Протогорода и гидравлические цивилизации, 2006

Историк Владимир Махнач
Москва. 28 апреля 2006 года.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, декабрь 2019.


ПРОТОГОРОДСКИЕ КУЛЬТУРЫ

Наша сегодняшняя тема двойная, потому что в принципе можно говорить по пол-лекции на эти темы. Итак, о протогородских культурах. Мы касались уже этой темы. И я не то чтобы сторонник, я не специалист, но приближаюсь к тем историкам, которые полагают, что город существовал большую часть истории человека. И может быть, даже Адам, который прожил тысячу лет согласно Писанию, застал первые города, основанные и построенные конечно не им, но его прапраправнуками. И то правдоподобно. То есть, где-то от одной до двух тысяч лет человек жил вне городской среды, то есть, гораздо большую часть своей жизни человек жил, уже имея города. А десятки тысяч лет существования вида homo sapiens sapiens вызывают очень сильные сомнения.

Итак, что мы имеем? Мы имеем, конечно, археологию. Частично она привязана к священной истории Ветхого Завета. Я сегодня опишу вам три протогородских поселения. Очень жалею, что у меня нету сегодня доски, я ничего не смогу нарисовать, но это могут преодолеть уже те, кто будет работать с моим материалом. В конце концов, вставить зрительный материал несложно.

Пока что на роль древнейшего поселения претендует Иерихон. Его датируют даже 8-ым тысячелетием до Рождества Христова. Честно вам скажу, я в это восьмое нисколько не верю, и оно ничем не подтверждается. Но во всяком случае в 6-ом тысячелетии Иерихон уже существовал, тот самый Иерихон, чьи стены были опрокинуты звучными трубами евреев, наступающих на него. Иерихон находится в совершенно неслучайном месте. Это место называется «Благодатный полумесяц». Так как современные западные европейцы боятся слова «благодать», то его начали называть «Наилучшим полумесяцем», «Плодородным полумесяцем». Это то же самое. А почему собственно благодатный? И почему полумесяц? Это дуга, которая простирается от Синайского полуострова через Палестину и Сирию, приближается к Месопотамии и заканчивается в нижней, южной части Иранского нагорья.

Что захватывает эта дуга? Во-первых, она захватывает Богосошественную гору Синай, где Господь вручил Скрижали Моисею. Она захватывает Палестину и Трансиорданию, то есть место жизни первых праведных народов. Она проходит через Сирию, которая была местом пересечения всех великих культур: месопотамской семитической, древнееврейской, древнеегипетской и древнеиранской. Кроме того, она приближается к Месопотамии. А Месопотамия, как мы уже как-то отмечали, — это место земного рая, — место, где согласно первой книге Библии, книге Бытия, уже протекали реки Тигр и Евфрат. Земной рай был перемещен оттуда, но все-таки это место святое.

Так вот, эта дуга мистически пропахивает земли, почитаемые и христианами, и мусульманами, и иудеями. Но пропахивает их и в рациональном понимании, потому что Полумесяц благодатен еще и потому, что там жили дикие предки самых старых животных, которые стали друзьями человека. Самое древнее домашнее животное — это конечно собака, и самое близкое человеку животное — собака. И где собака встретилась с человеком, никто не посмеет сказать, это непонятно. Скорее всего, она встретилась с охотником или со скотоводом.

За собакой к человеку сама пришла совершенно загадочная кошка и просто начала с ним рядом жить в свое удовольствие. Она сама выбрала человека, а не человек ее, человек бы без нее прожил, но кошка решила иначе.

А за собакой и кошкой пришли древнейшие домашние животные — осел, коза, овца, может быть, онагр, похожий на осла, тоже мелкий эквид. А других животных у человека несколько тысяч лет и не было. Это притом, как я говорю, что продолжительность жизни человека никак не больше 10 тысяч лет. Об этом мы будем еще говорить. Крупные эквиды, то есть лошади, и крупный рогатый скот были одомашнены намного, намного позже, где-то в 3-ем тысячелетии до Р.Х. арийцами, великими скотоводами, верблюд — еще позже арабами. Это уже хорошо.

Именно в этих землях произрастали древнейшие злаковые. Вот почему Благодатный, вот почему Богоизбранный. Это рожь, ячмень, овес, их дикие предки, а в самой северной части, в иранской — пшеница. Это иранское растение. Кроме того, там росли некоторые предки овощей, приправ. Во всяком случае дикий лук и чеснок в Палестине, Трансиордании, Сирии встречались в изобилии. То есть, там было жить неплохо. Учтите, что там еще росли смоквы. Они же по-гречески фиги, а мы, русские, почему-то называем их по-турецки «инжир». У меня в доме, на окне растет смоковница. Растет и самое питательное, самое ценное, драгоценное растение на планете. Это финик (мы к нему еще вернемся), финиковая пальма, а ей нужно очень много тепла, она не везде растет. Она, конечно, может расти на нашем черноморском побережье, но только фиников не дает, она-то растет, но не плодоносит.

ИЕРИХОН

И вот так в этом очень выгодном месте, одновременно сельскохозяйственном и торговом, возник, как я все-таки осторожно предполагаю, в 6-ом тысячелетии до Р.Х. протогород Иерихон. Почему собственно слово «город» и почему протогородские культуры. Дело в том, что городом на протяжении очень длительного времени считалось укрепленное поселение, могущее защищаться за стенами. Само русское слово «город» (глагол: «городить») значит укрепление. И если мы встречаем в летописи утверждение, что князь такой-то, например, Владимир Мономах в 1108 году «срубил» город Владимир, то не значит, что он его снес, но то и не значит, что он его построил. Он стены воздвиг. Там люди уже жили, конечно, но место было подходящее, и князь велел срубить крепость. Возможно даже, что и сам в те замечательные, наивные времена тоже топорик в руки брал и чего-нибудь рубил, как и дружинники и бояре его, ну и простой люд. Нам бы в те времена сейчас!

