Египет, 1995

Историк Владимир Махнач
Москва. Институт Иоанна Богослова. 1995 год.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, январь 2020.


БЕСЕДА ПЕРЕД ЛЕКЦИЕЙ

Средний, посредственный художник, но очень хороший детский писатель Юрий Вронский когда-то рассказал мне смешную историю. Он отдыхал с супругой в 70-е годы на Валдае близ тогда еще закрытой, естественно, обители. И вовсе не имея в виду никакой политики, спросил хозяйку, у которой они остановились, предположим, Елизавету Ильиничну (никто не помнит уже, как ее звали): «Какие же у вас праздники-то, Елизавета Ильинична?» «Много праздников», — ответила пожилая Елизавета Ильинична. Вронский старше меня, ему сейчас шестьдесят восемь, заметно старше, тогда он был еще относительно молод. «Много, — ответила старше его Елизавета Ильинична, — 4-го — Казанская Матушка, 5-го — Якова, брата Господня, 6-го — Всех Скорбящих Радости Матушка, 7-го-то ноября никакого празднику нету, 8-го — Димитрия Солунского…»

С прошедшими вас праздниками, братья и сестры. Вот понимаете, поразительно важно — вводить слушателей, особенно детей в круг календаря (взрослых тяжелее). Это касается моего курса, именно меня как культуролога. Я буду еще обращаться к календарю. Вот один мой коллега в одной московской средней школе, правда, в элитной школе (к сожалению, лучше бы во всех школах) меня совершенно потряс. Он пригласил меня прочитать три лекции по Византии для его старшеклассников. Я поразился тем, что он делал. Он на каждый день выписывал обе даты: чужого календаря, нам навязанного, не нашего календаря, так называемого «календаря нового стиля», то есть оккупационного календаря на самом деле, революционерского календаря, и русского календаря. И писал святых или иконы, просто на доске. Он вводил детей в календарь. Почему это важно? Я ему того не подсказывал, я многим подсказывал, но ему нет. Почему это важно? Потому что календарь есть живая связь культа и культуры, если прав отец Павел Флоренский (наша первая лекция), богослужения и нашей всей жизни, если культура — это все, что мы совершаем. Они связаны через календарь.

Студент: Площадь как правильно называть — «Октябрьская» или «Ноябрьская»?

Махнач: Да как угодно. Я обращаю ваше внимание на одну интереснейшую деталь, коллеги. Я буду сейчас достаточно убедителен. Мы не всегда обращаем на то внимание. В феврале 1918 года произошли три события, были изданы три декрета (постановления).

Как бы ни были неправы во многом правительства царской России, они были и православными, и русскими даже в худших своих проявлениях. Я не идеализирую их, и на самом деле никогда того не делал. И сейчас меня многие недолюбливают за то, что я указываю на ошибки царской России. В этом вы мне судьи, вы свободные люди. Какими бы они ни были, они никогда не были антирусскими и никогда не были антиправославными, даже такие неудачные режимы, как режим Александра Первого Павловича, например. Он принес большой вред будущей России, он создал Украину. Благодаря ему придумали украинцев, но он этого не хотел. Это ошибка государя.

Советская же власть (к началу 1918 года уже не первая революционная власть, не первая антирусская власть) с самого начала мечтала об уничтожении России. И вот в феврале 1918 года изданы три декрета: введение «календаря нового стиля» (календаря Григорианского) с 1 февраля 1918 года; отделение церкви от государства и школы от церкви; и декрет о реформе правописания в русском языке. И вот если вы соизволите сопоставить эти декреты вместе, вы получите поразительный результат, вы получите то, что мы сейчас имеем. Если Флоренский прав, корень культуры — это культ, она исходит из богослужения. Мы не можем не заметить, что инструмент культуры — это язык, для русских православных особенно язык, потому что церковно-славянский язык эллинизирован, он связан с греческим, с языком начала православия, о чем я вам уже осмелился сказать, но это дело других преподавателей. То есть, сразу наносится страшный удар по основанию культуры — календарю, инструменту культуры — языку и воспитанию в своей культуре — отделение школы от церкви. Сразу! Коммунисты торопились. А как иначе объяснить? Вас могут спросить: «Ну, может быть, «новый стиль» вводили, чтобы иметь международные отношения?» Да у большевиков тогда вообще не было никаких международных отношений, их же никто не признавал. Нет, они торопились попытаться разрушить русскую культуру всерьез, совсем всерьез, но не смогли, мы оказались крепкими. Неслучайно эти декреты изданы одновременно, в одном месяце.

