О наказании

Анатолий Боярский
  Про  воспитание  говорено  много,  но  тут  хочу  порассуждать  только  о  наказании

     В  свете  правильного  воспитания – наказание  это  не  угроза,  не  месть,  не  плата  за  нарушение  душевного  покоя  и  неповиновение  (за  неверные  действия/ бездействие)  родителю,  но  урок..,  указание  границы,  невидимой  черты,  за  которую  переходить  нельзя…
     И  «нельзя» – не  потому,  что  так  папа  или  мама  хочет,  а  потому,  что  это  влечёт  плохие,  а  порой,  опасные  и  непоправимые  последствия!  Ребёнок,  в  силу  своего  малого  опыта  ни  знать,  ни  тем  более  предвидеть – этого  не  может.  Поэтому  родитель  здесь  и  должен  быть  на  своём  месте!
     Хорошо,  если  есть  доверие  и  прочная  духовная  связь  между  взрослым  и  дитём,  и  ребёнок,  даже  многого  не  понимая,  доверяет  и  слушается*!  Но  часто  он  хочет  не  только  убедиться  (если  не  разорвано  доверие)  в  правильности  слов,  но  и  испытать  это  на  себе.  И  это  тоже  бы  не  плохо  (надо  же  и  своим  опытом  когда-то  обогащаться,  и  в  жизни  без  этого  не  обойтись),  но  в  достаточной  ли  мере  он  понимает  насколько  его  действия  опасны  и  к  чему  ведут?!..   Скорее  всего – нет.
     Наказание – как  наглядный  пример  работы  законов  и  причинно-следственной  связи  (бросил  чашку – она  разбилась…  бросил  камень – разбил  окно,  голову,  убил  птицу…  бросил  друга,  не  сдержал  слова – предал,  убил  его!..)  и  не  только  в  физическом  мире,  но  и  в  тонком  невидимом,  духовном…
     Слова,  мысли,  эмоции  тоже  влекут  за  собой  соответствующие  последствия...   
     Наказание  уместно,  когда  человек  сознательно  нарушил  морально  нравственную  границу,  подвергнув  опасности  не  только  чью-либо  жизнь  или  здоровье,  но  и  гармонию,  душевное  равновесие..,  здоровье  души…
     Согласен   с  В. Сухомлинским,  что  лучше  всего  так  воспитывать,  «чтобы  не  было  необходимости  в  наказании».  Но  жизнь  показывает,  что  это  почти  невозможно.
     Но  наказание – это  далеко  не  обязательно  физическая  порка  или  постановка  в  угол  с  элементами  унижения.,  много  действеннее  (особенно  на  ранней  стадии)  на  некоторое  время**  лишить  ребёнка  привычного  комфорта,  сладостей,  своего  внимания…
     Наказание  – ещё  и  как  показ  работы  закона  в  действии,  как  демонстрация  неизбежности  платы  даже  за  временное  везение  и,  казалось  бы,  окончательную  победу...  (Как  пример  и  вывод,  что  переходить  границу,  всё  же,  не  стоит.) 
     Но  сначала  надо  обязательно  объяснить  ребёнку,  что  далеко  не  всё  в  руках  даже  везунчика!..   И  ничем  не  оправданное  нарушение  нравственного  закона  всегда  будет  замечено  и  наказано!  Если  не  земными,  то  Высшими  силами!
     А  для  ребёнка  родители  его  и  есть  «высшие  силы».  И  если  они  желают  ребёнку  добра – они  обязаны  стоять  на  страже  нравственных  законов  и,  соответственно, – наказывать! 
     (25. Кто  жалеет  розги  своей,  тот  ненавидит  сына;  а  кто  любит,  тот  с  детства  наказывает  его.  Притчи  Соломона)

_______________
     *полное  послушание  возможно  и  есть  у  единиц,  но  нормальный  ребёнок  обязательно  проходит  через  полосу  непослушания  и  бунтарства
     **любящий  родитель  всегда  знает  на  сколько.

15.07.17