Царь Эдип и его комплекс

Александр Шувалов
Эдипов комплекс – одна из основных категорий психоанализа Зигмунда Фрейда. Под ним автор подразумевал «бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю собственного пола». (Овчаренко В.И., 1994). Выражение уже стало весьма распространённым среди журналистов.

Психологам этот комплекс хорошо известен, так что поговорим не о нём, а о мифологическом древнегреческом царе Эдипе. А ещё точнее: какое психическое расстройство развилось у него в конце столь неудачно сложившейся судьбы?

Весь жизненный путь нашего героя не является банальным, что не могло не отразиться на формировании его личности.

Боги твердили его отцу: «Если у тебя родится сын – станет твоим убийцей, и весь дом твой погибнет в крови». По этой причине папа-царь, когда жена вопреки запрету родила сын, приказал пастуху отнести ребёнка на горное пастбище, граничащее с другим греческим полисом - Коринфом, проколоть ему сухожилия и оставить там.

Пастух сжалился над ребёнком, передал его пастуху соседнего «государства» и в итоге мальчик оказался за границей у бездетного царя Коринфа - Полиба. Обрадованный царь назвал подкидыша Эдипом, что в переводе с греческого означало «опухшие ноги», усыновил и воспитал из него коринфского царевича. Но тайну происхождения скрыть не удалось и однажды на пиру кто-то назвал Эдипа «поддельным сыном». Разгневанный царевич отправился в Дельфы, чтобы узнать у богов истинную правду. И получил неожиданный ответ: «Ты убьёшь своего отца и женишься на матери».

Чтобы не совершить такого тяжкого преступления Эдип решил не возвращаться домой в Коринф и побрёл в противоположную сторону - в город Фивы, где фактически и родился. По пути на узкой дороге он повстречался с колесницей, в которой ехал царь Лай, его биологический отец. Гордый юноша не захотел уступать дорогу какому-то старику, они повздорили и богатырь Эдип в схватке убил не только Лая, но и его стражу, кроме одного слуги, которому удалось бежать. И продолжил свой путь в Фивы.

А в городе-государстве Фивах царило смятение: и царь убит, и появилось крылатая дева-львица – Сфинкс, которая ежедневно убивала одного из жителей города, который не мог решить ныне всем известную загадку: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Эдип решил рискнуть и дал правильный ответ: это человек в младенчестве, зрелости и старости. Сфинкс был повержен и бросился со скалы.

Жители города возликовали и с триумфом отвели Эдипа к овдовевшей царице, которая была рада выйти замуж за молодого человека, так как теперь ей никто не запрещал рожать детей. Чем она с новым мужем счастливо занималась двадцать лет, родив двух сынов и двух дочерей.

Но тут обрушилась на Фивы чума – кара Аполлона людям за грехи.
Но за какие? Снова пришлось обращаться к богам в Дельфы и прорицательница передала их волю: чтобы избавиться от эпидемии, следует покарать убийцу бывшего царя Лая.

Но кто же убийца? Начались, выражаясь современным языком, «следственные мероприятия». Разыскали пастухов, которые видели младенца Эдипа, и того стражника из свиты, который сбежал, когда Эдип убивал «старика» на колеснице. (Гусейнов Г., Зелинский Ф., 2019).

Вот так и получилось, что по незнанию Эдип убил отца и женился на своей матери. Когда правда стала всем известна, его мать и одновременно жена с горя повесилась, а сам Эдип, впав в депрессию, выколол себя глаза. Душераздирающую картину красноречиво описал древнегреческий драматург Софокл (495–406 до н. э.):

«С её одежды царственной сорвав
Наплечную застёжку золотую,
Он стал иглу во впадины глазные
Вонзать, крича, что зреть очам не должно
Ни мук его, ни им свершённых зол…
Так мучаясь, не раз, а много раз
Он поражал глазницы, и из глаз
Не каплями на бороду его
Стекала кровь – багрово-чёрный ливень
Её сплошным потоком орошал».
(Софокл, 1988)

Это яркий и клинически верно описанный приступ ажитированной депрессии. Последующее депрессивное состояние Эдипа протекало длительно: ослепший в одиночестве он бродил по дворцу, не желая никого видеть и, в конце концов, отправился из Фив в Афины, где ему богом Аполлоном была предсказана смерть. Услышав первые раскаты грома, Эдип объявил, что они возвещают его кончину и направился «к спуску в царство теней Аида»:

«О, изгони меня скорей – туда,
Где б не слыхал людского я привета»
(Софокл, 1988)

Из такой жуткой трагедии Зигмунд Фрейд и создал свой «эдипов комплекс», в котором сын не убивает отца, а только подсознательно соревнуется с ним, и не совершает – упаси боже! – инцеста с матерью, а только любуется ею, как женщиной, пока не появляется у него своя собственная женщина-жена.

Впрочем… Впрочем, в жизни, конечно, случается всякое…


Источники:

Гусейнов Г., Зелинский Ф. Психология древнегреческого мифа. – М.: Изд-во АСТ, 2019.
Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Минск: Вышэйшая школа, 1994.
Софокл. Царь Эдип // Трагедии /Пер. с др.-греч. С. Шервинского. - М.: Художественная литература, 1988.

***
Опубликовано 13.10.2019 г. на сайте «Нашей Психологии».