Уместно заметить, господа, что никакого международного календаря вообще не существует, «ваще», как говорят нынешние дети. Его просто нет. Зимой, в январе начинается год у китайцев и неодновременно у японцев, у детей дальневосточной культуры и цивилизации. По-прежнему лунный календарь у иудеев. И потому у них новый год ездит по солнечному календарю туда-сюда. По-прежнему лунно-солнечный календарь у мусульман, лунный, поправленный по солнечному. Потому, заметьте, мусульманский год короче христианского. Ну, на все есть справочники, энциклопедии, пересчеты есть на год Хиджры. На это время тратить не буду. Все держатся своего календаря. Я уже не говорю о традиционных обществах, те держатся своего календаря, который вообще ни во что не переводится, как пигмеи, бушмены южной Африки. И только мы, православные восточные христиане, лишены за XX век своего календаря и пользуемся чужим, по сути календарем оккупантов. И наша с вами задача настолько убедительно показать это всем, чтобы хотя бы не сейчас, но очень скоро мы вернули свой календарь, как и правописание своего языка. Простите, отнял у вас время. Теперь я перехожу к Египту.

ЛЕКЦИЯ

Египетская великая культура или Нильская гидравлическая цивилизация — это одно и то же. Египетская культура создала Нильскую гидравлическую цивилизацию. Я ужасно ее люблю, о ней можно долго говорить. Но она описывается легко, потому потрачу на нее только одну лекцию, мне с ней проще. Назову основные книги. Академик Коростовцев, «Религия Древнего Египта». Он крупнейший египтолог, работавший в нашем отечестве. Он историк, естественно. Его давно нет.

Померанцева Наталья Алексеевна. Эта дама оказала мне честь быть моей учительницей. Я у нее учился. Она написала четыре монографии, много статей. Три монографии вышли за границей, хотя она не живет за границей, она живет здесь. Просто в нашем отечестве не нужны книги Натальи Алексеевны. Но одна книга есть. Длинное название, запишите — «Эстетические основы искусства Древнего Египта». Наталью Алексеевну православному историку читать будет всегда приятно, хотя бы потому, что она глубоко православная дама. Слава Богу, жива. Больше ничего. Наша египтология очень богата, не буду тратить ваше время. Есть и разные популярные книжки. Много чего есть.

Как я вам уже говорил в предыдущей лекции, Египет странный. Это сине-голубая лента Нила и ослепительно зеленая лента восхитительной растительности вокруг. Нил полностью и давно окультурен. А дальше мертвый песок, иногда оазисы, но дальше жизни нет. К западу находится страна мертвых. Нету возможности резко повысить продуктивность. Господь испытал смирение египтянина. Нету возможности резко повысить урожай, но и нету риска, что не будет урожая. Он будет, Нил принесет плодородный ил.

Египтяне создали поразительную и странную религию. Они создали религию, которая была полностью обращена к потусторонней жизни, к посмертию, к подготовке на тот свет. Вот Наталья Алексеевна Померанцева убедительно показала, что только египтяне приблизились к созданию иконы, то есть духовного портрета. Его создали православные христиане. Больше никто в мире духовного портрета не создал. Только православные иконы — это портрет духа, не портрет души, психики, а портрет духа. Но приблизились к этому египтяне. Их результат — Фаюмский портрет. Можете пойти в Музей изящных искусств на Волхонке и посмотреть Московские фаюмы. У нас потрясающая коллекция. Я думаю, что в Лувре поскромнее, чем в Москве. Посмотрите. Это погребальные портреты, они клались в погребения. Вот египтяне вплотную подошли к иконе. Дальше мог продвинуться только православный христианин, дальше появилась икона. Но заметьте, то сделали египтяне, а не кто-то иной. В маске они стремились к тому же. К сожалению, их почти нету. Есть маска Тутанхамона, но масок мало.

Есть великий, не постесняюсь этого слова (но вы опять-таки можете не говорить «великий»), немецкий философ нашего столетия Вальтер Шубарт. Первая его книга о России уже вышла на русском, и даже вторым тиражом. Он не был православным, но жутко любил Россию, за что и пострадал. Он жил в Прибалтике, и когда туда пришли сталинские войска, его вывезли, он погиб на зоне. Но молиться о нем, несомненно, можно, потому что жена его была православной, и он очень любил Россию. Видимо, не считал нужным переходить из лютеранства в православие. Душа у него была, конечно, православная. Так вот, Вальтер Шубарт создал поразительную классификацию религий по отношению к посмертию, то есть, как у нас здесь и что будет с нами там, простую, но безумно интересную, по-немецки простую. Бывают религии четырех типов:

Здесь хорошо, там плохо. С одной такой мы уже познакомились. Это религия Месопотамии. Мы к ней еще вернемся в следующей лекции. Здесь хорошо, а там сидишь, поджав пятки, на глинобитном дворе, в темноте, вечно, на корточках. Впрочем, примерно то же самое у греков. Только греки не сидят, а ходят в темноте, без эмоций, гуляют.

