрашивала этот чай погрызть вместо десерта!)На верхних полочках хранили продукты из-за мышей и в каждом доме было по несколько кошек,которые не давали мышам ночью разгуляться по полочкам!Возле окна стоял стол,над ним висел шкаф для стаканов и чайных чашек.
В переднем углу находился обеденный стол(он был больше кухонного),а наверху над столом была полочка уголком для икон.У другой стены,тоже напротив печки стояла
большая самодельная красивая кровать.Под потолком (прямо напротив кровати)находились полати-сделаны они были из широких досок,там тоже можно было спать.А ещё у бабушки был огромный кованый сундук(заменял шкаф для одежды)и стоял
он между столом и кроватью.Я так любила на нём играть в куклы,которые шила мне бабушка.Любила разглядывать рисунки в ромбах на сундуке-там были нарисованы разные заморские цветы и растения,как будь то путешествовала по разным странам!Вот так
очень просто жили в деревнях даже после войны.Я ребёнок послевоенный,всего шесть лет прошло как окончилась война,мои дяди тоже воевали-трое вернулись,а один пропал без вести....
Но рассказ пойдёт о "буканушке",которым пугали всех непослушных детей!Я очень любила купаться,но ещё не умела плавать и часто без спросу ,убегала с подружками
 на речку.Однажды в нашей деревне произошёл несчастный случай-утонул мальчик 10 лет...Все взрослые стали бояться за нас и не отпускали на речку.Река Исеть
местами очень глубокая,течение быстрое и называют эти места "стремнина".Вот там
берег течение подмывает и он обваливается огромными глыбами земли.А мальчишкам нравилось купаться именно там!Так случилось и этот раз- трое ребят(10,11,12 лет)
купались,где берег подмыло очень сильно.Земля нависала над рекой,как козырёк у
подьезда. Ребята придумали такую игру-подплывут к берегу,оттолкнутся ногами и
ныряют в глубину,кто  дальше уплывёт  под водой!Вот тут то и настигла беда
самого младшего...Подплыл он к берегу,оттолкнулся,а козырёк отвалился в это же время!....Мальчишек,что постарше отбросило волной обвала,они поняв,что другу не 
выбраться,начали нырять.но где уж справиться голыми руками с огромным комком земли проросшим травой.Тогда старший вылез и побежал в деревню за подмогой.
Второй мальчик вылез на берег и плакал от бессилья помочь...Прибежали двое пожилых мужчин(была сенокосная пора и взрослые все были на лугах),стали и мужчины нырять,пытались разгрести завал руками,да толку мало.Когда уже пришли люди с покосов,при помощи лопат удалось вытащить мальчика уже бездыханного!Народ сбежался не смотря на поздний час,шли люди с фонарями старые и малые.Жуткое зрелище-полночь,окружили утопленника люди,а родители криком кричат,особенно рыдала мать!Ей сделалось плохо,она потеряла сознание-муж кричит:-Вызывайте скорую
(мобильных телефонов не было!)один телефон на всю деревню -у бригадира..
Один мужчина догадался и давай лить воду на женщину,очнулась она и опять в крик..
Тут наконец то ,из другой деревни ,скорая подьехала,укол поставили успокоительный..Уже рассвет заалел,когда люди стали расходиться.Всей деревней хоронили парнишку,вот с тех пор моя бабушка не отпускала меня на речку одну ..
   Рассказывала разные случаи,когда буканушка утянул ребятишек в реку.Дальше ,вниз по течению были заросли ракитника и крапивы-вот там он и прячется -Говорила
бабушка..Спрашиваю у неё:-Какой он,расскажи
-а он чёрный и лохматый,не обязательно большой, но проворный!
Тебе с ним не справиться будет,а я не верила,придумывает бабушка,чтобы я купаться
не ходила.
