Бл-лин компот Глава 2

Павлина Крылова
Кафе «Лебедушка» - идея фикс моей покойной супруги. Она много лет мечтала о нем. Не просто мечтала, а просчитывала все до мельчайших деталей. Ежемесячно откладывала деньги на свою мечту. Когда, по мнению супруги, пришло время активных действий, подвернулось это помещение. Его сдавали в аренду за сущие копейки, но с одним условием: арендную плату следовало внести за пять лет вперед. Тратиться на оборудование не было необходимости, так как здесь уже было кафе и оставалось только усовершенствовать его под себя.
- Так коммуналка насколько подорожала за пять лет, - возмутилась Валентина.
- Коммуналка здесь не такая дорогая, как может показаться на первый взгляд. Кстати, она оплачивается отдельно.
- Постойте, но ведь договор аренды могут расторгнуть через восемь месяцев, - насторожилась я, будто и впрямь всерьез задумываюсь о покупке кафе, - и тогда….
- Не расторгнут
- Откуда такая уверенность?
- Мне пришло письмо, в котором предлагают выкупить помещение за 100 000 рублей. Это именно та сумма, которую я и прошу.
- Вы хотите стать владельцем помещения? – догадалась Валя
- Можно сказать и так. Я хочу выкупить помещение и передать его в безвозмездное пользование тому, кто купит кафе. Правда с одним условием: еще пять лет кафе должно функционировать. Пусть перестраивают, переоборудуют, делают все, что считают нужным, но кафе должно оставаться кафе и ничем иным.
- Какой вам с этого прок?
- Я обещал это своей супруге. Не знаю почему, но перед смертью она сказала: «Делай, что хочешь, но в течение 9 лет — это кафе должно работать». Дать какие-либо разъяснения она не успела. У нас же как получилось? Взяли в аренду помещение, супруга затеяла кое-какое переоборудование. Раздевалку вот сделала. Планировала в зале кое-что изменить. Утром собиралась ехать за покупками, а в ночь ей стало плохо. Практически сразу поставили диагноз и дали неутешительный прогноз. Предполагалось, что мы через месяц откроемся, но врачи давали не так много времени, как хотелось бы и она торопилась успеть сделать по максимуму. Спустя неделю после постановки диагноза мы открылись. Средств на то, чтобы набрать полный штат не было, ведь теперь львиная доля денег уходила на лечение. Поваром стала тетя Маша. Она вкусно варит, но в силу возраста не могла потянуть большой объем. Я сам выполнял обязанности официанта и мыл посуду. Супруга до последнего занималась орг. вопросами, закупками, документами. Когда стало ясно, что счет идет на дни или часы, я нанял человека на должность официанта-посудницы, а сам занялся всем остальным.
Валерий надолго замолчал, разглядывая свой деформированный ноготь на левой руке. Наконец, он заговорил:
- Не знаю, было ли это связано со смертью супруги или приход нового сотрудника так подействовал. Все произошло практически одновременно. Стало твориться что-то непонятное. Первый звоночек был от тети Маши…
Мужчина снова замолчал. Теперь он разглядывал царапину на одном из шкафчиков.
- Врачи предупредили, что осталось не больше суток. Жена была в сознании и искренне верила в то, что ей все-таки удастся победить болезнь. Я сказал, что мне нужно отлучиться в кафе: тетя Маша физически не способна варить и обслуживать клиентов, да еще и посуду мыть. На самом деле у меня была назначена встреча с потенциальным работником. Если честно, это было ОНО. Внешне скорее мужчина, нежели женщина, а в паспорте женское имя. Она сказала, что ей очень нужна эта работа, потому согласна на любые условия. Мне тоже очень нужен был человек. За три дня с подачи объявления она единственная откликнулась. Договорились, что Гульнара сразу приступит к работе. Она попросила, чтобы на бейджике было написано Саша. Я удивился, конечно, но она пояснила: «Саша – имя и мужское, и женское одновременно. Это лучше, чем Гульнара». Мне было не до тонкостей, и я согласился. На следующий после похорон день прихожу в кафе, а тут тетя Маша уже поджидает:
- Мил человек, если и дальше так пойдет – я работать не стану
- Что случилось? – я подумал, что они с Сашей не сработались.
- Да все в кучу свалилось
- В смысле?
