Казахстанская нация или Путь в резервацию

Арон Атабек 2
     Идея создания “внеэтнической” нации не нова. Она имманентно присуща режимам, имеющим внутренний диктаторский императив. Эти режимы внешне могут быть и тоталитарными, и демократическими. Так, в СССР было официально объявлено о создании так называемой “советской нации” (“советский народ”).    Однако, коммунисты всё же не решились уничтожить само понятие “этнической нации” (в паспортах осталась соответствующая графа).
     Другой пример — за океаном. В США сложилась так называемая “американская нация” и, соответственно, появился новый “этноним”—“американец”. Однако, не стоит забывать, что США созданы иммигрантами и колонизаторами — на крови и костях истреблённых либо загнанных в резервации индейцев, автохтонов континента, хозяев этой земли.
     Названная идея всплыла недавно и в Казахстане. Её суть — в создании так называемой “казахстанской нации”. Какие бы оговорки ни применяли авторы (“необходимость осторожности”, “не наломать дров” и т.д.) — речь идёт об уничтожении понятия “казахская нация” и того, исторически сложившегося положения, при котором хозяевами (автохтонами) государства являются КАЗАХИ, а все остальные — пришельцами (“гостями”), появившимися здесь в результате исторических катаклизмов.

     На протяжении многих лет это положение устраивало всех. В советское время Казахстан именовали “лабораторией дружбы народов”, в назарбаевское — появилась “Ассамблея народов Казахстана”. Но все знали, что у русских есть Россия, у немцев—Германия, у корейцев—Корея (даже две!) и т.д. — а у казахов—только Казахстан!
     Однако, новая идея (“казахстанская нация”) — радикально меняет положение вещей. Теперь само понятие “казахской нации” как бы отменяется (оговорки не в счёт) — а вместе с ней и статус титульной нации, автохтонов и хозяев казахской земли. А это означает, что все остальные народы (более 120) становятся автохтонами и хозяевами — теперь уже общей, “казахстанской земли”!

     Эта идея, с точки зрения истории, — абсурдна, с позиции международного права — нелегитимна, по отношению к правам человека — бесчеловечна, в плане межнациональных отношений — провокационна. Фактически она подводит бикфордов шнур межнациональной розни к взрывчатке межэтнических конфликтов. И желающих поджечь его — предостаточно (с той и с другой стороны).
     К сожалению, эта провокационная, иезуитски изощрённая и опасная идея была озвучена лично президентом Назарбаевым. Президентом, который сам является представителем титульной нации. Президентом, который считается гарантом Конституции, в которой записаны права “казахской нации” (и других народов) — но нет ни слова о “казахстанской нации”. Идея была запущена в самый ответственный момент — накануне выборов в Мажилис Парламента. Видимо, авторы её считают, что таким образом будет обеспечена победа пропрезидентских партий. Спекулятивность идеи очевидна — и, как и все спекуляции, обречена на провал.

     Помимо политических и социальных — здесь важны гуманитарный и культурологический аспекты. Казахская культура — часть мировой культуры, но эту функцию она может сохранять только при наличии национальной (“казахской”), а не космополитической (“казахстанской”) государственности. “Отрубание корней” способно привести если уж не к моментальной смерти национального организма — то к его мучительной агонии в форме ассимиляции доминирующими этносами и культурами. Мне говорят, что культура американских индейцев не уничтожена — она существует в особых условиях, которые обобщённо именуются “резервация”. Возможно, кого-то устраивает эта “резервационная культура” и “резервационная нация”—но для свободно мыслящих людей 21-го века это есть возвращение в конкистадорское средневековье.

     О резервации. К сожалению, это — не фантастика. Если учесть, в чьих руках сосредоточены капиталы, а теперь и земельные ресурсы (в основном, у не-граждан Казахстана). У 99% казахов уже нет собственной (народной, национальной, государственной!) земли. А наш “карманный” парламент ратифицирует всё, что угодно — вплоть до Указа “О необходимости отселения части коренной нации, в интересах сохранения генофонда и этнокультуры, на специально благоустроенные территории (резервации)”!
     Появление понятия “казахстанская нация” автоматически уничтожает статус казахского языка как государственного — а это также прямое нарушение Конституции. Раз есть “казахстанская нация”—то и говорить (и мыслить!) она должна, соответственно, на “казахстанском языке”. Что это за язык? Ясно, что уже — не казахский. Возможно, русский (ныне по Конституции “официальный язык”). Или—некое “эсперанто”? По большому счёту, это разрушение всей государственной политики, с трудом наработанной в течение 13 лет Независимости и принесённой в жертву сиюминутным выгодам.
     Когда-то кочевые скифы сказали иранскому завоевателю Дарию: “Попробуй, тронь могилы наших предков — и ты испытаешь силу нашего оружия!”. Сегодня сам Президент Казахстана готов осквернить прах собственных предков. Реализация вышеназванной идеи означает одно: казахам — путь в резервацию, казахстанцам — в эпоху конкистадоров.

     P.S. Но ещё не поздно — достаточно Президенту признать свою ошибку и публично принести извинения всем казахстанцам, и в первую очередь—казахам. Сможет ли сделать это Назарбаев?
     P.P.S. Автор предоставляет всем СМИ право печатать и перепечатывать эту статью без согласования с кем бы то ни было и без авторского гонорара.
     P.P.P.S. Странным, почти мистическим образом, совпали две даты — написания этой статьи и американской трагедии. Возможно, это некое предостережение всем нам — не взрывать Небоскрёбов, в которых живём!

              Арон АТАБЕК. 11 сентября, 2004 года