Здесь плохо, там хорошо. Это абсолютное представление индусов, но классических индусов, конечно. Название книги Шубарта забыл, простите. Потом скажу. Да, да, «Европа и душа востока», спасибо, Павел.

Здесь плохо, и там будет плохо. Это буддизм. Если в нирвану не вырвешься, то здесь плохо и там будет плохо. Разве не так? Это также греки неоплатоники.

И крайне редкие религиозные системы (они почти не встречаются) полагают, что здесь хорошо, и там будет хорошо. Кстати, здесь плохо, а там хорошо — это также мусульмане, это ислам. И редчайшая религия — здесь хорошо и там будет хорошо. Да, вы правы, это также точка зрения христианства, но это точка зрения христианства на уровне преподобных отцов, святых отцов, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста. Но большинство христиан, к сожалению, полагают, что здесь плохо, а только там будет хорошо. Никуда не денешься! Если же разбирать христианство схематически как религиозную систему, то конечно же, здесь хорошо и там будет хорошо. Но христианин, даже если это знает, он в это не верит, к сожалению. Браво! Великолепный вопрос!

Студент: А если тут хорошо и плохо, и там хорошо и плохо?

Махнач: Коллега, я не богослов, прошу простить меня. Я историк, мои задачи другие. А на вопрос, кому хорошо и кому плохо, христианин же не ответит. Одному хорошо, а другому плохо? Кому хорошо? Березовскому? Так может ему как раз совсем плохо! Он просто болван этого не замечает, что совсем уже плохо. А вы считаете, что ему очень хорошо. Вот и поговорите на эту тему. Но думаю, что гораздо больше того не замечает не Березовский, а Путин, что дела совсем у него плохи.

Египтяне же точно не сомневались, что здесь хорошо, и там будет хорошо. Они безумно любили свою Черную землю. Египет (;;;;;;;;) — слово греческое. Они называли себя «Кемт» или «Та-кемт» (все египетские произношения условны), то есть «Черная земля». Они любили свою Черную землю безумно! И понятно почему. А вы поживите в стране, которая вся лежит в долине реки, а дальше мертвая пустыня. Они были истинными героями, потому что они ходили в морские путешествия, а каждый житель Египта безумно боялся умереть не в родной земле. Представляете, каким надо быть героем, чтобы идти в морское путешествие, зная, что рискуешь умереть не в Черной земле. Нам и не снится их героизм.

Они знали, что в Черной земле хорошо, они искренне в это верили. Они же не переламывались от труда. Их труд был умеренным. Я рассказывал вам об этом, еще раз напоминаю. И знали, что труд в загробной жизни будет еще более приятным. Они много чего понимали, были поразительно тонкие богословы. Они понимали, что этот прекрасный Нил есть только отражение небесного Нила, который течет по Полям Иалу. Они знали, что там жить будет еще лучше. И очень легко объяснить, как они себе это представляли. Представьте себе, что вы всю жизнь ковыряетесь в подзолистой почве, обдираете себе руки, надо рубить сорняки и выдирать корни на своем участке, не на вшивых шести сотках, а на нормальных тридцати, скажем, сотках.

Студент: Извините, пожалуйста, но мои сотки на русской земле не вшивые.

Махнач: Не обижайтесь на меня, я не хотел вас обидеть, и тем более не хотел обидеть Русскую землю. Вы имеете в виду, что вас обокрали и дали вам только шесть? Я скорблю, потому что для меня шестисоточный надел — это коммунальная квартира в сельском варианте. Я вот это имел в виду.

Студентка: Это понятно, конечно. Не отвлекайтесь, Владимир Леонидович.

Махнач: Так вот, и вдруг вы помираете, и дальше должны заниматься тем же, но на уровне подоконника, тем же самым сельским хозяйством, но только легко и без утомления. Они вообще хотели себе такой жизни, они хотели того же самого, выращивать растения, гулять с животными. У них масса божеств покровителей стихий и животных. Как вы помните, наверное, собака, самое надежное и преданное домашнее животное — Анубис, кошка — Баст. Они безумно любили животных и растения, безумно любили природу. Они были странный, по-своему интересный народ, прожили же они свои три с половиной тысячи лет. Они предполагали, что если подготовиться, если приготовиться к переходу в иной мир, то будешь жить на Полях Иалу, с небесным, подлинным Нилом. Это глубокая богословская мудрость. Будешь жить вот так же, но только легко.

