Дискуссия о возрасте с Павлом Морозовым

Анна Дмитриевна Степанова
Уважаемый Павел, мой постоянный читатель и почитатель, я считаю Вас великим мудрецом. Ваши философские произведения о религии полны глубокого смысла! Но рассказ «Ключи от детства» побудил меня вступить с Вами в дискуссию. Мне 81, и я осознаю, что в старости особенно нужна эмоциональная поддержка. Линия воспоминаний описана Вами как схема жизненного пути. Описание Вами старости - серость, маразм, одни болячки, так и напрашивается вывод: может в пору заранее в гроб.
Это не нам решать, кому благостное детство когда прожить! Мне - так в 80! Я часто пою с Иришкой детские песенки, с её помощью маршируем в садике под песню «Ну-ка Солнце, ярче брызни». Перед Новым Годом мы традиционно устраиваем вечеринку. Я, встречая гостей, украшаю их головы веночками и напоминаю слова Иисуса Христа: «Будьте как дети, и Вы увидите царствие небесное». Ваша схема жизненного пути - это узкий, чёрствый подход к старикам. Именно в этом периоде у человека могут открыться способности, о которых он никогда и не подозревал. Ты на пенсии, свободное время, если поискать интересные занятия, то и память сохранится, и каждый день будет радостен.
У меня не было детства. В 3 года я не просила есть, будучи голодной. Юность вспоминаю как страшный сон. Прочитайте мой рассказ «К цели через неимоверные испытания.» Зрелость – тоже цепь испытаний. Мои любовники – это рентгеновские аппараты. Прежде чем приступить к работе, я его поглажу, погляжу с лаской: «Послужи, мой конь, верно, покажи всё чётко». Я много придумывала способов, как улучшить качество снимков при исследовании желудка. И всё же единичные ошибки были. Странно, но сейчас я часто не сплю ночами, в голову лезут всякие мысли и грехи тоже. И думаю: «И зачем это я пошла в эти врачихи?»  Именно сейчас открылось столько разных способностей. Да и Вы приклеили мне звание «Светоч русской словесности», Нина Аманн вообще назвала «Королева сайта». И всё это после 70.
Петь себе под нос я всегда любила, а тут на старости осмелела, на благотворительных концертах украинские песни пою, «Гандзю» пританцовываю. Правда, ноги не держат уже с 2015 года. Задорную русскую «Я на горку шла» опёрлась на рояль - и руки, и ножки заплясали. Поверьте, получился сеанс психотерапии. Старики оживились, глазки заблестели, долго вспоминали и ещё спрашивали, где я училась петь. А петь я училась там же, где и рисовать.
Это всё проявилось сейчас. Свободное время, райские условия и главное -забота и любовь Иришеньки. Несмотря на болячки (они у меня всегда были), я не доживаю, а живу. Мозги кипят от идей: неожиданно костюмершей стала - шью костюмы для выступлений, если так дальше пойдёт, освою профессию режиссёра-постановщика семейного театра многодетной семьи. Бог испытал меня и щедро вознаградил. Теперь у меня и детство, и юность, а старости нет. Накануне 80-летнего юбилея к нам пришёл наш общий друг Ричард. Он работает археологом на каком-то острове и когда приезжает в отпуск, заходит к нам с Ириной, играют на гитаре. Он сказал: «Жаль, я не смогу быть на юбилее, а 18 Вы отмечали?»
- Нет, ни 18, ни 20 я не отмечала.
- Я приеду, и мы отметим 18.
Прилагаю нашу встречу. (чтобы посмотреть – скопируйте и вставьте эту ссылку в верхнюю строку браузера)
https://www.youtube.com/watch?v=z9eiP_8abfQ
Как видите, ноги не подчиняются, горло першит, а руки-то работают!
Подумаешь, расхвасталась - писательница, художник, певица! Так у тебя и условия райские, и Ирина Богом посланная. Да, Иришенька у меня – чудо, она нянчится со мной, как мамочка с ребёнком. Как все детки обласканные, я в меру избалована. Но все вдохновения - от её действий. Ей всегда хочется чего-нибудь такого эдакого. В университете в Алма-Ате - английский клуб с различными постановками, здесь - благотворительские концерты для бездомных два раза в год уже традиция. А я всегда на подсобках.
