Так и живем. Чужую беду рукой отведу?

Нина Короленко
 
Как и большинство моих современников, сталкиваясь с трудностями, выслушивая, порой, совершенно бесполезные советы знакомых, вспоминала об этой народной мудрости: «Чужую беду рукой отведу (или разведу), а своей ладу не дам». Действительно, все мы, нередко довольно бестактно, но из лучших побуждений, рассуждаем о чужих проблемах, уверенные, что уж мы-то подобного не допустили или сумели бы все разрешить в самом начале. Увы, на деле получается, что это совсем не так. Подтверждением тому послужила для меня эта трагическая история, от которой я две недели буквально выбита из колеи. Вот уж точно: эту чужую беду, при всем моем желании, не то что одним мановением руки, а и большими стараниями уладить не получится. Очень досадно, больно, до слез обидно, что рядом такое происходит! Но обо всем по порядку.

Земляки в телевизионной передаче
Незадолго до нового года позвонил один из наших постоянных неравнодушных читателей. Он был очень взволнован: «Мы с женой нечаянно в ютубе натолкнулись на повтор передачи «Мужское и женское», которая прошла в октябре 2018 года. Мы так расстроились! Это ведь о молодой женщине из нашего района. У нее отобрали двух маленьких дочек и отдали в приемную семью. Причем уж больно быстро, как будто все было заранее договорено! Посмотрите сами эту передачу – вот о чем надо!  Так хочется ей помочь! У нас ведь слабого, бедного, беззащитного все норовят обидеть! Интересно, что изменилось за прошедшие почти два года? Может все же справедливость восторжествовала?».
Забегая вперед, скажу: увы, справедливость не восторжествовала (впрочем, у каждого участника событий свое понимание справедливости). А чтобы это произошло, в наше меркантильное время мало чуда, нужны большие деньги. Ведь именно они везде и во всем правят бал. Я всегда была неисправимой оптимисткой, а тут не хочу понапрасну обнадеживать читателей. Уж больно запутанная, почти криминальная история, достойная стать сюжетом для современного кинофильма-драмы, может быть даже сериала. Вот уж, поволновались бы телезрители, реки слез пролили, увидев подтверждение извечной истины: бедные чаще и горче плачут, чем богатые.

На чужом несчастье своего счастья не построишь
В одном из самых отдаленных и самых маленьких населенных пунктов нашего района чуть более 30 лет  назад   появилась семья из Азербайджана: муж с женой. Через год у них родился сын, еще через год — дочка.  Жили очень скромно, хотя не были богатеями и другие жители села. Приезжие старались ничем не отличаться от  других.  Но это плохо получалось. Не все было ладно в семье. Отец иногда был не чист на руку, из-за чего его уволили с фермы. А потом (через 15 лет после приезда на Кубань)  его нашли убитым ночью в ближнем поле.
Эта смерть начала перечень следующих трагедий. Матери двух подростков (13 и 14 лет), естественно, было их нелегко поднять, научить уму-разуму без отца. Через  шесть лет двадцатилетнего сына,  заснувшего дома после веселой попойки, нашли утром убитым. Он забыл закрыть входную дверь. В маленьком селении в те годы все знали друг друга и не запирали двери даже, когда на целый день уезжали из дома. Оказывается, в пылу пьяного угара парень оскорбил мать одной из участниц «позднего ужина», которая на время отлучилась. А когда возвратилась, ей преподнесли высказывание в «ярких красках». Не задумываясь, молодая женщина схватила нож, и, войдя в чужой дом, вонзила лезвие в грудь спящего, с первого раза попав в самое сердце. Был суд. Виновную осудили. Уж не знаю, на какой срок, но через шесть лет она возвратилась (возможно, попала под амнистию). Мать пережила сына всего на два года.
Причем же здесь чужое несчастье, скажете вы? Тут же сплошные беды? А чужое несчастье было в самых истоках – мать в молодости разрушила семью своего будущего мужа и отца детей (не без его участия, разумеется). Глупости, усмехнется кто-то. Уже не одно десятилетие вторые, третьи и даже четвертые браки – дело обыденное. И всякий новый брак строится на развалинах предыдущего, а значит, на чужом несчастье. Так-то оно так, но разве кто-то анализировал, насколько счастливыми становятся семьи, созданные на развалинах предыдущих? В старину люди не решались строить дом на фундаменте сгоревшего. Так это всего лишь здание из камней, дерева. А семья – куда более сложная и тонкая, ювелирная конструкция… Суеверия? Как знать.