Там было много наивного. В частности, они делали ушебти — статуэтки, раскрашенные человечки, из дерева, из глины. Это будущие слуги, такой наивный вариант их религии. Их клали в могилу, клали фараонам, их клали простому крестьянину. Это те, кто будут в том мире за тебя выполнять тяжелую работу. А ты будешь делать только приятную работу, выращивать растения и ходить за животными. Чем больше аристократ или простой крестьянин готовился к загробной жизни, тем больше ушебти клали в его могилу. В свободное время, которого у них было много, резали из дерева или лепили из глины новых ушебти. Можете в том же Музее изящных искусств посмотреть большую коллекцию ушебти.

Я раз и навсегда был потрясен глубиной их богословия, еще студентом, это было давно, в 1973 году, почти тридцать лет назад. Обратите внимание на такую деталь. Они строили пирамиды, начали строить во времена 3-ей династии, возвели самые грандиозные во время 4-ой династии. Это рубеж I и II века 3-го тысячелетия до Р.Х. Потом перестали строить. Почему? Первая настоящая пирамида принадлежит 3-ей династии фараона Джосера, которую возвел великий Имхотеп, архитектор и врач, позднее обожествленный. Греки Имхотепа отождествили с Асклепием, он же римский Эскулап, божественный врач. Почему все крупнейшие пирамиды построены фараонами следующей 4-ой династии Древнего царства? И все. Дальше нашествие. Я понимаю, все бывает. Иноземные династии. Но почему-то, когда иноземцы изгнаны, больше не строят пирамид. Три крупнейшие пирамиды Гизы фараонов 4-ой династии: Хеопса (Хуфу в современной, условной огласовке его египетского имени), крупнейшая, Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура).

Между прочим, у них почти у всех в именах солнышко. Это светлая религия. Солнце — Ра. Атон? А это солнечный диск, извините. У них «ра» в именах Хафра, Менкаура, Джедефра, который не успел построить свою пирамиду. Да, я отношусь серьезно к тому предположению, что слово «ра» (солнце, свет) из праязыка Адама и Евы. Только я вам этого не говорил. Слишком часто оно повторяется в разных языках, в частности, когда мы кричим ура. И заметьте, на все египетские имена и названия есть два-три разных прочтения, а на «ра» нет.

Студент: (неразборчивый вопрос о японцах).

Махнач: Да, в транслитерации с японского иногда пишем «с», иногда «ш», например, Сикисима — Шикишима. Непонятно, как произнести правильно. А в древнеегипетском вообще все условно, но для «ра» никогда не предлагалось другого прочтения ни одним египтологом. А я не египтолог. Да, японцы тоже очень любят природу, деревья, животных. У японцев это связано с их синтоизмом. Их религия эстетическая. Совсем маленького японца учат, например, сейчас, в XXI веке, наклонившись, греться над жаровней. Потому у них аристократическое времяпрепровождение — раскрыть шторки на лоджии, а прежде ширмы на двор, и созерцать зимнюю природу. Это холодно. Русскому человеку в голову такое не придет. Им же приходит. Но это синто. Да, там тесно, в Японии очень тесно, сто пятьдесят миллионов на скалах.

Но вернемся в Египет. Итак, я был потрясен многими поразительными аспектами религии Древнего Египта. Не их мифологией. Она простенькая, она менее интересна, чем греческая, и я не буду уделять ей время. Вы можете найти ее. Есть куча книг. Не их мифологией, а как раз их догматикой, их проникновением в сущность творения. Вот это поражает. Почему они все-таки строили великие пирамиды во времена Древнего царства, а когда выгнали противников, перестали их строить? А очень просто. Дело все в том, что сменился этнос, этнос египтян Древнего царства и этнос египтян Среднего царства — это разные этносы. Это моя вторая лекция и гумилевский материал. Да, культура осталась прежней, но каждый этнос создает свои стереотипы поведения.

Студент: В таком случае нация начинает вымирать?

Махнач: Конечно нет! Новый этнос и есть новая нация. Мы не киевские русичи XII века, но у нас одна культура, и мы их наследники. Этнос сменился. И вот то же самое произошло при переходе от Древнего царства к Среднему в Египте. Мы даже не можем изучать этнос древних египтян. А мой коллега и друг Марочкин сделал предположение, которое я вам дарю. Оно не опубликовано, то есть, публиковать не имеете права. Он предположил, что египтяне вторые, то есть египтяне Среднего царства — это единый этнос, а египтяне первые не существовали, было два этноса — верхние египтяне и нижние египтяне, жители верхнего Египта и жители нижнего Египта. То есть, Египет есть первый в мире опыт создания империи, из двух дружественных этносов. Марочкин — русолог, русист. Все египтологи говорят, что опровергнуть это невозможно. Доказать тоже будет невозможно никогда. Потому двойная бело-красная корона царей фараонов Древнего Египта — это символ единства империи, это объединение двух корон верхнего и нижнего Египта, не почему-нибудь, а потому что это два разных народа. Эту корону знают все. Может быть даже, что один народ пришел из Африки, а другой из Азии. Даже это возможно.

