Коляска Арсения

Федор Иванов-Лопутин
Есть у меня приятель. Его зовут Арсений. Он живет в большом многоквартирном доме аж на пятнадцатом этаже!

«Какая разница, на каком этаже живет тот или иной человек?» спросите вы.

Разница есть, и не малая. Арсений инвалид. Он может ходить сам, но не очень быстро и не так уверенно, как люди его возраста. Больше всего своего дневного времени он проводит в коляске. А для поездок у него имеется особая самоходная коляска с электромотором. На ней Арсений может путешествовать.

А путешествовать он, в отличие от меня, любит больше всего на свете!
Я, признаюсь, по характеру, скорее, домосед.
Мое счастье сидит с книжкой на скамейке в тихом уголке парка.

Зато счастье Арсения постоянно куда-то едет. Крутятся колеса, мелькают знакомые и незнакомые виды, копятся новые впечатления.

Сегодня с утра я у Арсения в гостях. Кстати, я забыл закончить свою мысль о пятнадцатом этаже. Самоходка Арсения припаркована в коридорчике слева от лифтового холла. Понятно, что для поездок на электромобиле Арсению приходится загружать его в большой лифт, потом на первом этаже выруливать из лифта в холл, потом выезжать на улицу. Целая транспортная процедура!

Надеюсь, что мне удалось убедить вас в том, что этаж, в случае с Арсением, имеет важное значение?


КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ,
И МОЖНО ЛИ НЕ ПРИЗНАВАТЬ ВЕЛИЧИЕ ВЕЛИКИХ?

Мы сидим на кухне. Я пью чай. Арсений просматривает карту, намечая маршрут своего нового путешествия. Вдруг он недовольно поводит плечами, подъезжает на своей обычной, домашней коляске ближе к столу и говорит, сдерживая возмущение:

«Что это? Я не понял, что это такое! Как это вообще может быть?! „Верхние Подгузники“… Хорошее название для населенного пункта! Я же говорил вам, что русский язык грубоват: вот вам и доказательство!»

Ну вот, опять, еще раз и снова! У нас постоянные стычки по поводу нашей темы раздора: «Любовь и нелюбовь к России и русскому».

Арсений родился в Литве, поэтому считает себя вправе смотреть на нашу действительность, в самом деле, такую разную и непростую, словно бы со стороны и чуть-чуть свысока. Есть, увы, такая удобная для некоторых «западная» точка зрения. Именно поэтому русский язык грубый, жесткий, смешной! Сам виноват, что на востоке!

Арсений учит литовский, а там у них все мягкое и нежное, на «тю-тю» и «сю-сю». Ну, это еще ладно! Гораздо серьезнее для меня другое: откуда берется в нем (в Арсении, а не в литовском языке») это несносное высокомерие, снисходительное похлопывание по плечам Великих! Например, он может запросто сказать, даже с неким раздражением: «Пушкин-Хрюшкин!»

Тут уже я начинаю тихо закипать, крышка над моей кастрюлькой-головой подпрыгивает все выше и все громче!

Дальше, больше! Гнев растет, поднимается до самого неба, и вот уже моя голова не безобидная кастрюлька с закипевшей водой, а грозная, гулкая, разгневанная гроза. Арсений, берегись! Сейчас сверкнет молния, и прогремит мой гневный монолог:

«Хорошо! Не понимаете вы, молодые, величия Пушкина. Ничего страшного! Только жаль, что это не единственное, чего вы не понимаете! Находятся люди, у которых в детстве состоялась роковая встреча с медведем, и он, такой неловкий, в итоге очень неосторожно лишил их музыкального слуха: неудивительно, что они теперь пытаются доказать, что Моцарт никакой не композитор по сравнению с очередным модным гением!

Нет, дорогие носители собственных мнений! Так нельзя!

С таким центропупизмом наш костер скоро совсем отупеет и погаснет! Можно смело и громко гавкать на Солнце, но Значение Солнца для Земли и Жизни на земле от этого шума меньше не станет!»

Арсений не обижается. Он мудр, а мудрые не обижаются на молнии! Они поступают умнее: взяв небольшую паузу, снова берутся за свое!


МЫ СОБИРАЕМСЯ В ПУТЬ!

И тут Арсений невозмутимо продолжает:

«Давайте поедем к ним, в эту бедную деревню, и уговорим жителей выбрать другое название! Например, „Верхнее Панталоново!“»

Я при этих словах ехидно думаю: (Вот он где, западник, коварно проявляется! Все им, западным, панталоны подавай!)

Но я не показываю вида, даже намека не подаю на оскорбленное национальное чувство и спокойно говорю:

«Это уж пускай они сами решают! А в принципе, я не возражаю против поездки! Поехали! Только путь туда, судя по карте, не близкий! Нужно хорошо подготовиться. И главное: коляска у вас одноместная… А я, где я сяду?»

Арсений предлагает:

«А для вас мы купим роликовые коньки. Вы прицепитесь сзади к моей самоходке, и я повезу вас на буксире до самых Верхних Подгузников! Тут у нас недалеко „Спортмастер“! Идите скорей за коньками!»