Плохо человеку, когда он один!
Прав был поэт, утверждая: «Плохо человеку, когда он один. Каждый сильный ему господин. И даже слабые, если двое». Не раз сталкивалась в жизни с подтверждением этой истины. Так произошло и с моей героиней, похоронившей за несколько лет подряд трех самых родных и дорогих ей людей. К ее чести, оставшись одна-одинешенька на всем белом свете (родственников нигде нет) в 21 год, она не спилась, не начала принимать наркотики, тем паче - не удумала свести счеты с судьбой злодейкой и покинуть этот бренный мир по собственной воле. Она несла безропотно свой тяжкий крест!  А ведь многие люди и в куда более зрелом возрасте после трагической  смерти родных сильно страдали от одиночества, разочаровывались во всем и нередко пускались во все тяжкие. Да так, что сами себя не узнавали, не то, что  окружающие. И  нередко таких горемык-одиночек подстерегали другие беды. Их обманывали лиходеи, заманивали в сети различных афер, доведя, порой, до тюрьмы или сумы, от коих, опять же по народной поговорке – нельзя уйти…

Тема для другого разговора
Кстати, о самом этом населенном пункте, который трудно назвать благополучным, еще с советских времен ходила не добрая слава. Главная беда селян – пристрастие к алкоголю. А отсюда и все вытекающие беды: бедность, а то и истинная нагота нищеты, неблагополучные семьи, трудные подростки, преступления. Помнится, лет 35 назад там от отчаяния мать или старшие дети в многодетной трудной семье  убили отца-пьяницу, часто истязавшего в пьяном угаре всех домашних. Тогда, приехав в селение, ужаснулась        неприкрытой бедности селян. На днях, побывав там, ужаснулась еще больше: немало не просто покосившихся, но и брошенных домишек, заборы, где они сохранились, в плачевном состоянии, огороды и улицы, большей частью, не ухоженные.
Это наша глубинка, это наша действительность. Благо еще сельскохозяйственное предприятие не закрыло МТФ и часть жителей не потеряли работу. Впрочем, это тема для другого разговора.

Простота – хуже воровства
Долгие годы никак не могла понять, в чем суть этой народной присказки. Наверное, в том, что нередко тот, кто не пропускает того, что плохо лежит, живет припеваючи, а честный простак – влачит нищенское существование. Именно так в лихие девяностые годы прошлого столетия появились в нашей стране громадные капиталы у   многих сильных мира сего, большие деньги у богатеев, что скромнее.  Большинство же россиян влачили и влачат нищенское существование.
Вот и в данном случае остается только удивляться, как простая, бесхитростная душа, не знавшая особой любви и ласки, внимания и заботы в довольно не благополучной своей семье,  переживала одиночество? Тем более, что многие, если не большинство жителей селения, смотрели и сейчас смотрят на нее косо.
Понять их не трудно – она казалась инородным телом в их совсем не радужном мирке. И каждый, поддаваясь суевериям, старался отгородить своих близких и себя от человека, которого преследует злой рок. Сердобольных женщин, проявивших хотя бы какое-то участие в ее судьбе можно по пальцам перечесть. Просто удивительно, как бедняжка не озлобилась в таком окружении!
Молодая селянка, не имеющая высшего образования и достойного воспитания, между тем, перебивалась, как могла.  А в ее возрасте каждой дивчине чего больше всего хочется? Ну, конечно, – любви! Найти достойного мужчину и создать семью. Мечтала об этом и она, но, увы, ей не повезло. «Настоящие» мужчины дважды оказались призрачным видением – поматросили и бросили, как говорится. Однако и в этом была  услада: две крошечки дочурки-погодки. Ее кровиночки, ее продолжение, ее смысл жизни!
Представляете, как одинокой молодой женщине нелегко было выносить, родить, выпестовать крошек без какой-либо помощи? У большинства молодых семей есть опора – их родители, а то и бабушки дедушки, ставшие счастливыми прабабушками и прадедушками. Не только финансово поддерживают они молодых, но и наставлениями, нянчат младенцев – помогаю во всем. А героине моего повествования приходилось справляться со всеми бытовыми проблемами самой. Не кому было сменить ее ночью у колыбели, принести воды, растопить печь, хотя бы иногда приготовить обед, постирать и вывесить пеленки, сходить в магазин. Уверена, что не раз катилась горькая слеза из ее глаз, но крепче прижимала она крошек к груди и печаль отступала. Как в бредовом сне и в жуткой нищете (ведь пособия государственные не такие богатые, чтобы жить припеваючи, не в чем не нуждаться) прошли первые годы, прежде, чем она смогла выйти на работу.
Между тем, не ведаю по чьей инициативе (возможно, из добрых побуждений), их маленькую семью, как попавшую в трудную жизненную ситуацию, поставили на учет в соответствующих государственных органах. Да, ей, кроме контроля и назиданий, оказывали помощь. Обили окна пленкой (съемная квартира была в ужасном состоянии, а сделать ремонт ей было не по средствам), привозили дрова, продукты.

