О тонкой связи с ребёнком

Анатолий Боярский
  Разговаривая  с  друзьями-коллегами  по  поводу  нравственного  поведения,  ответственного  отношения  к  жизни  четырнадцатилетнего  подростка-сына,  встретил  некоторое  непонимание  и  иную  точку  зрения.               
     Они  говорили,  что  это  опасный  возраст,  и  ребёнок  может  легко  «скатиться»:  связаться  с  нехорошей  компанией,  начать  пробовать  алкоголь,  сигареты,  наркотики...  Отвлечённо  и  объективно  я  с  ними  согласен.  Но  относительно  моего  сына  этого  быть  не  могло.  Так  я  им  и  сказал.
     (Но  отчего  ж  все  так  любят  учить  меня?..  Оттого  ли,  что  я  никогда  на  других  не  давлю,  внимательно  выслушиваю,  примеряю  к  себе  и  другим  случаям..,  размышляю,  стараясь  понять  их?..  Чуть  ли  не  с  открытым  ртом… )  И  хотя  бы  они  были  лет  на  пять-семь  старше  меня!..  (А  то – как  раз  наоборот!)  Но  они  сразу  же  стали  спорить.  (Или  я?..)
     «Я  в  своём сыне  уверен  на  все  100!»
     «Как  можешь?..  Нельзя  быть  уверенным – они  сейчас  все  скрытные  в  таком  возрасте!..» – сказала  подруга.  «Я  даже  в  себе  не  уверен!..» – будто  шутя,  но  вполне  серьёзно  добавил  друг.  Он  всегда  уважал  мнение  жены  и  на  этот  раз  был  полностью  солидарен  с  ней.
     «Как  могу?..  Я  ЗНАЮ  его,  жил  с  ним,  видел  каждый  день!..  Знаю  его  душу...  Он – это  продолжение  меня.  И  я  доверяю  ему  как  себе...»
     «Мы  тоже  знаем  своего!..  И,  хотя  он  даже  старше –  мы  не  уверены,  что  завтра  он  не  скатится,  не  попадёт  под  плохое  влияние..,  в  какую-нибудь  «яму»...»  (Конечно,  этот  диалог  не  дословный,  но  близкий...)

     Думая  о  сыне,  я  никак  не  мог  представить,  чтобы  он  скрытно  начал  общаться  с  дурной  и  осуждаемой  мной  компанией.  Или  делал  что-то  предосудительное.  Знал,  что  не  мог  он  так  плохо  и  нечестно  отнестись  ко  мне.  Я  видел  чистоту  души,  чувствовал  его  как  себя!..  Искренне  любил,  переживал  за  него.
     Держа  взгляд  на  чувствах  его,  я  знал,  что  он  внутренне  связан  со  мной  и  не  способен  на  то,  чтобы  на  любовь  ответить  чем-то  другим.
     «Я люблю  его,  и  он  верит  мне!..»
     «Мы  тоже  любим!..»
     «Значит  плохо  любите!» - хотел сказать.
     Я  шёл  по  узкой  полосе:  с  одной  стороны  хотел  быть  максимально  открытым  и  искренним,  доказывая  и  аргументируя..,  а  с  другой  старался  тщательно  подбирать  слова,  чтобы  нечаянно  не  обидеть  их!  Ведь,  споря  со  мной,  они  искренне  верили  в  то,  что  говорили..,  и,  искренне  делясь  со  мной  «своими  знаниями  и  опытом»,  ждали  и  от  меня  понимания-согласия!  А  может  ещё  и  понимания-сочувствия,  благодарности...  А  я  вдруг  оказался  таким  заблудшим  и  упёртым!..
     «Значит,  вы  не  смогли  внушить  доверия  к  себе,  к  своей  разумности  и  в  то, что  желаете  ему  только  добра,  а  не  только  хотите  накачать  его  своим  опытом  и  нравственностью.  Ведь  он,  видно,  считает  это  унизительным –  строго  следовать  маминым/ отцовским  советам:  он  же  «не  маленький»!  Видно,  он  чувствует  себя  не  на  равных  с  вами,  и  хочет  таковым  стать  на  деле.  Хочет,  сам  решая  свои  проблемы,  кое-где  идя  наперекор,  настоять  на  своём...
     А  я  ж  своего  стараюсь  не  лишать  самостоятельности,  поощряя  свободу  выбора.  Попутно  объясняя,  что  ждёт  его  в  том  или  ином  случае...
Значит,  не  сумели  внушить  ему  доверия  к  своей  любви,  если  вам  не  верит…  Или  не  имеет  ума,  чтобы  поверить  в  вашу  любовь,  в  ваш  ум...  Скорее  всего  упустили  с  детства,  ведь  маленький  ребёнок  даже  в  совершенном  отсутствии  ума,  на  подсознательном  уровне  чувствует  любовь.  Ту  самую  любовь,  которая  уже  является  сильнейшей  связью  и  привязанностью.  Тем  самым  необходимым  условием,  связующим  звеном  между  вами,  чтобы  вы  с  ним  стали  сообщающимися сосудами.  И  тогда  уж  вы  никак  не  сможете  сказать,  что  в  нём  что-то  может  зародиться  скрытно  от  вас!  Если  он  не  может  отличить  хорошее  от  плохого – тоже  плохо...  И  тоже  вы  виноваты...»
     Конечно,  я  так  и  не  сказал.  Да  и  не  мог.  Этим  бы  обидел  их –  хороших  людей!
     Они  меня  не  понимали.  Просто  пока  им  было  не  дано  понять...
     И  то,  как  работает  тот  процесс,  который  пытался  объяснить...