Так вот, город — это укрепленное поселение. Потому в археологической науке, если раскапывают остатки города, то говорят «городище», а если остатки сельского поселения, не укрепленного, то говорят «селище». А также имейте в виду, когда вы встречаете на карте название «Городок», то там деревня, или названия «Городня», «Городище» тем более, бывают и такие названия. У нас в Московской области таких несколько, могу вам указать, где они находятся. В частности, после того как исчез город Радонеж, село на его месте не один век называлось Городок. И только уже в наше время из почтения к Преподобному его назвали Радонежом, а также железнодорожную станцию. А на самом деле было село Городок, и храм был села Городок, а вовсе не Радонежский. Это все указание на то, что там была крепость, хотя бы маленькая. Может быть, не полноценный город с купцами и ремесленниками, но крепость была, куда бы вы ни поехали, встречая такое название.

Так вот, Иерихон был и укреплен, был и на выгодном торговом пути. Это способствует образованию города. И он был в великолепной сельскохозяйственной местности.

В Иерихон едешь по пустыне Намиб, она же Иудейская пустыня. Вообще-то в ней что-то растет, но мало. Она вся серая. Она даже не желтая, как наши среднеазиатские, южные пустыни бывшего Советского Союза, она серая. А еще там очень грязно. Я не видел таких грязных дорог нигде, кроме Советского Союза и государства Израиль. Нет, там все же хуже, потому что вдоль обочины дороги шелестят и катаются выкинутые в окно автобуса или автомобиля баллоны от минеральной воды, сока, «Кока-Колы», пакеты от каких-то чипсов. Это создает еще то впечатление. Это место и при Спасителе было мертвым местом. Противное место — эта Иудейская пустыня.

И вдруг происходит нечто невозможное — кругом шелестят листьями пальмы, внизу трава, все цветет и пахнет. Вы ворвались в оазис Иерихон. Крепости там уже нет, но оазис на том же самом месте. Так было и тогда, город попал, куда надо.

Кстати, специально для снимающих, для монтажа. Я оговорился. Это пустыня Негев, а пустыня Намиб находится в южной Африке. Я хотел назвать Иудейскую пустыню правильным названием. Это пустыня Негев. Старею.

Так вот, там понимаешь, что ты в другом мире. И мне в глаза больше бросились финиковые пальмы, а не то, что там оружие за тысячи лет поменялось — теперь там американские винтовки М16 у израильских евреев и автоматы Калашникова у обитателей Иерихона. Это так, шутка. Там живут арабы.

И вот в этом месте был построен город, где можно было выращивать даже финиковые пальмы, а еще древние злаковые культуры. После того как вы прослушаете мою лекцию, посмотрите карту, даже современную политическую карту, она годится. Иерихон находился также на перевальном торговом пути из бассейна Красного моря в бассейн моря Средиземного. Там было чем торговать. Я назову вам несколько замечательных товаров, которые возились туда-сюда через эти земли. Это было во времена дометаллические, город существовал во времена камня! Это обсидиан, вулканическая оплавленная порода, дающая лучший материал для ножей и других инструментов, нежели кремень. Это, безусловно, раковины. Их можно было везти на осле. Наверное, возили сельскохозяйственные продукты, но мы не имеем подтверждений. Интересно, что из Красного моря в Средиземное тогда и позднее возили пурпур — царский цвет, пурпурную краску. Она добывается в природе только из моллюсков, которые живут в Красном море. Иногда пурпурный цвет путают с темно-красным. На самом деле пурпур замыкает спектр, и на круге спектра цветов он находится между фиолетовым и темно-красным. Это не лиловый ни в коем случае, это благородный царский пурпурный цвет. Он загадочный, потому что при разложении белого цвета в призме пурпур не получается. Пусть это физики скажут, но это такая банальная оптика, что даже я знаю. Тем не менее он существует, он занимает позицию, и в природе он тоже есть. Добывают его в Красном море. Стоил он безумных денег. Только мантии владык или ленты на мантиях менее знатных людей могли иметь пурпур. Но ведь везли.

Иерихон был укрепленным городом. Всего было 7 Иерихонов, 7 археологических пластов. Уже древний Иерихон (Иерихон 1-ый) имел стены. 2-ой Иерихон уже имел по крайне мере 2 башни, одна прилично сохранилась, ее раскопали. У второй есть основание. Возможно, была и третья башня. Они были сложены из кирпича всухую, без раствора. Сухая кладка. Потому родилась остроумная, хотя и не доказанная гипотеза, что легенда о том, как евреи затрубили в трубы и стены упали, почти правдоподобна. Она объяснима рационально. Ведь евреи не только затрубили в трубы, они бросились на штурм. И под звуки труб они были столь энергичны, что надавили на стены, и стены упали. Раствора-то не было. Есть такая гипотеза в исторической науке, во всяком случае. Такие гипотезы мне нравятся. За каждым мифом, за каждой легендой стоит факт, но мы не всегда умеем его распознать.