Все делали по Закону...
Не хочу ни кого осуждать (не суди  и не судим будешь!), тем более, мои встречи и беседы с некоторыми должностными лицами, участниками сей печальной истории происходили по прошествии внушительного времени. Меня сильно огорчило и насторожило то, что почти ни от кого не прозвучало, хотя бы намека на сострадание! «Детей жалко, а ее нет!», - примерно такой звучал ответ. Понятно, что каждый из чиновников выполнял свою работу, возможно, даже не попытавшись вникнуть в суть происходящего, попытаться поставить себя на место несчастной женщины.  Все правильно: сострадание, милосердие, та же жалость, не прописаны в должностных инструкциях!  Все просто выполняли свои обязанности...
Вчитываюсь в сухие, казенные строки из решения суда о лишении молодой мамы родительских прав (об актах обследования жилищных условий, об административном правонарушении, характеристике из администрации сельского поселения,   прогнозах на  дальнейшее поведение подсудимой и  прочем): все в соответствии с законом.  Только даже у меня, не юриста по образованию почему-то возникло немало вопросов.

Обеспеченные опекуны
Не раз тщательно изучила Семейный Кодекс РФ. Убедилась, что действия соответствующих служб вполне оправданные.  Однако, закралось сомнение: правильно ли была проведена процедура отобрания детей в отсутствие матери (на время работы она нанимала няньку-соседку). Тем более, что требования социальных служб «виновная», как могла выполнила, закупила продукты, навела порядок в квартире и не оставляла больше детей одних. Ферма на которой она работает, находится совсем рядом, но уведомить мать в изъятии детей, чтобы при этом вручить лично соответствующую бумагу-документ никто не удосужился! Почему? Может быть я и заблуждаюсь...
Статья 73 Семейного Кодекса. Ограничение родительских прав:
 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).
2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. 
Статья 75 Семейного Кодекса РФ. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом:
Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.
То есть шесть месяцев Закон дает матери шанс на исправление ситуации. Попыталась это сделать и бедная селянка, даже квартиру сменила, сделала ремонт.  Увидеть, навестить своих дочек ей не позволяли. В больницу не пускали, а потом приемные родители не отвечали на телефонные звонки, ведь уже через непродолжительное время их отдали обеспеченным опекунам. Официально — через полтора месяца. А как же право матери на восстановление ограниченных прав? Должностные лица заранее решили, что она не сможет их восстановить?
Между тем, суд о лишении родительских прав состоялся через два года после изъятия детей. Ясное дело, что девочки уже успели привыкнуть к новым родителям и райским, по сравнению с предыдущими, у родной матери, городским бытовым,  условиям. Истцами на суде выступали  опекуны, утверждавшие, что намерены удочерить девочек. Может  быть это и послужило главным аргументом для лишения родительских прав беззащитной женщины?

