Музыка жизни

Виктор Санин
                КОШЕЛЁК
Он же: бумажник, мошна, портмоне, гаманок, лопатник и другие. Полезная штука. Основное назначение – хранение документов и денег. Основные недостатки: часто теряется, могут украсть. Главный - в нем недостаточно денег.

                ВИЗИТКА
Тоже полезная штука. Визитка с логотипом компании, адресом сайта, с телефонами и электронной почтой автоматически делает человека из толпы, человеком-небожителем. Если они есть. Компания, телефон и прочее. Визитка удобна. Вынул, подал, улыбнулся, предложил написать или позвонить. Есть контакт. Время экономит и ровным счетом ни к чему не обязывает. На звонки можно не отвечать, письма на электронку можно не читать.

                МУЖЧИНА
Бывает полезным, но бывает, что его нет. А от нет и пользы нет.
Мужчина встретился на выставке. Столкнулись, глазами тоже, смутились…
- Обязательно позвоните завтра утром, - он посмотрел на бейдж, улыбнулся и протянул визитку, - свяжемся. Сейчас, извините очень спешу. Возможно, вашему журналу нужна реклама…

Кому же она не нужна! А какой мужчина… Всё соответствовало когда-то давно нарисованному идеалу: зеленые глаза, парфюм, одежда и белоснежная искренняя улыбка. Инна механически подала ему свою. Вот и познакомились.
По классификации подруги мужчина - это ключик. Не золотой, не от сейфа, но к будущему. Он билетик в другой мир.

Инна взяла эфемерный, ненадёжный, но осязаемый картонный пропуск в новую жизнь. Спрятала, не посмотрев, его понадежнее в потёртый, заслуженный бумажник (настоящая крокодилья кожа из поросёнка) рядом с карточками на скидки. Щелкнула кнопочкой. И в сумочку, в центральный отдел, под замочек. Надёжно. Прошлась по выставке. Заканчивается первый день, всё ещё бурлит, суетится, движется. Маленький праздник жизни, трамплин чьих-то надежд, начало денежных потоков… Но уже чувствуется, как спало напряжение, меньше посетителей. Свободнее между стендов.
Дела сделаны. Можно и домой. Или к подруге?

                ДВОРНИК
Фархад так и не окончил музыкальную школу по классу виолончели. Почему? Лишь потому, что никакой музыкальной школы в кишлаке не было. И в тумане – в районе. Возможно, была в городах, в Ташкенте, Самарканде или в Бухаре, но Фархад там никогда не жил. Родился и вырос без музыкального образования, и кое-как получил простое в медресе.

Музыкального образования у парня не было, а вот стремление к музыкальной культуре оказалось неискоренимым. Музыку он любил. Слушал песни по радио на телефоне. Приостанавливался, когда из открытого окна доносилась красивая мелодия. Да и сам что-то напевал постоянно.

- Эй, чурка! – часто окликали его, но Фархад делал вид, что не слышит. Дерево, оторванное от корней, или корни, оторванные от дерева, погибают. Они обречены. А вот человека легко переместить за тридевять земель от родных мест. И ничего. Здесь Фархада называли и чурбаном, и чуркой, но он вдали от кишлака жил нормально. Ошибались, значит. Фархад не дерево!

                ПОЭТ
Вот и сейчас Фархад подметал двор, ставший ему родным за несколько месяцев, и напевал подобно бахши*.
«Фархад тротуар метет,
Фархад денюжку найдет.
Фархад денюжку пошлет –
Дома будет хорошо».

Особенной уверенности, что дома будет хорошо, у Фархада не было, но теплилась на это надежда. Поэтому он надеялся и мёл. Мёл и надеялся…

«Бишь** раз машем – один сум***.
Он**** раз машем – икки***** сум!
Буду хорошо мести
И мне будет повезти!»

* Бахши - народный певец, исполнитель фольклора у тюркских народов Средней Азии. ** Бишь – пять. *** Сум - национальная валюта Узбекистана, состоит из 100 тийинов. **** Он – десять. ***** Икки - два

Никто не знает, как конвертируются взмахи метлы. Ни одна наука не занималась изучением вопроса. Никто не подтвердит подсчетов Фархада. Но и не опровергнет. Дворник допевал до этого места и, если не приходило на ум ничего другого, повторял их как мантру снова. Наверное, у него был музыкальный слух, вот и слова складно складывал, но не было, как мы помним, образования. Только поэтому он еще не стал заслуженным артистом или известным хотя бы, а оставался просто народным. Точнее простонародным и неизвестным. Не было у Фархада свободного времени на такие глупости как творчество. А досуг, давно известно, для серьезного музыкального или поэтического творчества – это главное.