     Это –  как  понять:  если  ты  держишь  руку  в  ванне,  тебе  и  градусник  не  нужен,  чтобы  уловить  тот  момент,  когда  температура  поднимается  или  опускается...  А  если  у  тебя  такая  же  связь  с  ребёнком,  и  ты  в  состоянии  регулировать  температуру –  то  закипеть  или  замёрзнуть  незаметно  для  тебя  он  никогда  не  сможет!
     Просто  надо  быть  лучшим  другом  для  своего  ребёнка..,  продолжением  его  лучших  чувств,  мыслей,  талантов,  идей!..  Тогда – КТО  лучше  тебя  будет  его  знать?  И  тогда,  ЧТО  лучше  этого  где-то  на  стороне  он  может  найти?!..
     Но  ещё  и  потому  сильно  настаивать  на  своём  я  не  стал,  что  где-то  в  глубине  души  боялся  и  сглаза.  Были  случаи,  когда  уверенно  говоря  «никогда!..»  или  «...всегда!»,  на  другой  день  или  сразу  же  получал  противоположное.  Как-будто  кто-то  подслушал  и  показывал  мне,  что  это  не  есть  правильно,  и  вот,  надо  исправить!  Как-будто  именно  этого  опыта  жизни  мне  только  и  не  хватало!!..  И  не  мы  тут  те,  которые  устанавливают  свои  правила!..
     Чувствовать  ребёнка,  как  самого  себя –  это  не  просто  красивые  слова!..  Но  для  меня,  ещё  и  истина:  как  знать,  что  мой  язык  у меня  во  рту,  а  не  где-либо  ещё!

     …Вероятно,  бывают  дети,  которые  и  любящих  родителей  совсем  не  слышат  и  всё  делают  «шиворот-навыворот»!..  Что  ж,  патологии  и  исключения  всегда  были...
     Тогда  остаётся  только  пожалеть  их  и  их  родителей...

(на  события  2006 года)

*  *  *


     Может  это  беда  нашего  времени:  нехватка  времени,  чтобы  и  подумать,  и  пообщаться,  и  выразить-понять  свои-чужие  чувства...  Вследствие  этого –  и  отсутствие  анализа,  и  видения  событий..,  связи  причины  со  следствием...  Но  многие  и  вправду  как  слепые  котята!!  (Может  в  чём  и  ошибаюсь…)