Государственные  защитники — в отпуске
К судебному процессу матери помогала готовиться пожилая знакомая. Нашла солидного адвоката женщину. Но опять вмешался злой рок — та заболела а потом и умерла (деньги вылетели в трубу). Второй адвокат, мужчина из Новороссийска — занимался делом всерьез, но тоже попал в больницу. И осталась бедолага без денег и без адвоката, а государственного защитника ей не предоставили, объяснив это тем, что все адвокаты почему-то в одно и то же время находятся в трудовом отпуске.
На заседании, по рассказам моей собеседницы, ее толком не слушали, не дали слова. А что у опекунов условия в квартире лучше, чем у нее, она подтвердила. Это-то,  возможно, и  перетянуло чашу весов Фемиды. Женщину лишили родительских прав. Но, за несколько месяцев до последнего, оказывается, было еще  заседание Прикубанского районного суда города Краснодара    по ходатайству самой матери — об отмене ограничения ее в родительских правах. В удовлетворении исковых требований ей отказали. В общем, замкнутый круг! Разорвать который еще можно, но для этого нужны неимоверные усилия и дорогостоящий адвокат. А с деньгами у женщины теперь туговато, ведь из  ее, довольно большой для сельской местности зарплаты,   более 15 тысяч рублей  удерживают в качестве алиментов на дочек.

Надежда умирает последней
Худенькая, невысокого росточка, кареглазая. Она выглядит старше своих лет. Не удивительно — столько натерпевшаяся за свою недолгую жизнь! С детской наивностью она спросила: «А Вы что, хотите мне помочь?». Объяснила, что хотела бы, но вряд ли удастся. Нужен адвокат. Предложила изучить Семейный Кодекс РФ, копию которого я привезла, потом обращаться в соответствующие органы.  Но без юридической помощи не обойтись.
Моя собеседница, между тем, размышляла: «Я все, что могла делала, сколько денег на адвокатов ушло. Даже в Москву ездила! Вот оформляю продажу земельного пая и эту квартиру мне отдадут в собственность. А девочки мои, верю, меня не забыли! Особенно старшенькая, она меня помнит и знает, что я их люблю!».
Слушала, а к горлу подкатывал предательский ком. Сердце разрывалось от жалости! Святая душа-наивность! Блажен, кто верует! Как же тяжело выжить таким простым, наивным и бедным, не защищенным  людям в наше жестокое время, в нашем коварном мире! Тем более, в глухомани, без образования и интернета... А спасение утопающих-то всегда было и остается делом самих утопающих! Вот и поездка в Москву оказалась напрасной. На телевизионной передаче маститые юристы и общественные деятели судили-рядили, горы золотые обещали, а после эфира забыли о своих обещаниях.
В финале уместно вернуться к исходному: «На чужом несчастье собственного счастья не построишь». Не хочу выступать в неблаговидной роли прорицательницы, но опекунам стоило бы задуматься: не вернется ли все в будущем бумерангом, не придется ли самим проливать слезы, как сейчас мать их опекаемых девочек? Искренне сожалею, что эти обеспеченные люди  не могут иметь собственных детей — трагедия, конечно. Похвально их желание окружить заботой чужих детей. Но почему-то  они решили    взять не каких-либо  больных ребятишек, коих немало в интернатах-лечебницах. Коим так требуются хорошие условия, забота, внимание и любовь. Такой подвиг не каждому по силам! Эти же девчушки такие славные: здоровые и сообразительные, просто прелесть! А о судьбе их матери, той, которая родила и вынянчила малышек, без какой бы-то ни было помощи преодолела самые главные трудности первых лет, пока они встали на свои ножки, о той безмерной боли, которую причинили ей, опекуны  не подумали. Конечно, кто она и кто они? Но все в жизни иногда меняется в одночасье, об этом забывать нельзя.
Если бы, да кабы
Вот уже две недели из головы не выходил трагедия одинокой и беззащитной молодой женщины. Судьба не баловала ее, не приласкала ни в детстве, ни в юности. Не такая как все. Этот ярлык прилепили ей давно. Отсюда и косые взгляды и пренебрежительное отношение многих окружающих и желание некоторых обидеть, показать свою силу, состоятельность. Ох, если бы, как в сказке появилась добрая фея и взмахнув своей волшебной палочкой все изменила!