Уф! Я уже прибежал из магазина! Купил коньки да не одни! Вдруг мы найдем попутчиков! Арсений обычно пытается всех встречных подвести. У него очень доброе сердце! Если нам встретятся желающие проехаться, мигом поставим их на коньки и прокатим с ветерком. А пока запасные коньки я сложил в тележку (в таких пожилые люди возят продукты из магазина, чтобы не носить тяжелое в руках). Ну, вот и все! Я готов.

Мы выкатились из подъезда и помчались: Арсений рулит, я качусь на жесткой сцепке, рядом со мной на прицепе, катится тележка с запасными роликовыми коньками. Ох! Ну и скорость! Как трясет на ухабах! Даже дух захватывает!

Пока мы едем, я расскажу вам еще кое-что про Арсения. Он увлекается языками. По его словам, он уже все языки на земле выучил (это если верить ему!), но учит он так себе, на скорую руку: только самые основы. Этот процесс ускоренного обучения он называет «взять матрицу». Но если без иронии, то могу подтвердить, что он выдающийся знаток языков. Мало кто в этой области может заткнуть его за пояс, если, конечно, брат во внимание не глубину постижения, а широту охвата.


МЫ В ДЕРЕВНЕ

А вот мы уже и приехали! Любит же Арсений быструю езду! Что за лихач!

Проезжаем табличку с названием деревни. Все честь по чести. Деревня хорошая, дома опрятные, огороды, сады. Даже кукурузное поле есть: не часто его теперь в окрестностях Москвы увидеть можно! Повезло нам! Хоть кукурузы нарвем немного, по старой привычке!

Арсений доезжает до середины деревни и останавливается.
Вместе с ним останавливаюсь я и моя тележка.

«Что теперь будем делать?!»

«Надо собрание собирать!» говорит Арсений. «Нужно с людьми поговорить о смене названия. Давайте так: я в самоходке подожду, а вы пойдете народ собирать!»

Так и решили!

Стал я по домам ходить, стучать кричать, объяснять, доказывать наши с Арсением добрые намерения! Набрал все же человек десять, из них три жителя деревни и семь дачников из Москвы…

Ну, это ничего! Главное, идею запустить в массовые мозги. А там хорошая идея; как вода, даже камень пробьет, сама свой путь найдет!

Встали мы в круг вокруг коляски самоходной, и Арсений начал речь говорить! Он сказал, что весь мир стремится к красоте, что красота спасет мир, если ее раньше мира грубые люди не погубят, что надо брать из прошлого, в основном, хорошее, а не очень хорошее постепенно исправлять.

Люди вначале улыбались (подумали, что клоуны из Москвы к ним заехали по дороге в областной город), потом задумались, а когда узнали, о чем идет речь, когда поняли, куда Арсений клонит, нахмурились, рассердились даже.

Ответил за всех могучий старик с ящиком для красок и треножником в руках (я поймал его, когда он как раз собирался в поле на этюды). Очень мощный дед, очень большой! Такой большой, как большой художник Саврасов!

Вот что он сказал нам, как отрезал:

«Мы от названия нашей деревни никогда не откажемся! Как наши деды называли, так и внуки будут это место называть! Это вы там, в городе у себя, меняйте шило на мыло, на что хотите, на то и меняйте ваши имена,  мобильному сознанию в угоду, а мы здесь, в глуши лесов, у кукурузного поля, будем спасать, сажать, хранить и сберегать!»

Что ж! Все правильно дедушка сказал! Мысли у нас прыгают, как эти самые жучки, и нет в них ни глубины прошлого, ни восторга будущего! Вкуса не успеваем почувствовать! А все из-за Интернета, все из-за легкого «в один клик»… Так и жизнь пролетит в один клик, и никого мы, по-настоящему, не окликнем, и нас никто серьезно не позовет!

Да что там говорить! Все наши предложения, вроде «Среднее Пижамово», «Нижнее Траузорово» или «Малое Подбрючино» были решительно отвергнуты гордым деревенским народом как непатриотичные!

Еле-еле уговорили мы жителей деревни и дачников изменить одну букву! Да-да, всего одну! Догадайтесь, какую именно? Ладно, скажу, все равно не сообразите!

Букву «з» на «с».

Деревня стала называться «Верхние Подгусники». Как вам? По-моему, лучше стало! У меня даже какие-то поэтические видения в голове возникают! Например: осень. Раннее утро. Гуси летят на юг. А под ними тихая такая деревня… Гуси гогочут: «Га-га-га! Тут наши живут! Можем здесь чуть-чуть отдохнуть…»

В общем, можно сказать, что наша встреча с жителями закончилась с ничейным счетом: «ноль-ноль». Итак, трудно что-то менять там, где всем хорошо и так! Только сейчас я понял, как тяжела и опасна жизнь революционеров!

С разрешения наших новых знакомых я сорвал несколько початков кукурузы, положил их в тележку с роликовыми коньками, и мы покатили обратно!

А о том, что произошло дальше, я расскажу вам в следующий раз!
Если найдем для потехи час! А пока…
Пока-пока!