По оценкам археологов стены были высотой до 6 метров. Это прилично. Башни не сохранились, хотя их обводы видны. А башни были высотой до 9 метров. Следовательно, на башни можно было взобраться и избивать атакующих татей. Понятное дело, луков во 2-ом Иерихоне еще не было, в 1-ом тем более. Так что оставалось копье и камень, но и то неплохо, когда ты сверху.

КИПР

Другой город сохранился на Кипре. Еще раз говорю, братья и сестры, все датировки столь отдаленного времени, что к ним большие вопросы, у них большие допущения. Но все-таки будем пользоваться и данными современной науки. Она дает довольно интересные факты, что люди на Кипре жили в том же 6-ом тысячелетии до Р.Х., а потом исчезли, и в 5-ом тысячелетии не жили. Вот можно ошибиться в датировках. Но то, что тысячу лет люди на Кипре не жили, ошибиться нельзя, это археология умеет. А в 4-ом опять стали жить.

Находится этот город, не имеющий устойчивого названия, между городами Ларнакой и Лимасолом. Это крупнейшие порты южного побережья Кипра. Ларнака — порт товарный, а Лимасол — пассажирский. Город хорошо раскопан, хорошо законсервирован, его можно смотреть. Там дома. Он укреплен. Стены есть. С башнями не все понятно. Возможно, были бастионы — выступы стен, тоже можно было врага достать. Дома круглые, скорее округлые. И так как мы видим только нижние части, только фундаменты стен, видимо, они напоминали улья, такой традиционной формы улья. Имели, однако, поддерживающие перекрытия, либо 2, либо 4 опоры каменной кладки. В центре находился очаг. Дома были достаточно просторны для обитания нормальной семьи. Пол был мощен кирпичом. То есть, в домах было чисто. Наверняка, топили по-черному, в перекрытии было отверстие. Но если из очага на пол налетела сажа, то никакой проблемы не было — взял веничек и подмел, они жили чисто. Вот такой замечательный город был между Ларнакой и Лимасолом на Кипре.

ГЮЮК-ТЕПЕ

Самый интересный, самый странный город, хотя не думаю, что мне хотелось бы там жить, находился в южной Анатолии, близ побережья. Это южная часть современной Турции, к сожалению. Это земли, захваченные турками. Город этот в науке известен под названием Гююк-тепе или Хююк-тепе. Но это турецкое название рядом находящейся деревни. Как вы понимаете, никаких турок тогда не только там, но и нигде не было. Это опять-таки разговор о 6-ом, предположительно о второй половине 6-го тысячелетия до Р.Х. Этот город был весь ульем. У меня нету карты, представьте себе 4-угольные, более или менее квадратные или прямоугольные постройки из кирпича, с применением и камня тоже, которые примыкают одна к другой, но всегда примыкают так, что следующая постройка немного выше предыдущей, она возвышается. И так они лепятся одна к другой. Реконструкции Гююк-тепе есть, они не один раз публиковались. Его раскопали основательно. Там дворов нету. Отдельной стены города тоже нету. Стены города — это стены вот этих домов, многие из которых не жилые дома, а зерновые склады. Окна в них только в самой верхней части, а дверей нет, есть люки на плоской кровле. То есть, люди поднимались туда по приставным лестницам. А все необходимые продукты поднимали по веревке в корзинах. Соответственно, если появлялся враг, корзины и лестницы втягивали наверх, и начинали обстреливать супостата. Но если супостат притащил свои лестницы и залез на кровлю первой постройки, то соседи, обитатели следующих построек только радовались: «Ага, на крышу залез, голубчик? Вот сейчас я тебя камушками». Тоже крепость.

Интересно, что хотя в самой области Благодатного полумесяца находится только Иерихон среди перечисленных мною протогородов (предшественников городов), остальные тоже тяготеют к области Благодатного полумесяца. Человек с лучшим зрением, чем у меня в чистую, безоблачную ночь из Ларнаки видит огни, зарево Хайфы, крупнейшего израильского порта. После моей лекции посмотрите на карту, посмотрите любую, даже современную политическую карту, Кипр как бы висит к югу от Турции. То есть, неизвестно, как называвшееся Гююк-тепе находится над Кипром, тоже рядышком. В лодке, даже на плоту можно доплыть и до Хайфы, и до Гююк-тепе. То есть, это одни и те же первоначальные области обитания человека, цивилизации человека. Как мы с вами говорили, цивилизация, видимо, начинается с города.


ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Переходим к нашей второй теме. Термин «гидравлическая цивилизация» принадлежит видному американскому исследователю, этническому немцу Виттфогелю. Немец, работавший в Германии, конечно, сказал бы «культура», но Виттфогель уже испорченный Америкой человек. Это культуры, основанные на ирригации великих рек. Первоначально их было четыре. Дальше Виттфогель усложнял свою систему, и потом получалось, что чуть ли не все ранние цивилизации чуть ли не до капитализма были гидравлическими. Но тут его, по-моему, немножко занесло. А находка интересна. Древнейших гидравлических цивилизаций, земель, где были основаны первые великие культуры, было четыре. Между их возникновением довольно серьезный временной разрыв. Это великая Нильская или иначе Древнеегипетская культура, основанная на ирригации Нила. Она начала свое существование в конце, а может быть, даже во второй половине 4-го тысячелетия до Р.Х. К ней принадлежали не только египтяне, а также, например, нубийцы, ливийцы, может быть (есть такая гипотеза), критяне, может быть, еще кое-кто в Африке. Но уж нубийцы-то точно.