Редкий дворник становится поэтом, хотя и мечтает. Это Михаил Веллер когда стал писателем, заявил, что хочет быть дворником, да так почему-то пока и не стал. Не везет ему, наверное. Экзамены по языку сдать не может, или просто не берут. А ведь хотел! Может быть, он решиться не может. Ведь работа дворника лишь чуть-чуть легче работы президента. Оба руководят. Один государством, другой – метлой. И все с них что-то требуют. Врагов, опять же, полно и у того, и у другого.

Не верите? Зря. Вот, например, общие – это начальство всякое и чиновники. Обманывают. Есть и специфические. Полиция. Она Фархада нашего донимает: документы, патенты… Собаки. Они документы не проверяют, просто гадят. Пенсионеры. Не гадят, но им всё не так, всё не нравится: рано метёшь – спать не даёшь. Поздно метёшь – почему грязно? Сезонные напасти опять же: лужи и реагенты, снег зимой, листья летом и осенью. Но главный враг – машины. Стоят где попало, оцарапать их страшно, и всегда под ними что-нибудь остаётся…
«Фархад тротуар метет,
Фархад денюжку найдет…» Бывает и такое. Находит. Мелочь попадается часто. Но что сейчас на рубль или десять можно купить? Дворник со вздохом стал выметать листья из-под машин. Не дай Аллах, зацепишь какую, сигнализация как ишак заревёт, хозяин – тоже закричит из окна.

Кошелек! Чёрный, не новый, но красивый и толстый как баран. Сразу видно, что не пустой, как брюхо у Фархада. Китайская лапша быстрого приготовления быстро готовится, быстро съедается, но ещё быстрее растворяется.

Лежит под маленькой – сразу видно – женской машинкой. Фархаду машинка не знакома и приехала на ней неопытная водительница. Поставила, как смогла. Неровно… по диагонали… Песня такая была: «А я милую узнаю по парковке…»

                ПАРКОВКА
Она приехала в город-сателлит, город-спутник поздно. В это время найти место для машины большое счастье. Почти как замуж удачно выйти, или развестись без проблем – практически невозможно. Ирине повезло. Кто-то освободил место как раз под окном подруги. Она несколько раз сдавала задним ходом, чтобы поставить свою малышку между соседними монстрами так, как нарисовано на плакате – бампером к бордюрному камню. Вроде бы всё, но вышла и увидела, что слишком прижалась к правой соседке. Хозяин, даже если он дистрофик, не сможет втиснуться, он и дверь-то не откроет. Потом встала хорошо, но, несмотря на стройность, сама не смогла выбраться из-за руля. Наконец, пристроилась так, что и сама вышла, и пакет с сумочкой с заднего сиденья достала без помех. Неудобно в гости с пустыми руками. Накупила фруктяшек-вкусняшек по дороге.

                НАХОДКА
Фархад умный! И тут дело не в образовании. Его имя, как и другие имена, имеет значение. Например, Александр – Защитник; Виктор – Победитель. Фархад – Умный. Лёгкими движениями метлы он аккуратно пододвинул находку под колесо и вытащил из-под автомобиля несколько желтых листков клёна. Остановился, оглянулся. Знаем мы эти проделки, поставят телевизионщики камеру, снимают. Ничего подозрительного нет. И в окнах в доме никого. Земляки предупреждали, что могут бумажник подкинуть, потом приходит свидетель и приходится делить деньги, а потом появляется хозяин и назад всю сумму требует. Никого подозрительного рядом нет. И не было. Пять часов утра. Рано ещё, даже собаки хозяев на прогулку не выводят.
Фархад положил метлу между машинами, присел на колено и сделал вид, что завязывает шнурок на ботинке. Руки делают одно дело, голова думает, а глаза смотрят. Много дел сразу – это не всем дано. Что-нибудь не так получится: или узел плохой, или не увидишь, что надо, или придумаешь не то. Дворник еще раз осмотрел всё в поле зрения и быстрым движением переместил находку в заранее расстегнутый карман своего красивого жилета. Всё у него вышло как по нотам.
Дальше – проще. Он прислонил метлу к старой яблоне и отправился в закуток с контейнером, куда падают пакеты из мусоропровода. Там в полутьме лихорадочно осмотрел содержимое находки. Много карточек на скидки из магазинов, мелочь и две тысячи рублей голубой бумажкой. Делить нечего, да и не с кем. Что делать? Самое простое – положить к лобовому стеклу на машине. Хозяйка вернётся – обрадуется. А вдруг кто позарится! Придется дождаться и вернуть. Чужое брать нехорошо.
Возможно, если бы денег было больше, это было бы не так нехорошо, но за две тысячи рублей продавать шайтану душу? Нет. Фархад не такой. Подъехал мусоровоз, дворник откатил контейнер на площадку и содержимое отправилось куда-то в Подмосковье отравлять жизнь окрестным деревням, а Фархад, облегчённо напевая свою песенку, к оставленному инструменту.
Машинки на месте не было. Вот и вернул кошелек…

