40. Внутренний взгляд на бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Внутренний взгляд на бытие
(Бытие с точки зрения человека).

Считать исчерпанием полноты истины идею о «эволюционном преобразовании животного существа в разумное», с помощью «труда», при вдумчивом и бескорыстном её рассмотрении, не приходится. Современные исследования биологии, физиологии, неврологии и психологии животных отмечают широкое распространение «трудового поведения» у животных, с применением разнообразных предметов в качестве «орудий труда». Было проведено множество разнообразных экспериментов с животными, в плане приобретения ими навыков «трудового поведения» и навыков «поведенческого абстрактного мышления». Полученные результаты, как считает большинство исследователей, невозможно трактовать как «окончательный положительный ответ на вопрос о возможности приобретения животной психикой потенциала разумности».
Тот «потенциал разумности», который имеет «человечность» в существе своей «природы», как «материально-нематериального биопсихического единства», можно назвать скорее неким «воспоминанием о будущем», чем каким-то «функциональным процессом», понимаемом лишь в логико-математическом контексте, имеющем те или иные свойства, которые могли бы быть «смоделированы только в умозрительном плане». «Человечность», судя по всему, не есть «биологическая функция» в своём существе. Биологическая организация человека, его «телесность»: белково-нуклеиновый субстрат тканей, биофизические и биохимические реакции, физиология, неврология и, отчасти, психология, есть лишь «среда протекания психических и пневмологических процессов», «душевной» и «духовной жизни сознания». - Только «духовная жизнь сознания» является конечным мерилом «человечности». Но само появление «человечности», её «потенциальное присутствие в материальной среде», в самом «веществе и поле», связано с таинственной деятельностью «духа» в неисчерпаемых «тварным разумом» глубинах «пространства-времени», скрывающейся за завесой «физического вакуума».
«Человечность» впервые проявляет себя как «духовный феномен», выражающийся в способности «любить», в той «биопсихической среде», которая приобретает «социальные» аспекты, качества и функции. Поэтому «человечность», как «духовный феномен», нельзя считать только «психосоциальным феноменом»! Она является продолжением развития той «биопсихологической природы», которая является «субстратом человечности», следствием созревания в этой «природе» того «объёма», в которой начнут протекать «пневмологические процессы», которые и составляют суть «человечности как духовности». Нельзя говорить о «человечности» только как о «биосоциальной сущности» - «единстве биологического и социального начал», ибо «биологическая природа есть субстрат проявления психологических феноменов», а «социальная природа выступает субстратом проявления пневмологических феноменов». И вот это «единство» и «взаимодействие психологического и пневмологического», с большим основанием, чем «биологическое и социологическое», заслуживает того, чтобы считаться «сущностью человечности». Хотя, ни биологию, ни социальность нельзя полностью исключить из понимания «человечности», как невозможно исключить из понятия «картина» те «холст» и «грунтовку» на которых «картина написана».
Итак, в свете «духовного» рассмотрения, процессы антропогенеза выстраиваются перед нами в некую сложную многоуровневую систему, в которой, в первую очередь, бросается в глаза встречное движение или стремление «духа к материи и материи к духу»! Стремление же «материи к духу» выступает как «отражение стремления духа к материи», которое «прячется» от «несведущего в духовности тварного сознания». Можно казать, что - «метафизическая тайна духа, прячется от нас под покровом физической тайны вакуума».
Мы, пока, не можем сказать что-либо вразумительного о личном опыте постижения стремления «духа к материи», и вынуждены исходить из того, что даёт нам «откровенное знание», основывая на этом «базисе» все устремления нашего «научного созерцания», вооружённого инструментами «нравственного познания в общении» того, что, под наименованием «физики вакуума», символизирует нам все «тайны движения материи», те законы и механизмы, которые слагают и осуществляют «причину» и «цель» этого «движения».
В нашем «научном созерцании» упомянутой нами сложной многоуровневой системы движения «материи к духу», просматриваются, как минимум, три уровня или три «природные биосоциальные предпосылки» возникновения «бытия сознания» или «осознаваемого бытия».
Первая предпосылка - «биопсихическая» или «зоопсихическая», которая представлена: а) ощущениями, переживаниями, эмоциями; б) восприятием, представлением, потребностями. Они формируют так называемую «малую душу» или «животную душу», которая служит основанием для рождения «разумной души», «большой души» или «живой души» - человеческого сознания. Напомним лишь то, что эта, так называемая «малая душа», тоже имеет сложную историю своего возникновения из «растительной души», образовавшейся из «бездушной», но «живой материи».
Вторая предпосылка - психосоциальная, основанная на необходимости удовлетворении возникших потребностей. Напомним, что природа психосоциальных явлений в материи объясняется появлением свободы - возникновением многовариантности пространственно-временного континуума существования вещества и поля, которая и составляет суть того, что мы называем жизнью. Умножения степеней свободя этого континуума, привело к появлению у жизни потребностей, то есть рождению воли, которая может быть названа состоянием предсознания жизни. А соединение и сочетание свободы и воли в этом предсознании, привело к появлению «орудийной деятельности животных», которая стала инструментом преобразования биопсихической среды в среду биосоциальную и психосоциальную, с сохранением, конечно же, всех её, уже вызревших, биопсихических качеств и свойств.
Конечно, «орудийной деятельности животных» - это ещё не «сознательный труд человека», а «предсознательный труд животных», некая «природная предпосылка труда», которая и формирует из животного «дочеловека» или «доадама», то есть такое животное, которое имеет «предсознание», как «соединение свободы и воли»; имеет «рассудок», как «предпосылку и начало ума», но ещё не имеет «совести»; и, как следствие, не имеет своего «Я». Таким образом, появляется некое «предсознание», «животная душа» готовая к тому, чтобы «дух» обратится к ней с «предложением духовного общения», на которое она сможет «ответить», - вместить в себя «дух». Внешним проявлением этих глубинных процессов, является всё более системный характер в использовании «предметов» как «орудий труда». Из случайного и эпизодического, оно становится систематическим. А это требует появления «психологии животного общения», которая и становится зачатками развития «социопсихологии животных».
Как же происходит это предложение «духом» своего «общения» той «душе», которая пока ещё остаётся «животной»?
Какова же она - эта самая интересная третья предпосылка?
И вот здесь она является нам, когда на базе развития первой, биологической, сигнальной системы, служащей для передачи инстинктивно-эмоциональных состояний, развивается вторая, психологическая, сигнальная система, дополняющая и развивающая возможности первой, служащая для решения проблем рефлекторной деятельности, связанная с удовлетворения потребностей, и приведшая к возникновению первичного коллективизма: стадного и стайного социального поведения животных. Здесь мы, вплотную, приближаемся к пробуждению в предсознании некоего «Я», появлению «общения», а значит и третьей сигнальной системы, социальной, - языка, речи; и, следовательно, пробуждению в «предсознании» чего-то нового - «сознания».
Третья предпосылка, таким образом, показывает нам, как реально и «физически»: фактически, исторически, психологически и социально, произошло то «метафизическое» событие, которое в библейском предании описывается всем известным символическим образом: - «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).