- Ты Сашу на работу взял и ускакал. Я все показала, рассказала. Тут человек десять всего и было-то в тот день. Все перемыли, закрыли и ушли домой. Хорошо, что договорились на следующий день прийти пораньше и прогенералить. Ты, Валерочка, не обижайся, но все запущено. Ты разрывался между больницей и кафе, все вот-вот мхом порастет. Я у себя-то убираюсь, как могу, а на твою территорию у меня нет ни сил, ни времени, ни денег.
- Деньги-то тут причем? – удивился я.
- Как это причем? Моющие средства, что Аллочка покупала, давно закончились. Новых ты не покупаешь. Я из дома кусок мыла хозяйственного принесла, так ты на посуду у меня его конфисковал. Дезинфицирующие средства тоже закончились. Столы ты чем протирал в последнее время?
-  Чем? – эхом повторил я
Тетя Маша только рукой махнула и вернулась к тому, с чего начала:
- Заходим мы, а тут …. Мать моя женщина! В зале мебель раскидана (хорошо хоть не сломана), как после пьяной драки. Мы сначала подумали, что воры забрались. Потом смотрим: деньги на месте, ничего не пропало. Зашли на кухню и чуть не упали: вся посуда на полу валяется. Что интересно, ничего не разбилось. Хотела тебе рассказать, да тут ты сам позвонил и сказал, что Аллочки больше нет с нами. Я сначала подумала, что это наша девочка уходя думала о кафе, потому все и приключилось. Генералить уже времени не было. Расставили все по местам, протерли, посуду перемыли и ладно. Вчера приходим с Сашей на работу (она вызвалась прийти пораньше и помочь готовить на поминки), а в раздевалке все вверх дном. В общем, мил человек, если дальше так дело пойдет – я уйду.
- Почему вы решили, что это должно повториться?
- Потому что я еще не совсем древняя старуха и хочу жить! – казалось бы, не в тему ответила тетя Маша.
В тот день ничего не случилось, если не брать в расчет пропавшую вилку посетителя. Мы тогда все списали на рассеянность.
Дальше-больше. Чудеса не прекращались. Иногда это были безобидные шалости, порой случалось что-то масштабом побольше. Тетя Маша выждала до 40 дней, убедилась, что ситуация не изменилась и ушла. Саша стала сама принимать заказы, и сама готовить. На мне все остальное. Это не сложно, учитывая, что иной раз в день бывает 5-7 человек. Был момент, когда я задумался о закрытии кафе. Половину ночи не спал, все размышлял. Днем в кафе пришел растерянный мужчина и спросил может ли он видеть Проценко Валерия. Саша пригласила меня. Мужчина, виновато улыбаясь, сказал:
- Я думал, что у меня с головой нелады. Сегодня на смене был в ночь. Сижу, заполняю журнал и вдруг вижу, что рядом со мной женщина стоит. Такого просто не может быть. Я лично запер дверь изнутри. Вдруг женщина говорит: «Днем пойдешь в кафе «Лебедушка» и скажешь его владельцу, Валерию Проценко, следующие слова: «Ты забыл, что обещал жене перед смертью». Внезапно я почувствовал слабость, положил голову себе на руку и заснул. Всего на 1-2 минуты. Когда проснулся, женщины не было, и я решил, что она мне приснилась. Пришел с работы, прилег отдохнуть, и она мне приснилась. Будто склонилась надо мной и говорит: «Ты не забыл, что нужно сходить в кафе «Лебедушка»?» Я ей говорю: «Помню. Вот посплю чуток и узнаю у кого-нибудь, где оно находится». Женщина: «Первостроителей, дом 42». Я тут же проснулся, оделся и сюда. Вы что-нибудь понимаете?
- Да, - ответил я ему. – Я обещал своей супруге, что кафе будет функционировать, а сегодня ночью думал о его закрытии
- Почему же она пришла ко мне, а не к вам?
- Этого я не знаю.

Чуть больше двух лет назад, мужчина снова пришел. Теперь он чувствовал себя более уверенно.
- Мне опять приснилась ваша покойная супруга. Просила передать, что поняла свою ошибку. Вы не в состоянии не только раскрутить бизнес, но и сохранить то, что успела сделать она. Велено передать вам следующее: выставляй на продажу, но не жди скорого результата. Ты должен сделать так, чтобы новый владелец выполнил твои обещания.

Я несколько раз давал объявления, но безрезультатно.
Чуть меньше месяца назад, мужчина пришел вновь и без предисловий сказал:
- Она подготовила почву. Готовь документы. Через 2-3 недели придут две женщины, которые станут новыми хозяевами кафе. И еще … я не совсем понял … Она просила передать женщине, что упадет: «Не удивляйся тому, что начнется в твоей жизни. Это было в тебе, я лишь активировала»