                ПРОПАЖА
Инна поехала в редакцию пораньше, чтобы не стоять в пробках. На выставке работали другие коллеги. Приехала в восемь утра. Звонить рано. Да и подруга наказывала не спешить. Закрутилась в привычном круге дел. Скачала фотографии, посмотрела почту, ничего нового кроме старого спама, открыла текст почти готовой статьи, поправила тут и там, вписала еще абзац. Можно сдавать на вёрстку. Что там со временем? «Десятый час. Пожалуй, пора звонить. Нет, сначала схожу в буфет и выпью чашку чая».

Она заказала зеленый чай «без ничего», расстегнула сумочку. Странно. Кошелек исчез. Вот сюда же положила вчера на выставке! Инна по инерции собрала мелочь, которая как обычно прячется в разных отделах, рассчиталась и, отпивая мелкими глоточками чай, восстановила вчерашний день. Кошелёк покидал сумку!
В супермаркете она рассчитывалась наличными. Пятитысячная бумажка превратилась в двухтысячную. Кошелек был на месте. С полным пакетом она дошла до парковки. Всё правильно. Сунула его в бардачок!

Не одеваясь, отправилась к машине. Нигде не нашла потерянное. Надежда скончалась. По пути в офис она вспомнила, что кошелек мешал ей вытащить ключ от машины, и она тогда сунула помеху в полный пакет. Вот оттуда-то он и сбежал, не понравилось соседство бананов… Скорее всего возле магазина.

                ОПЯТЬ ВИЗИТКА
Фархад смёл в кучку листья на освободившемся пространстве. Новые слова новой песни крутились в мозгу:
«Фархад денюжку нашел
Он решил её отдать,
Он решил её отдать
А не вышло ничего…»

Но из безвыходного положения умный всегда найдёт выход. Фархад присел на скамейку, где после обеда сидят старики, а по вечерам подростки курят и пьют пиво. Не таясь, осмотрел содержимое кошелька. Здесь светлее. Среди карточек он обнаружил визитку.
- Здравствуйте, уважаемый.
- Добрый день.
- Я кошелёк нашел… - Фархад задумался, как объяснить, что сказать…
- Вам повезло! – было понятно, что собеседник заулыбался. Это хорошо, улыбающаяся собака не укусит.
- В кошельке деньги и карточка. Помогите найти хозяйку, она на маленькой красной машинке ездит.
- Что на визитке написано?
- Александр Викторович… - начал Фархад.
- Как меня зовут я знаю, должность какая?
- Вы не знаете свою должность? – поразился Фархад.
- Знаю, просто она изменилась, а вместе с ней и карточки.
- Генеральный директор ОАО…
- Понятно, достаточно. Как вас зовут?
- Фархад.
- Спасибо, дорогой. Я примерно знаю, кто растеряша. Найду, позвоним…

                И ОПЯТЬ ВИЗИТКА
Генеральным директором назначают не часто. Новые визитки с более высокой должностью он стал давать только вчера. Александр Викторович вытряхнул из барсетки полученные вчера визитки. Среди них была одна с незнакомым именем и названием журнала с бейджа прекрасной незнакомки. Прекрасный повод и без всякой рекламы…
- Здравствуйте, Инна. Я вчера просил Вас позвонить с утра, а уже скоро обед.
- Здравствуйте, - Инна попыталась собрать мысли. Кто её просил? Только тот молодой человек. А она даже имя его не знает. – Я хотела, но, простите, к сожалению…
- Прощу, если вы согласитесь на два условия!
- …?
- Во-первых, вы со мной пообедаете.
- А во-вторых?
- А во-вторых, как-нибудь отблагодарите дворника, который мечтает вернуть вам потерянный бумажник. В какой последовательности будем действовать?
- Вы же сами говорите, что скоро обед.
- Вот и славно. Вы в редакции? Я подъеду через двадцать минут…

                МУЗЫКА
Метла она и в Африке метла. Но вот уже третий год Фархад работает на новом месте. Здесь меньше территория, но выше зарплата. У него нет койко-места на двухъярусной кровати в подвале, но есть отдельный светлый домик. Он ухаживает за садом и двором. Работы много, но никто не называет его чуркой, никто не кидает под ноги окурки, хозяин всегда интересуется здоровьем, хозяйка всегда встречает улыбкой. А больше всех его любит зеленоглазая малышка – дочка хозяев.
По вечерам в свободное время он мало-помалу овладевает гитарой. Она не хуже виолончели…