Так вот, сменился этнос, и он скорректировал свои религиозные представления. Дело все в том, что живой фараон для египтянина Древнего царства — это воплощение Гора. Потому его имя пишется в овальном картуше, с соколом сбоку. Сокол — животное бога Гора, бога-победителя. Живой Фараон — это Гор. Но умерший фараон — это его отец Осирис (или Озирис, все произношения условны). Первый фараон, то есть родоначальник египтян, который отдал жизнь за Египет (царская жертва, вспомните мою лекцию), был разрублен на части мерзавцем Сетом, владыкой тьмы, то есть, прости Господи, сатаной. Но Сет был побежден Гором.

(короткий пропуск в записи)

Что же изменилось? А очень просто. Дальше мы достаточно знаем, дальше папирус пошел, дальше текстов много. Дело в том, что для египтянина Древнего царства фараон становился Осирисом, а для египтянина Среднего царства каждый праведный, разумеется, и подготовившийся к смерти египтянин становился Осирисом, отождествлялся с Осирисом, и потому необходимость в строительстве великих пирамид отпала.

Нам внушали в школе, и вам, и мне, что строительство гигантских заупокойных сооружений, гигантских пирамид — это стремление возвыситься. Ну, хорошо! Чего же тогда они, цари-то, возвышались, возвышались, возвышались, а затем совсем возвысились, и все что ли? А дальше почему нет? Почему у 5-ой и 6-й иноземной династии, почему у фараонов 8-й, 9-ой династии нету великих пирамид? Маленькие есть. Есть заупокойный храм царицы Хатшепсут, например. Там маленькая пирамидка была. Почему не строили гигантские «высоты» (так называли по-египетски пирамиды)? Потому что изменились религиозные представления, потому что во времена Древнего царства полагали, что фараон отождествится с Осирисом и тем самым, как поводырь, уведет своих соплеменников к небесному Нилу, на Поля Иалу. А когда выяснилось, что есть другая богословская точка зрения, что каждый египтянин отождествится с Осирисом и сам пойдет на Поля Иалу, если праведный, если выдержит все испытания, то в поводыре надобность отпала. Как если бы римо-католики сейчас решили, что папа Римский никак не наместник Господа на земле, а каждый Жан, Жорж, я сам наместник Господа на земле, я сам припаду к его стопам. И тогда большая надобность в папе отпала бы. Здесь я как раз изложил православную точку зрения на римское католичество.

Студентка: А какова была роль женщины в победе Гора?

Махнач: Гор победил Сета, и Гор собрал куски царства своего отца Осириса. А женщина там какими-то магическими средствами типа нашей живой воды его поливала, и он сросся. Каждый фараон с тех пор все равно Осирис, как только умирает, но необходимость строить для одного Гора, становящегося Осирисом, пирамиду отпала.

Но это еще не все. Я гораздо более был потрясен, когда познакомился с Мемфисским папирусом, конечно в переводе. Он Среднего царства, он называется в науке «Мемфисский папирус» или иначе «Мемфисская теология». Это космогонический текст, рассказывающий о сотворении мира. Коллеги, рассказываю сейчас о сотворении мира. И вот там конечно дух захватывает. Бог Птах (иначе Пта) творил мир, бог-демиург не высшее божество, ему поклонялись мало, поклонялись Ра в его отождествлении с Амоном, в отождествлении с Атоном. Бог с ними, египтяне сами запутались в своей мифологии. Но творил сущее именно Птах, и интересно, как он это делал. Я рекомендую вам записать, а еще больше рекомендую подробно прочитать у Коростовцева, если будет время. Птах называл вещи, он давал им имена, и тем он творил их!