Затем следует великая Месопотамская культура и цивилизация. Хотя там и было место земного рая, но рая не стало. И потому отнюдь не в раю оказались пришедшие туда шумеры. Начинается она с шумеров. Остальные, сменявшие друг друга народы, были семиты. Месопотамская цивилизация начинается на рубеже 4-го и 3-го тысячелетия до Р.Х.

Следующая по времени — почти неизвестная нам Индская или Хараппская великая культура и порожденная ею цивилизация. Она основана на ирригации реки Инд. И ее ни в коем случае не следует путать с Индийской культурой, которая ее сменила и полностью вытеснила. Мы о ней почти ничего не знаем, хотя исследованы ее города. Индская культура относится, вероятно, к середине 3-го тысячелетия до Р.Х.

И последняя четвертая, Дальневосточная культура. Она относится к концу 3-го тысячелетия. Ядро ее — северный Китай. Она была самой молодой. Ирония Всевышнего Творца в том, что хотя Китайская, а потом Дальневосточная великие культуры и порожденные ими цивилизации были тогда последними, самыми молодыми из гидравлических, теперь же они самые древние, ибо нету Египетской, нету Месопотамской, очень давно нету Индской, а Дальневосточная все та же самая, она продолжает существовать. И нынешние молодые китайцы, увы, принадлежат этой более чем древней культуре.

Ирригация — это улучшение условий. Ирригация бывает очень разной. Она и была разной. Начнем с древнейшей культуры, но будем рассматривать не по порядку.

НИЛ

Первые, древние египтяне откуда-то в Египет пришли. Там жил не один народ. Пришли они, видимо, все-таки из Африки, хотя расовая принадлежность египтян вызывает споры даже сейчас, когда о расе говорить неприлично, но не от большого ума. И действительно, я-то прилично знаю египетское искусство, но как ни смотрю на них, то ли они вообще древнейшие люди, соплеменники Адама, то ли я ничего понять не могу, потому что в их антропологических чертах видны признаки всех основных рас первого порядка: и белой, и желтой, и черной. Откуда пришли древние египтяне, неизвестно. Есть две версии — азиатская и африканская. Большее число ученых разделяют африканскую. Я не позволяю себе иметь свое мнение. Но пришли.

Им достался очень тяжкий труд, потому что долина Нила вся заросла тростником. Его надо было вырубить, расчистить место для жилья, но в тростнике бегали нильские крокодильчики. А крокодил, кажется, самая тупая и примитивная рептилия, которая по иронии Всевышнего Творца дожила до наших дней. Динозавры были неизмеримо интеллектуальнее этих примитивных тварей. Как и все рептилии, крокодил растет всю жизнь. Крупный нильский крокодил достигает 8 метров в длину. И есть легенда охотников, что кто-то когда-то наблюдал 11-метрового крокодила. Потому жить там первое время было не очень весело. И даже крокодилий бог появился в языческом пантеоне Египта. Египтяне и с ними справились. Американцы и сейчас с ними справляются. Есть, например, такая смешная вещь. Крокодил настолько тупая и примитивная тварь, что на сжим его челюстей работают сотни килограммов, а на разжим только килограммы. Потому если он на тебя в воде напал, а ты его за морду поймал, морду ему сжал, то он ее никак раскрыть не сможет, он бессилен абсолютно, и топи его, чтобы он захлебнулся, гад такой. Во всяком случае, точно могу вам сказать, что египетские крестьяне, феллахи, когда было нужно (дурака-то никто не валял, крестьянин же, не безумный дворянин какой-нибудь), переплывали Нил еще в начале XX века, имея два предмета — надутый бурдюк, чтобы опираться на него, и шест, чтобы бить крокодила по носу. И в основном переплывали таким вот мордобоем бедных крокодилов.

Но когда крокодилов разогнали, — «разгромили атаманов, разогнали воевод», как пелось в песне «По долинам и по взгорьям», которую большевики украли у белогвардейцев (коммунисты всегда все воровали, и песни сочинять свои не умели, потому воровали у белых), — когда разогнали крокодилов, выяснилось, что жить там легко и приятно, что если Господь за первоначальные грехи отнял у людей Тигр и Евфрат, то Египет с Нилом Он им подарил. Дело в том, что дождей там практически нет, естественного орошения с воздуха не бывает, но Египет в разливе своем несет не только много воды и заливает Нильскую долину, но еще приносит плодородный ил, то есть не только орошает ее, но и удобряет.

Правда, трудность заключается в том, что у Нила два истока — Белый Нил и Голубой Нил. Один питается высокогорными озерами, а другой таянием ледников в среднеафриканских горах, включая Килиманджаро. И они могут не совпадать. Потому уровень подъема воды бывает разный. Если не ошибаюсь, 8 см ниже ординара, то есть среднегодового стандарта, и будет голодный год, хотя обычно того не бывает. Исправить это нельзя, увеличить кол-во воды нельзя, увеличить площадь орошаемых земель нельзя. Дело вот в чем. Египет, кроме дельты Нила и Нубии (Судан сейчас), где сходятся Белый и Голубой Нил, — это лента невыносимо голубой реки в невыносимо зеленом окаймлении. Там собирают до 4 урожаев в год. Только бы воды хватило. А дальше кончается земля, как в цветущем Иерихоне, и буквально на следующем шаге уже песок, и пошла пустыня.

