Соратники декабристов-революции военных в 1820-е г

Денис Маевский
Восстание декабристов, произошедшее 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге, можно считать частью революционной волны 1820-х годов, происходившей на европейской периферии. Испанская и Португальская революции 1820-23 годов, восстания в Неаполе, Палермо и Пьемонте 1820-21 годов имели ряд сходных черт. Это были военные мятежи, которые возглавляли офицеры и генералы, вдохновлённые либерально-освободительными идеями периода войны против Наполеона. Заговорщики опирались на недовольную армию и состояли в союзе с тайными обществами, лидерами которых чаще всего и были. Программы у восставших были одинаковыми: провозглашение конституции, ограничение власти крупных землевладельцев и духовенства, проведение прогрессивных реформ. Революционеры боролись с пережитками феодализма и реакцией, насаждаемой альянсом монархий, участников недавней антинаполеоновской коалиции – «Священным союзом» во главе с Австрией, Россией и Пруссией. Абсолютистский союз стремился не допустить более революций по французскому образцу и появления новых бонапартов.

Испанская революция началась 1 января 1820 года с мятежа полковника Рафаэля Риего в Кадисе. Вместе с новым 2020-м годом Испания отпраздновала 200-летие этого события. Полковник Риего возглавил восстание солдат, которые должны были отправиться в Латинскую Америку на подавление мятежных испанских колоний. Вскоре к полковнику присоединились другие воинские части. 7 марта военные окружили королевский дворец в Мадриде и заставили короля Фердинанда VII восстановить либеральную конституцию 1812 года. Риего стал генерал-капитаном Арагона и возглавил андалусские революционные войска. Обвинялся в попытке республиканского переворота, сидел в тюрьме, но под давлением сторонников был освобожден.

В 1823 году по решению Священного союза, посчитавшего эти события слишком опасными для стабильности в Европе, Франция ввела войска в Испанию. Риего возглавил армию для отпора захватчикам. Ему пришлось сражаться не только с интервентами, но и с местными роялистами. Рафаэль Риего был предан, схвачен, отдан под суд и повешен 7 ноября 1823 года.

Весть о казни была воспринята с радостью русским царём Александром I и его вельможами, что послужило поводом для написания Александром Пушкиным язвительной эпиграммы «На Воронцова». Декабристы считали Рафаэля Риего идеалом борца за свободу. В настоящий момент Риего является национальным героем Испании.

Вслед за Испанией началась революция и в Италии. В Неаполе в ночь с 1 на 2 июля 1820 года члены тайного общества карбонариев и военные поднимают восстание. Во главе восставших встал один из лидеров карбонаризма генерал Гульермо Пепе. Под давлением повстанцев неаполитанский король Фердинанд IV вынужденно присягает конституции, образцом для которой послужила испанская конституция 1812 года. Схожие восстания происходят в Палермо и Пьемонте.

В феврале 1821 года Священный союз принимает решение о вмешательстве в итальянские дела. Австрийская армия вторгается в Неаполитанское королевство. В результате измены армия Гульермо Пепе была разбита, сам генерал бежал и был заочно приговорен к смертной казни. Конституция была отменена, в Италии восстановились абсолютистские порядки.

По схожему сценарию разворачивались события и в Португалии. 24 августа 1820 года офицеры подняли военный мятеж в городе Порту. Восстание перекинулось на всю страну, повстанцы захватили Лиссабон. Учреждается Временная жунта (португальский аналог испанской хунты), которая созывает новые кортесы (парламент) и заставляет находившегося в то время в Бразилии короля Жуана VI принять либеральную конституцию. Конституция, также подобная испанской, отменяла инквизицию, привилегии дворянства, учреждала прогрессивную систему управления. В феврале 1823 года после начала французской интервенции в Испании сторонники абсолютизма поднимают контрреволюционный мятеж. В Португалии начинается период так называемых Мигелистских войн (1823-1834), названных по имени лидера монархистов принца Мигеля Броганского.

Восстание декабристов 14 декабря 1825 года было уникальным для Российской империи явлением, которое, однако, в контексте истории той эпохи представляется вполне закономерным. Восстания происходили в странах, где были сильны феодальные пережитки, но существовал слой оппозиционного дворянства и буржуазии, носителей передовых идей конституционализма. Восставшие, если и не были совсем «далеки от народа», то и не были ему достаточно близки. Последнее обстоятельство определило финал событий. Вместе с тем, российские декабристы не были оторванными от жизни мечтателями и авантюристами, как показано в новом фильме «Союз спасения». Эти люди вдохновлялись примером южноевропейских революций 1820-х годов, имели схожую программу преобразований и также рассчитывали захватить власть в результате военного мятежа – единственно возможного способа в условиях отсутствия революционной ситуации.

Иллюстрированная версия статьи находится на дзен-канале Volens Nollens.