Заметьте, господа, что этого нету в Ветхом завете, о том, что слово творит, нету в других языческих религиях, ни у кого нету творящего слова. Ни в Месопотамии, ни у греков, ни у римлян, тем более у китайцев. Этого нету в Новом завете до четвертого Евангелия святого Иоанна Богослова, где он прямо начинает Словом и Словом заканчивает. Только святой апостол и евангелист Иоанна Богослов, — я говорю перед его иконой, а мы находимся в учебном заведении его имени, — только Иоанн Богослов открыл нам, что Слово — имя Божье, но и что слово творит, оно действует. Что Слово — имя Божье, пожалуй, никто не знал до Иоанна Богослова, в том числе строгие единобожники Ветхого завета, заметьте, не знали, что слово — творец, что словом творится мир. А египтяне загадочным образом это знали. Ну, каким загадочным? Я принимаю концепцию повреждения. Они были единственным народом, которой это помнил. Они просто это помнили. Посмотрите в Книге Бытие. Там же есть всегда повеление в этом, кроме одного места: И сказал Бог: да будет свет. Дальше идет повеление, о котором мы говорили: И повелел земле, и повелел воде произвести по роду их рыб морских, зверей земных и птиц поднебесных. Там есть указание. Оно загадочно. Я дальше ухожу в область богословия, в чужую область, но подозреваю, что мы все-таки зря полагаем, что ангелы не имеют творческого дара, подобного людям, потому что я в никакую творящую землю или воду не верю, а вот творящих ангелов я могу себе представить. Но я вам этого не говорил, это моя точка зрения, больше ничего. А здесь, у египтян мы встречаемся с тем, что Бог творил, просто называя стол столом, и стол возникал, грубо говоря, примитивно говоря.

Египтяне были вознаграждены за свою религию великим множеством дарований. У них был солнечный календарь, первый в мире. И все календари, в том числе наш календарь происходят от египетского. У жителей Месопотамии был календарь лунный, со всеми его ответвлениями. Позднее создали лунно-солнечные календари, то есть скорректировали по солнцу лунные календари, не могли отвязаться. Тех, кого заинтересует это всерьез, отсылаю к книге блестящего нидерландского исследователя Ван-дер-Вардена «Рождение астрономии». Книга посвящена именно календарям. Египтяне так доверяли солнцу, так любили, так чтили солнце, что они создали солнечный календарь. У них, кстати, только в поздний период под влиянием соседей появились месяцы, прежде не обращали на Луну внимания.

Есть серьезные основания подозревать, что в Египте до евреев была семидневная неделя. Это уж совсем серьезно, да? Значит, что-то они помнили о Господе Творце.

Студентка: А вот у нас на Ветхом завете отец Лев говорил, что, скорее всего, египетские жрецы знали, что Бог един, потому что есть тексты, где утром я тебя называю так, в обед так, обращаясь к Богу, что все остальное было как бы для простолюдинов.

Махнач: Я практически то же самое вам и говорю. Более того, отвечая на ваш вопрос, есть распространенная точка зрения, что единобожие (страшно подумать, все-таки Петр великий) пытался ввести фараон Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон. Современные тонкие египтологи считают, что он был проклят, имя его было предано забвению, вычеркнуто отовсюду вовсе не за это, а за то, что и без него знали, что Бог един, а он это примитивизировал, он вместо единого, сложно понимаемого Бога предложил идола. Эту версию мне рассказывала Померанцева, она существует в современной науке. Дело вовсе не в том, что он пытался от политеизма перейти к монотеизму. Скрытый монотеизм существовал, и Господа почитали, но Аменхотеп неслучайно же объявил себя Атоном, не принял имя Ра, то есть принял имя не Солнца, а солнечного диска, зримого идола. Все подчинились, царь все-таки. А когда он помер, тут с ним и расправились. Эта гипотеза выдвинута довольно давно.

Эта культура мало изменялась, но очень много в себя включала. У них была великолепная живопись. Гуси на фресках сохранившейся гробницы Древнего царства так прекрасны, что нравятся даже всем детям без исключения. Два гусика таких замечательных. Наверняка они больше живописали, гораздо больше. Их соседи из Месопотамии, не говоря уже о соседях нубийских южнее, ливийских западнее ничего такого не умели, а египтяне умели. Возможно, они дали жизнь или хотя бы толчок культуре древних критян, о которых я обязательно буду читать отдельную лекцию, — критян, или эгейцев, или минойцев, то есть догреческих обитателей Крита.

Мелкая скульптура, мелкая пластика египтян прекрасна. Мы до нее не дотягиваемся сейчас, хоть и выпендриваемся. Сходите в Музей изящных искусств. Они туалетную коробочку-ложечку для благовонных притираний делали такой красоты! Мы сейчас такую сделать не умеем.

Они умели все. Их культура плавно вытекала в цивилизацию. Они точно плавали до южной Африки. Это их цивилизация, их умение, их знание светил. Ну, естественно, поклоняться Ра и не знать светил невозможно. Они плавали до южной Африки. Это доказательно, есть вещи южноафриканского происхождения, найденные в Египте. Были ли они в Америке, не знаю. Такая гипотеза есть. Как вы знаете, наверное, ее пытался доказать Хейердал. Она правдоподобна. Но она из тех гипотез, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Они много чего могли.