Притом хочу обратить ваше внимание, братья и сестры. Большинство пустынь на планете создали люди. Они антропогенны. Например, Сахара была совершенно изумительной саванной, где росли баобабы, и трава была выше роста человека. В северной Африке, в римские времена, не так давно, уже в последние годы до Р.Х. разводили лучших лошадей Средиземноморья. Со Средних веков там никаких лошадей нету. Там верблюды есть. Это место уже непригодно для разведения хороших, породистых лошадей. Савану съели козы и овцы. Пришел человек, и они ее слопали. Потому Сахара теперь пустыня, а было там здорово. Представьте себе степи с зелено-голубой травой выше роста человека, где время от времени встречаются гигантские баобабы. Мы того уже не увидим, может быть, Господь нам на том свете покажет.

Так вот, Ливийская пустыня к западу от Египта, от долины Нила не была создана человеком. Она изначально была пустыней. Там система ветров такова, так расположены горы на Кипре и Крите, что в Ливийскую пустыню никогда не попадает атмосферная влага, там естественная страшная пустыня. Там город мертвых, все погребения, все некрополи находятся за границей долины. Египтяне всех погребали там. И великие пирамиды стоят в пустыне. А долина Нила и сейчас цветущая. Там было совсем легко. Там возводили дамбы, простенькие, земляные. Когда Нил разливался, он заливал эти квадратики полей. А пока вода опускалась, оседал ил и удобрял почву. Там работать почти не надо. А если оставалась лишняя вода, делали дырку в дамбе и сливали воду. Потом дамбу чинили и ждали следующего года. Потому степень мобилизации общественного труда нужна была минимальная, я не марксист, но и немарксистских и антимарксистских историков это тоже интересует. Египет складывался как крестьянский мир. Никакого государственного социализма в Египте не было. Он мог распадаться на номы, то есть области, нанизанные, как ожерелье на нитку, вдоль Нила. Он мог объединиться в два Египта — Верхний и Нижний. Они могли соединиться в единый Египет. Он был удивительно устойчив. И там родилась, конечно, одна из самых философических и умозрительных, миросозерцательных религий, к которой с почтением относятся и святые авторы Библии. Это читается, это заметно. А ведь евреи были в египетском плену. Тем не менее Вавилон они очень не любят, Ханаан ненавидят, а к Египту относятся с почтением.

ИНД

Индская или Хараппская (по крупнейшему городу) великая культура охватывает большую часть Индостана, несомненно, много живших тогда народов, доарийских народов, народов в основном дравидских, но видимо и тибето-бирманских все-таки в северо-восточной части, нам практически неизвестных. Тексты не прочитаны. Их очень мало. Религиозные представления неизвестны. Культ неизвестен. А без культа мы не можем понять культуру.

Городов найдено больше сотни, но они все проросли джунглями, раскопать их стоит безумно дорого. Это не по карману даже Соединенным Штатам Америки, не говоря уже об Индии. Раскопаны всерьез два — Хараппа и Мохенджо-Даро. Названия поздние и нам ничего не говорят. Что настораживает? Четкая, регулярная планировка. Что-то недоброе чувствуется, когда все углы прямые. Я в этом вижу нечто если не сатаническое, то бесчеловечное. Четкая, регулярная планировка, сплошные прямые углы. В этих городах был водопровод, а кое-где и канализация была с естественным стоком, конечно гончарная, из гончарных труб. А в Мохенджо-Даро даже плавательный бассейн обнаружился. И набирался он из водопровода, и спустить воду можно было. До сих пор не знают, это что действительно плавательный бассейн или ритуальный бассейн для совершения омовений? Культа-то не знают. Эта культура и ее цивилизация прошла стороночкой, и ушла в небытие. Раньше считали, что ее арийцы разрушили. Сейчас ничего не получается, потому что эти города опустели к середине 2-го тысячелетия до Р.Х., а только в это время, не ранее XVI, а скорее в XV веке до Р.Х. начали появляться арии, индо-арии в Индостане. Мало того, арийцы поселились в других местах. Священная река арийских индусов — это Ганг, это другой конец Индии. А те селились в долине реки Инд. Понять нельзя ничего. Там орошать надо, там с дождями плохо. Там бывают тропические ливни, но редко, и на земледелие их не хватает. Похоже на строительство каналов, каналы есть. На всю эту ирригацию был массово мобилизован общественный руд. Следовательно, там было жестокое протосоциалистическое общество. Но это только гипотеза, не моя, а Виттфогеля. С ней трудно спорить.

ХУАНХЭ

В долине Хуанхэ, Великой Желтой реки, родилась Дальневосточная культура, потом и цивилизация. Это северный Китай. Южный Китай войдет в эту цивилизацию много веков позже. В долине Хуанхэ дожди бывают в достаточном количестве. Там климат мягкий, довольно теплый. Водички с небес хватает, можно поля не орошать. На основную культуру воды хватает. Какую, господа? Кто подскажет? Рис? Обычный ответ человека, который не подумал. Остальные, правда, трусливо промолчали. Ну что вы! Рису нужно очень много воды, кроме тепла. Рис — это южнокитайское растение. Северные китайцы начали его есть намного позже. А исконная злаковая культура — это просо, или чумиза, как говорят китайцы. На просяные (чумизные) поля дождя хватает. И дичи там было много.