Бывает и так: люди при тяжелейших физических проблемах и отсутствии такого генератора как у меня обладают огромной притягательной силой. В моей миниатюре «Краски заката» описана удивительная женщина. Она на старости осталась без близких родственников, тяжелейшее хроническое заболевание и огромный интерес к жизни. Сестра Девида Полина на инвалидной коляске возила её в театры на протяжении 18 лет. Иногда Веру привозили на вечеринки к нам. Своим интересом к жизни она притягивала людей. Вера дожила до возраста 93 лет только благодаря заботе друзей и своему оптимизму.
Есть категория людей, которые в пожилом возрасте стараются не обременять своих детей. Таков был наш сосед Майкл. Очень интересный человек. Он жил напротив нашего бунгало в большом двухэтажном доме. Время предпочитал проводить на кухне за книгами, там и гостей принимал. Мы его приглашали на вечеринки, он нас на так называемый «кофе Анна». С ним было легко и интересно говорить на любую тему: политическую, литературную, семейную. У него были тома Достоевского, Толстого, Чехова, Солженицына и т д. А как он знал Шекспира и вообще поэзию! Я показала ему свою поэму «Сердце матери» на английском языке. Вот тут и началось. Он читал её всем своим знакомым и даже в библиотеке. Однажды к нему приехала сестра из Ирландии - дама в шикарном одеянии, в шляпе. Я что-то пересаживала на лужайке. Майкл зовёт меня и представляет сестре как что-то очень значимое: «Вот это Анна!» У меня руки в грязи, сама в рабочей одежде - предстаю перед великосветской дамой. Я от смущения чуть не упала. Руки не знаю куда спрятать.
Иногда к нему заезжали знатные гости, и тогда он приглашал их в зал с роскошной мебелью, картинами. Часто на такие встречи он приглашал и меня... У меня небольшой запас английских слов, но поприветствовать, пожелать всего хорошего могу, а иногда и спеть. Коронный номер - «I pray for you». Именно после такой высокой оценки книголюба я взялась за написание тяжелейшего повествования о ВОВ.
Внезапно у Майкла появились симптомы затруднённого глотания. Надо отметить, когда мы приходили побеседовать, нас Майкл угощал «Кофе Анна» специально без кофеина, а себе всегда наливал Пепси-Колу. Я читала, что этот напиток вызывает онкологию. Это подтвердил и Майкл - у него обнаружили рак пищевода. Он стал поговаривать, что скоро полетит в небеса. Перед Новым Годов мы пошли с Дэвидом навестить Майкла. Он встретил нас в роскошном зале, и тут проявил свой юморок. Дэвиду делали операцию на пятке, и врачи советовали ему не ходить хотя бы с недельку. Но Дэвид у нас непоседа. Майкл пошёл в свою библиотеку, вынес целую стопку книг: Достоевского Толстого, Солженицына и т.д. и говорит Дэвиду: «Лежи, читай и не вставай. Как прочитаешь, тогда и нога заживёт!» Ещё 6 января он сам ездил в больницу, а 9-го его друг нашёл на кухне без сознания. Это было воскресенье. Мы с Иришенькой возвращались из церкви. Я просто бежала. Мы вовремя застали - машина скорой помощи с Майклом стояла во дворе. Это был невообразимый вид покойника с улыбкой и хитренькими глазами с искорками. Я говорила что-то, а он в ответ:
- Анна, не волнуйся, я вернусь!
Таки обманул! Через два дня умер. Он - из Ирландии, и рассказывал нам, что там есть волшебный камень Blarney Stone, он поцеловал его и с тех пор может искусно врать – не поймёшь, где правда, а где выдумка. Рассказывал нам невероятные истории о своём последнем путешествии в Малайзию. На похоронах мы встретились с его двумя сыновьями. Они поведали о его последних днях в госпитале. Он оставался верен себе, до последнего часа шутил.
Такая история, что поверить можно лишь едва. Это, безусловно, исключение. «А вот немощных с маразмом Вы видели когда-нибудь?!»- вправе спросить оппонент. Да, видели, даже в первый год пребывания в Ковентри посещали дом престарелых. Там и обстановка, и развлекательная программа по высшему классу, нам и не снилась. И всё же, наши посещения, песни под гитару, рассказы были восприняты с интересом. Каждый раз эти немощные старики с нетерпением ждали нашего прихода.
Уважаемый Павел, у всех у нас судьба разная, а путь один - в неизвестность. Уверенна, душа вечна, и каждому найдётся своё место, возможно с учётом приобретённого опыта на стажировке жизненного пути на земле. Чем мы можем скрасить безусловно сложный последний период жизни? Вспомним слова Олега Янковского: «Улыбайтесь господа, улыбайтесь!»