     Когда  я  сказал  одной  своей  коллеге  о  том,  что  другая,  тоже  не  менее  умная  женщина  с  уверенностью  (так  и  хотелось  сказать:  самонадеянной…)  изрекала,  что  никогда  нельзя  уверенно  утверждать,  что  даже  самый  хороший  сын  не  свернёт  на  плохую  дорожку,  не  начнёт  пить,  курить,  колоться…  то  и  она  с  какой-то  агрессивностью  поддержала  первую:  «Правильно!..»
     Что  я  почувствовал?  Во-первых  досаду:  опять  «неглубокая попалась!»  Понял,  что  и  «неглубокие»  способны  сбиваться  в  непробиваемые  блоки. :)  А  эти  блоки,  что  у  них  в  головах, –  очевидно,  не  что  иное,  как  мелкость  мышления  и  категоричность,  скреплённые  упрямством.  Они  или  не  понимают,  или  очень  не  хотят  поверить  в  то,  что  «какой-то  неуч»  лучше  их  разбирается  в  вопросе!..  в  то,  что  гены  здесь  решают  далеко  не  всё!..  Никак  не  могут  согласиться,  что  кто-то  другой  сумел  понять   главное:  такое  может  случиться  только  в  том  случае,  если  разорвана  тонкая  связь,  потеряна  связь  с  душой  ребёнка!  В  связи  с  чем,  ребёнок  катастрофически  недополучал  жизненно  важной  живительной  энергии  Любви!  Животворящей  и  деятельной,  добротворящей  и  лечебной!..
     Они,  может  быть,  подсознательно  и  чувствуют,  что  обделены  этим..,   чувствуют,  что  существует  зависимость  между  количеством  (качеством)  полученной  Любви  и  отданной..,  между  полученной  Любовью  и  наличием  потенциальной  возможности  щедро  делиться..,  но  сознаться  в  том  им  мешает  глупость  или  ложное  самолюбие.
     (Матери..,  а  вот  уже  и  с  дефицитом  любви!!..  Как  же  им  добровольно  сознаться  в  этом!!..)

     И  всё-таки,  итоговое  полупризнание-полувывод,  сделанный  ею  самой,  в  достаточной  степени  подтверждает  ранее  сказанное: «Всё  потому,  что  мужики  во  всём  виноваты!»…  (Хотя,  несомненно,  женщины  не  менее…)  А  именно:  отсутствие  тонкой  связи  (читай – Любви)  между  мужчиной  и  женщиной!
     Конечно,  недополученная  любовь  отражается  на  детях,  но…  чуткая  и  главное – любящая  (совсем  не  обязательно  умная)  мать  не  допустит  этого.

     Не  имея  духовной  связи  с  ребёнком,  она,  естественно,  сама  не  могла  быть уверенна  в  том,  что  её  сын  не  идёт  по  кривой  дорожке.  И  оправдания,  типа:  «не  было  времени...»,  «надо  было  работать…»  не  работают!  (Просто  не  работала  душа  её!)
     Но  я-то  был  уверен  в  своём  сыне!  Я  его  знал,  чувствовал  как  частицу  себя!..
Она  не  понимала,  как  это  важно – иметь  эту  тонкую  связь!  (И,  возможно,  что  эта  связь  вообще  существует...)  И,  конечно,  не  верила,  что  я  её  имею.   
     Думаю,  это  свойственно  тем,  которые  изначально  считают  мужчин  более  примитивными…  А  моя  уверенность – «глупое  самомнение…» – потому  так  её  раздраконило,  что  она  просто  не  могла  представить,  что  это  реальность!  И  ею  можно  управлять…  А  если  на  секунду  представить,  что  я  прав?!!..

     …А  может,  зря  я  на  неё  (их)  ополчился?!..  Сейчас  думаю:  а  ведь  они  такие  (слабые  духом)  изначально.  Их  пожалеть  надо.
     Любовь  сама  по  себе  не  рождается –  Ею  заразиться  надо!!..  (…Но  передаётся  по  наследству!  И  не  обязательно  по  родственной  линии...)  И  жаль,  что  Она  уже  вырождается!..  Жаль,  что  с  годами  Её  всё  меньше  и  меньше!..
     Если  у  человека  был  в  детстве  кто-то,  кто  сумел  в  душу детскую  вживить  Любовь,  то  только  одно  это  оправдывало  бы  полное  бездействие  всей  его  дальнейшей  жизни!
     Ещё  бы  добавил:  Любовь – это  противоядие,  это  как  прививка  от  любой  чумы...  («Сердца  не  занятые  нами  (Ею),  не  мешкая  займёт…»  кто-то  другой!  Не  исключено,  что  враг!)

28.05.13