Там не надо было ограждать поля, как в Египте, или орошать их, как в Месопотамии, о которой мы еще скажем, или хотя бы прокладывать оросительные каналы, как в Индской цивилизации. Там было вполне достаточно природных условий, но только кроме одного. Там надо было защищаться от Великой Желтой реки. Хуанхэ — страшная река. Она и сейчас страшная. Сколько времени существует она при человеке, с тех пор как Господь ее создал, столько она страшная. Видите ли, устья у нее нет, она уходит в болото. А болото втекает в океан. В среднем течении у нее нормальная ширина метров триста. Это одна из мощнейших рек мира. А в верхнем течении бывает ширина тридцать метров, и там эта полноводная река несется с бешеной энергией. И как говорят географы, речка Хуанхэ меандрирует. Меандр — это название реки в древней и нынешней Греции и название знаменитого же греческого орнамента, такая прямоугольная лента, мы к ней еще вернемся. То есть, она постоянно меняет свое течение. Представьте себе, вы живете в верстах двадцати от Хуанхэ, а ночью она приняла решение течь не там, а через вашу койку. Вы понимаете, что будет с вами вместе с койкой, домом, со скотиной, домочадцами? От нее надо защищаться, ее надо дамбировать. Они ее и дамбировали, как только научились некоторым цивилизационным навыкам, они строили дамбы, закрываясь от речки Хуанхэ. Дамбы может строить сельская община, несколько деревень. Все же понимают, жить же хочется. И возводят дамбы. Это не требует большой мобилизации общественной силы. Потому в Китае очень рано сложилась крепкая сельская община. И сохранилась до сих пор, к их счастью. Менялись китайцы. Один народ сменял другой. Мы их условно именуем «китайцами». То были разные народы. А сельская община, ее уклад и почитание предков сохранялись. Потому все, даже самые завалященькие тираны в истории Китая, всякая сволочь от Цинь Ши (Хуан-Ди), о котором будет еще сказано в моем курсе, до Мао Дзедуна, естественно, стремились разрушить китайскую сельскую общину. Ничего у них не получилось! Тиранов не стало, а община есть. Мои поздравления китайцам!

Учтите, господа, соседская солидарность, а тем более родственная солидарность мешает тиранам, мешает всякой сволочи, мешает всяким шайкам. Вот чем страдаем сейчас мы, русские люди, — отсутствием солидарности.

МЕСОПОТАМИЯ

Я неслучайно опустил в самый конец разговора древнюю Месопотамию, культуру и затем цивилизацию долин Евфрата и Тигра на месте земного рая. Это хорошо изученное и очень нехорошее место. Это более или менее объяснимо, хотя все объяснимо грехопадением человека и более древним грехопадением ангелов. Но все же.

Долина Тигра и Евфрата — это плодородное место. Почва там приличная, но самое главное, что там климат сказочный. Там успешно плодоносит финиковая пальма и приносит такой продукт, который больше ни одна сельскохозяйственная культура на земле и сейчас не приносит. Даже сейчас, при всех бананах, киви все равно ничего лучше финика нет. И вкусно, и питательно. Там хорошо финиковой пальме. Другим культурам тем более хорошо. Они попроще и не так много требуют. А людей в Месопотамии было мало. Месопотамия по-гречески Междуречье, по-древнееврейски — Двуречье (Синаар). Но в общем одно и то же.

Там было плохо, когда туда пришли шумеры, там были сплошные болота. Вот как ушел оттуда Земной рай, так сплошные болота и были. И подвиг, который совершили шумеры, сопоставим с подвигом самого Господа Бога, только они не обладали его могуществом. Им приходилось отделять землю от воды, твердь от воды. Для того чтобы там жить, надо было осушить болота. Но нельзя было просто спустить воду, а надо было, осушая, одновременно делать оросительные каналы, потому что плантации всех растений, начиная с финика, нуждаются в искусственном орошении. Сейчас Месопотамия — это большая часть Ирака. Небо там не помогает. Вода есть, но ее надо доставать. Шумеры были явно первым народом Двуречья или Междуречья. До них известна археологическая культура Обейда. Но явно, что людей этой культуры было мало. Культура была низкой, никакой цивилизации, никаких городов не было. Значит, первыми были шумеры. Они были пришельцами, и до сих пор непонятно откуда. Есть версия, что шумеры — выходцы из северной Индии, что это дравидский (или дравидийский) народ. Некоторое антропологическое сходство наблюдается, но ведь живых-то шумеров нету.

Тогда рождается потрясающая гипотеза, которую опровергнуть не сможет никто, но и доказать тоже, что в 4-ом тысячелетии до Р.Х. было грандиозное переселение народов. Вот мы с вами будем изучать Арийское переселение, потом так называемое Великое переселение IV-VII века христианской эры варварских народов, разрушивших Рим. Великим переселением была эпоха Великих географических открытий. А тут у нас нету ни одного словечка печатного текста. Но если отнестись доверительно к археологам и отчаянным искусствоведам, которые пытаются анализировать изображения на осколках, обломках сосудов, то можно предположить, что в 4-ом тысячелетии до Р.Х. (почти без бронзы, в основном с каменными и костяными орудиями) люди из северной Индии, где еще не сложилась Индская цивилизация, совершили путь до Шумера в Месопотамии. Попутно в южной части Иранского нагорья они основали небольшое, но достигшее высокой цивилизации, упомянутое много раз в Библии, долго просуществовавшее государство Элам, эламиты. Вроде бы дравиды.

Но это все смешно, потому что если эту версию принять всерьез, то они одновременно двигались и в другом направлении и не за одно столетие миграции достигли Австралии. Притом это антропологически доказательно, и генетически доказательно. Вот о шумерах никто не знает. Но то, что австралоиды, то есть австралийские аборигены — родственники дравидов Индии, с этим согласны практически все.