Они были удивительно недрачливыми. Вы знаете, что этнос проходит разные фазы (вторая моя лекция). Они были на редкость недрачливыми. Они не стремились воевать тогда, когда точно могли победить. Это было в их культуре. Нет, они не были какими-то пацифистами. Они не были нами с вами, которые позволяют драной, разбойной Чечне с собой так обращаться! Думаю, что даже очень слабый фараон уже перебил бы всех чеченцев, живи он сейчас. Но они не стремились воевать, завоевывать. Они утверждали свое влияние, но не более. Тут был и момент религиозный. Египтяне не были рабами, а фараон традиционно гордился тем, что он управляет свободными людьми. А если начнешь воевать, значит, будешь привозить военнопленных, значит, у тебя появятся рабы, и ты не будешь управлять свободными людьми. Понятна логика, да? Тут был момент религиозно-этический. Но, видимо, не только. Были большие достоинства в их религии, которая вплотную подошла к христианству и христианской иконе.

Студент: А вот Иосиф Прекрасный продал весь Египет фараону в рабство.

Махнач: По поводу вашего вопроса, кажется, сэр Арнольд Тойнби заметил следующее, и тут я с ним согласен. Это не кощунство, немножко вольнодумство. «Я готов допустить, — написал сэр Арнольд, — что Иосиф был вторым человеком при фараоне, но фараон-то был в это время гиксос», то есть семит, близкородственный предкам евреев.

Да, слово «евреи» значит «пришельцы из-за реки». Вторжение гиксосов в Египет было в XVI веке, тогда жили предки евреев, а не евреи. Разумеется, я не считаю Авраама евреем. Он предок и арабов, а не только евреев. Да, тогда слово «еврей» не годится, согласен, но это наша с вами слабость. Слова меняются, это наши слабости. Евреи — это серьезно, к сожалению, это и сейчас серьезно (смех в аудитории). Но дело в том, что евреи начинают свою историю как народ с Моисея, с Исхода. А то, что происходило до того, это история их предков. У нас тоже есть предки, у всех есть предки.

Студентка: Владимир Леонидович, продолжайте, пожалуйста!

Махнач: Да нет, ничего страшного. Хотя не люблю вопросов посреди лекции, но все три вопроса были по делу. Они только уточнили мою лекцию. В данном случае я благодарен за них. У нас получилась счастливая встреча по милости Божией.

Так вот, мы уже отметили, что вслед за их поразительной религией и поразительной сельскохозяйственной культурой мы видим, что они мастера множества искусств. Притом другие народы не скоро доберутся до такого уровня. И что очень интересно, они сохраняют веками, не до конца, конечно, не до эллинистического, даже не до ассирийского и иранского Египта, но долго сохраняют традиционное общество и традиционную монархию. Об этом буквально несколько слов, времени мало, пора заканчивать. У них были профессиональные чиновники, профессиональные жрецы, профессиональные военные, научившиеся кроме пехотного боя колесничему бою. Первые колесничие были арийцы, все остальные учились у арийцев, у древнейших арийцев, потому что они первые коневоды. Египтяне успели у них научиться. Поразительно, что при таком развитом государстве у них очень долго сохранялось традиционное общество и традиционная монархия. Помните, что я читал о традиционном обществе? О малых возможностях традиционных монархов. Я отношу фараонов к категории сакральных монархов. Если вам будет интересно, читайте мой курс «Историко-культурное введение в политологию», лекцию о монархии. Один экземпляр есть в библиотеке, и в интернете на двух или трех названных сайтах. Я обращаю там внимание, что халиф классического ислама, первые халифы — это сакральные монархи. И фараон Древнего Египта — это сакральный монарх. Первая функция традиционного монарха — отец. Первая функция деспотического монарха — генерал. Первая функция сакрального монарха — жрец. В Египте сакральный монарх — классический. Да, в Египте были фараоны-реформаторы, фараоны-полководцы, были фараоны тонкие дипломаты. А также были бездарные фараоны, фараоны-дураки. Всякое бывало. С любой страной Господь играет немножко. Но все равно, каким бы выдающимся полководцем ни был фараон, его первая функция — жрец. Фараон есть олицетворение жизненной силы всего Египта. Он Гор, сокол Гор. Потому если фараон зажился, обычно то наступало, когда он правил полные десять лет и еще не помер (у одного то наступало в шестьдесят, у другого в восемьдесят, у третьего в тридцать лет), он должен был восстановить свою жизненную силу, и для того совершал «хеб-сед», то есть, он бегал. Для того возводили специальный коридор с колоннами, хеб-седный портик, и он в этом портике, в этой высокой, жутко неудобной, красно-белой короне, как миленький, бегал. Одеждами они там себя не обременяли, там тепло. Мужчины обычно ограничивались опоясыванием. Пожилым полагалось длинное опоясывание, до пяток. Молодые опоясывались до коленок. Если фараон был пожилым, то, наверное, его опоясывание было длинным. И вот по пояс голый, хорошо хоть дышать можно, в высочайшей короне он бегал свой хеб-сед, то есть восстанавливал, возрождал силу царя. Это делал каждый год каждый фараон, даже самый деспотический.