   Стала она меня закрывать на замок,когда уходила на болото гусей пасти.Проснусь
я и давай плакать-вроде не боюсь,а от обиды наверное.Надоело мне такое затворничество и вот что я придумала:вышла в сени,залезла на чердак,хожу,ищу
дырку в крыше,чтобы вылезти во двор.Возле печной трубы потрогала доски-крепкие
пошла дальше искать и тут вижу на углу,где брёвна встык,дырка небольшая.
Стою ,думаю ,как же увеличить её,что бы пролезть...
Попробовала руками-доски трещат,но не ломаются,давай давить на них ногой,держусь
за стропила руками и давлю изо всех сил!Наконец одна половинка доски отвалилась,
смотрю я в низ и думаю-как же слезать?По углу дома,по бревнышкам,как по ступенькам спустилась вниз до забора.Сижу на нем  ,как на коне верхом и
вижу -идёт моя бабушка с хворостиной.Гусей домой с болота гонит!Ну думаю-
сейчас попадёт мне за эту вылазку,быстро спрыгиваю с забора и прячусь в палисаднике за кустом сирени.Загнала она гусей во двор,а я скорей бежать к подружке,что рядом жила и рассказала ей,как я из закрытого дома сбежала.Её мама
   напоила нас чаем с блинами (я ведь без завтрака из дома сбежала!)и вот сидим мы думаем ,как нам искупаться сходить на речку?Этим летом стояла неимоверная
жара и решили отпроситься у подружкиной мамы,но не отпустила она нас!Да я ещё
рассказала подружке про буканушку,она и вовсе забоялась идти,говорит:-А вдруг правда,не обманывает бабушка?Ну что делать-одна боюсь идти и решила к родственнице сбегать,может она не забоится и пойдет со мной?Но их не оказалось дома-ушли в гости на день рождения с бабушкой.Стояла в раздумье-домой боюсь,попадёт за проделку и решилась пойти одна...Иду ,рассуждаю-обманывает бабушка,нет никакого буканушки,успокаиваю себя.Иду по улице,ну хоть бы кто нибудь попался мне на встречу,как повымирали все!От жары дома сидят,в холодке прячутся.
Мы с подружками раньше так любили играть на берегу речки-лепили из глины куколок,посуду разную.На обрывистых берегах Исети встречается различных цветов глина:чёрная,белая,красная,жёлтая и цвета охры,ещё синяя и голубая.Любила помогать  стирать половики и коврики домотканные...иду ,мечтаю ,уже подошла к кустарникам и зарослям крапивы.Вдруг мне показалось,что из крапивы выползает что то чёрное и очень лохматое,а сквозь шерсть вижу глаза сверкают,как угольки горят!
Вздрогнула я и остановилась..думаю-собака может,не похоже-нет головы,ушей не видать,ни хвоста,ни лап..непонятное существо.Тут сразу мысль в голове- БУКАНУШКА
это ?!Сейчас палку найду и подойду поближе,но вокруг ни каких палок!Схватила обломок кирпича,о ОНО ползёт ко мне,кинула кирпич и бежать без оглядки...
Вижу навстречу мне бабушка с палкой идёт,потеряла видимо меня-дом  был закрыт,
а внучки нет,пошла к соседям и там нет!Решила идти на речку,хоть и не верилось ей,что я одна могла пойти..
А я бегу,что есть силы и реву..уткнулась в живот бабушке и плачу навзрыд!
А она спрашивает:-Что случилось с тобой?
-Заикаюсь и говорю сквозь слёзы:-Там,там бу буканушка выполз из кустов!
-Ну вот не слушаешься,говорит она,сказано-не ходи одна на речку!
Гладит меня по голове,успокаивает и палку выбросила.С тех пор не ходила я одна на речку,только со старшими детьми или с кем то из взрослых.До сих пор думаю-кто это
или что было такое!?Ведь не показалось мне- точно живое существо двигалось и
бабушка тоже видела!Загадка природы или воображение?А может есть они ,такие существа,но мы их не всегда видим?
     7.01.20год.