Вообще-то это возможно. Там же всюду острова. Добрался до Моллукского полуострова, а там Малайский архипелаг, и прыгай себе постепенно с острова на остров. А тут уже Индонезия рядом совсем. Ну, переплыл отчаянный малый с семьей, со зверьем домашним. И прыгая с острова на остров Индонезии, уже где-нибудь с Южной части Новой Гвинеи до Австралии доплюнуть можно. Только представить себе надо, что это совершили на плотах или на очень примитивных пирогах. Это великие герои, о которых мы ничего не знаем. Но, видимо, так. И даже знаменитая дикая собака Динго — это конечно отнюдь не одичавшая европейская собака, а это одичавшая собака дравидов. Еще тогда одичавшая.

Но нас сейчас интересуют не дравиды, у них не было великой культуры. Великая культура, охватившая много народов, была создана именно в Двуречье. И вот она была ужасно жестокой, потому что потребности в мобилизованном общественном труде были колоссальны. И очень быстро было создано отнюдь не великое государство, было создано этатистское, то есть государственническое, протосоциалистическое общество, где не только земля, безусловно, но и средства производства в основном принадлежали государству.

Еще с шумеров первоначальным ядром общества было так называемое храмовое хозяйство. Шумеры строили храмы. Храм обязательно имел башню — зиккурат, ступенчатую пирамиду, высотой тогда в три яруса. Поздние зиккураты стали менее безбожными, менее злобными и семиярусными, первые же были трехъярусными. Они были подчинены магии, безусловно. Рекомендую посмотреть главу об изначальном язычестве книги покойного протоиерея Льва Лебедева «Крещение Руси». Глава о язычестве в ней лучше глав о самом крещении Руси. Он ссылается на строительство башни в долине Синаар, то есть в Двуречье. Вавилонская башня — это ведь позднее название. Вы в Ветхом завете не найдете слова «вавилонский», его там нет. Эту башню в долине Синаар строили обезумевшие люди во главе с Нимродом (иначе Немвродом), великим ловцом душ человеческих. Отец Лев предположил, что понимать, что башня возводилась до неба ни в коем случае не надо примитивно прямолинейно. И тогда никто не предполагал, что небо есть какой-то стеклянный купол, до которого можно дотянуться или пробить его. «До неба» значило посягнуть на власть над небом. Понимаете? То есть, прямой богоборческий акт. И неслучайно первые зиккураты были трехцветными. Первая ступень черная — власть над преисподней. Вторая красная — власть над зримым миром. И верхняя белая — претензия на власть над вышним миром. Потому неслучайно Библия так плохо относится к Месопотамии, в том числе к Вавилону. Они-то были единобожники и понимали, на что те своей магией посягают, но были остановлены, ибо Бог поругаем не бывает.

Так вот, такие храмы были центрами, вокруг которых и концентрировалось и мобилизовалось население. Сохранились архивы, клинописные, разумеется. Таблички из обожженной глины сохраняются великолепно, они почти вечны, если на них не наступать, если их не ломать. Сохранилась масса чисто архивных документов. Игорь Ростиславович Шафаревич, пользуясь хорошо сохранившимся архивом храма богини Бау в Лагаше, описал нам жизненный цикл жителей, подданных, граждан храмового хозяйства богини Бау. Уже возникли царства вокруг крупнейших городов, а внутреннее хозяйство и после шумеров, в аккадское время сохранялось тем же, храмовым. Утром они поднимались и шли, как вы думаете, куда? На работу? Они шли на склад, где каждый получал свою бронзовую мотыгу. Затем они целый день тюкали этими мотыгами. А после работы, как вы понимаете, они шли не домой, а на склад, чтобы сдать мотыгу. Когда они собирали урожай, они несли свою долю домой? Ничего подобного. Они несли ее на склад. А потом ходили на склад, чтобы получить пайку на себя и на семью. Притом они были не рабы! Для рабов было совершенно другое название. Рабов в этом обществе практически нет. Есть рабыни. Почему? Это просто. В то время, вопреки тому, чему вас учили в школе, мир еще не дожил до значительного количества рабов. Ну, подумайте сами. Солдат шумер или позднее аккадец был вооружен копьем, скорее всего, с каменным наконечником, бронзовой секирой, безусловно, плетенным из тростника щитом, который не очень защищает. Дерева не хватало в Месопотамии. Ну, может быть, еще горшок на голове, тоже бронзовый, но неудобный и тяжелый. Можно ли в таком мире заводить рабов из военнопленных? Дать в руки вчерашнему воину, вчерашнему охотнику, попавшему в плен, бронзовую же мотыгу значит почти уравнять его в возможностях с солдатом. На двух рабов ставить одного охранника? Нереально. Женщина послабее, потому женщины рабынями были.

А те многолюдные толпы рабов, про которых вам рассказывали в школе, были в другой эпохе. Тогда рабам противостоял греческий гоплит — тяжеловооруженный гражданин с бронзовым щитом, копьем с бронзовым наконечником, в панцире, шлеме! Иди сунься! Хоть десять рабов! Или ассирийский пехотинец со стальным мечом в панцире. Сталь изобрели ассирийцы. Да я тебя сверху донизу разрублю! И даже потрясающий египетский лучник, который вообще был голым, ну так, в юбочке. Но ты подойди ко мне, рабская твоя морда, я же тебя с трехсот шагов уложу, в секунду! Вот когда возникло то рабство, о котором говорили в школе. А до того долгие тысячелетия не было многолюдного рабства.