Кстати, пометьте себе на полях, история Египта не знает ни одного тирана. Даже история России знает, хотя у нас было не много тиранов, только два до «совка». Обычно в истории каждой страны есть тираны, в истории Египта же тиранов нет, бывали только более жесткие фараоны.

Каждый год каждый фараон садился в лодку, сам, один, выгребал на середину Нила, пел приличествующий гимн или гимны (текстов нет, религиозных гимнов было довольно много) и кидал в воды Нила папирус с повелением Нилу разлиться. И Нил, что характерно, разливался. Но заметьте себе не это. После того фараон шел на свое поле, брал мотыгу, обрабатывал маленькое, символическое поле, потом его засевал. И заметьте, что не было ни одного прецедента, чтобы фараон не повелел Нилу разлиться, не посеял просо, не совершил хеб-сед. Думаю, что иначе его немедленно убили бы, а потом трижды мудрые жрецы придумали бы объяснение трагедии, что произошло невозможное, что в нашего доброго царя вместо Гора вселился Сет, и потому пришлось его убрать. Больше такого никогда не будет, будем молиться Осирису и Гору, и следующий фараон будет конечно Гор. Я знаю, что такого не было. Никто не нарушил своих ритуальных обязанностей. Почитаемый, как живой бог, царь исполнял все божественные обязанности, иногда даже царицы.

Здесь маленькое наблюдение. Именно на истории Египта убеждаешься в том, что женщина желательно не имела бы негативных избирательных прав, позитивные же пусть имеет. Надо сказать, что в XIX веке, еще недавно женщины почти нигде не имели избирательных прав. Это за XX век вы, мои радости, обрели избирательные права на свою голову. Я доверяю здравому смыслу женщины и считаю, что женщина должна обладать правом выбирать, но женщина в нормальной, свободной стране категорически не должна иметь права быть избранной, потому что женщина может быть премьер-министром, как госпожа Тэтчер, но для того она должна быть а) не женщина и б) не мать. А я не доверяю женщине, которая не женщина и не мать, категорически не доверяю. Если уж я беру такую больную тему, значит, я правду говорю. Так вот, Египет иллюстрирует мое утверждение. В истории Египта известно пять правящих цариц, то есть, которые сами правили, а не были супругами правителей. Одна из них — великая Хатшепсут, которая устраивала морские экспедиции, при которой весь окружающий мир вплоть до Ассирии ходил под ее дудку, строем. Есть ее изображение с бородой. Нет, у нее не росла борода. Но так как она была фараон, а не шиш с маслом, то она надевала бороду. Она ее прикрепляла к своему лицу прекрасному, наверно, за ниточки, чтобы исполнить те функции, которые должен исполнить фараон. Судя по всему, дама была красивая. Но на одну великую Хатшепсут приходится еще четыре имени. На всех этих дамах кончилась династия, на всех четырех! Последней из них была Клеопатра. Я помню их имена, я все же очень люблю египетскую историю. Их звали Таусерт, Нитокрис, которая, кстати сказать, попала в древнерусскую литературу, в какую-то нашу литературу XVII века. Вот чудеса, да! Бог меня наказал, забыл имя третьей. Начинается на «Нефер». Я забыл, как крокодил по-египетски. Нет, не Нефертити, она не была правящей, с ней было все в порядке, она была супругой фараона Аменхотепа IV. Нефертари была супругой Рамсеса Второго, великого полководца. Но как же крокодил по-египетски? Я хотел красивую историю вам рассказать. Ну, прокололся, ну, простите. Короче говоря, на четырех из них, на всех закончилась династия, на двух из них закончились царства, то есть крупные эпохи, на трех закончились эпохи, и на Клеопатре закончился Египет. Потому дамам не надо быть во главе государства. Притом не повезло и той даме, которую не могу вспомнить, несмотря на то, что ее имя значит «Прекраснейший крокодил». Я не могу вспомнить слово «крокодил», но прекрасная — «нефер». Все на сегодня.

И помните, что все это ценой того, что они всю жизнь готовились к загробной жизни, к переходу в иной мир. Они жили одним — подготовкой к переходу в иной мир. А, вспомнил, наконец! Ее звали Нефрусебек. «Себек» значит крокодил, а она Прекраснейшая крокодилица.