Рабыни были государственной собственностью. Рабыню могли дать в пользование привилегированному человеку, охраннику или жрецу, не в любое, не в худшее пользование, а например, убираться по дому. Но и в этом случае она была собственностью храмового хозяйства, а не пользователя. Эти люди были не рабы, их правильнее называть рабочими. Наиболее употребительное их название в документах и потом в хрониках Месопотамии — «мушкенум», то есть «не поднимающие глаз». Они не рабы. Они живут со своими семьями в своих хижинах. Но они не работали вместе с семьями. Были отдельно мужские отряды, отдельно женские, отдельно детские отряды на разные виды работ.

Шумеры были первыми в мире мастерами статистики. С них начинается вся статистика. Они высчитывали: вот этот рабочий (мушкенум) — рабочий в одну силу, а вот этот — вполсилы, а вот этот — в одну шестую силы, наверное, ребенок или глубокий старик. И паек выдавался соответственно, как у нас с начала 30-х годов при товарище Сталине. Больше потопаешь — больше полопаешь. А если не потопаешь, сам подохнешь, тебя же никто не убивает. Они даже учитывали и вносили в документы плодоносность смоковниц, плодоносность финиковых пальм. Единственное, простите, чего я нигде не нашел, поливали ли они финиковые пальмы тоже в зависимости от плодоносности. Но учитывали они все. Как тут Ульянова (Ленина) не вспомнить! «Социалистическое хозяйство — это учет, учет, учет!» У шумеров учился бандюга. Вот так. Мир этот был страшным. Оттуда бежали. А бежать было некуда, вообще некуда бежать.

Шумеры неизвестно откуда пришли. О первой версии я уже сказал, это Великое переселение дравидов. Но есть и вторая версия, что они пришли с Кавказа. И она подтверждается косвенно шумерской легендой, что они зиккураты начали возводить, потому что до того жили в горах и храмы ставили на горах. И когда пришли в долину Двуречья, начали возводить искусственные горы. Это они сами о себе написали. Они были не похожи на большинство окружающих их высокорослых, длинноногих семитов, всех семитов разных групп — восточных, западных семитов. А шумеры были коренастыми, без шеи, с большими головами, такие вот грибы. Я, как увижу чеченца, честно признаюсь, вспоминаю шумеров и эту кавказскую версию. Так вот, шумер среди семитов выделялся очень резко. И шумеров не любили, они же ходили в походы, убивали массу народа. Если нельзя взять в рабы, то рабыню мы угоним, а пленного мужчину мы просто принесем в жертву. И на вершинах зиккуратов лилась кровь бесчисленных жертв.

Вспомните это, когда в очередной раз увидите зиккурат на Красной площади Москвы. Кощунственно выбрать самое страшное культовое сооружение в мировой истории, поставить его в сердце православной Москвы, рядом с Кремлем, напротив Покровского собора (собора Василия Блаженного) — это не шутки. И он тяготеет над Москвой до сих пор, и будет давить нам всем на психику и на наше поведение, особенно неграмотных людей, малограмотных, пока его не уберут оттуда. Да еще консерва внутри лежит, консервируемый каждый год в определенное время. Я пытался найти хвост. Не нашел. Дело в том, что его не придумал архитектор Щусев. Он совершил преступление перед Богом и людьми тем, что построил, но тема зиккурата ему была заказана в проектном задании. А вот кто заказал, я концов не сыскал. И когда я смотрю на это чудовище, у меня глаз останавливается не на буквах «ЛЕНИН», у меня глаз останавливается на черных, квадратных дырах в верхней части «мавзолея». Я, конечно, понимаю, что это вообще-то вентиляционная система, но ведь по прототипу это же дымоходы, и оттуда должен выходить дым от сжигаемых, принесенных в жертву людей.

Кстати, жители Месопотамии отказались потом от человеческих жертв. Люди все-таки по милости Всевышнего обращены к добру, и способны хотя бы немного к нему приближаться. Но то будет потом, не в шумерский период.

Вот такой мир, между прочим, очень страшненький мир был создан в долине Синаар. И чтобы не заключать на мрачной ноте перед Великим постом, скажу, закончилось все это просто, сначала люди начали искать себе привилегий, потом пришла третья династия Ура. А там династия — это династия города, который возобладал над другими. Единой столицы в Междуречье не было. Тем не менее мы знаем первую, вторую, третью династию Ура. Значит, в эти периоды Ур становился гегемоном. Знаем первую, вторую династию Урука, первую, вторую Лагаша, династию Киша, кассидскую династию, старо- и нововавилонские династии. Так вот, кончилось это все просто. Третья династия Ура было очень военизированной, милитаристской. И тут же появилась частная собственность, уважение к личности, правда, не такое, как в Античном мире, но значительное, потому что солдата из раба сделать нельзя. Я не один раз об этом писал. Да, можно собрать гигантскую толпу рабов и плетьми погнать их в бой, но их побьют. Солдата порождает общество с уважением к личности, прежде всего солдата, но это касается и других: отца солдата, мать солдата, сына солдата, жены солдата, в конце концов. Милитаризация, военизация приносила свободу много сотен раз в истории человечества. Вот такой парадокс. Уж поверьте профессионалу, почитайте книжки. А потом старовавилонская династия представила царя Хаммурапи в XVIII веке до Р.Х., и он издал первые писаные законы, которые вы в школе изучали. Отвернуться некуда. Первые писаные законы, изданные на каменных плитах — это законы старовавилонского царя Хаммурапи. Общество поменялось, общество отвергло социализм даже в его протоформе! Это поучительно. И вот на том сегодня с вашего позволения мы закончим.