Добавки к «Молению Даниила Заточника».
Меня снова «зацепил» Кислов.
Пришлось покопаться.
Можно согласиться с его выводом > ДРЕВНЕРУССКИЙ БОМЖ - Заточник. = Святослав Рыльский. Но...
( ходит новая молва > слава Рыльского жива. После смерти Всеволода, брата Игоря Святославича, в 1196-м году он стал князем Курским. Даниил Заточник > ,может быть?, Святослав Олегович Рыльский. А его сын Олег даже Автором «Слова о полку Игореве» )
== .Было много списков Моления. В разных редакциях переписчиков. Но до нас дошло два списка – варианта :
1.- СЛОВО > обращение к Ярославу Владимировичу -
князю Новгорода(Великого)> 1182-1199гг.
2.- МОЛЕНИЕ > к Ярославу Всеволодовичу -
князю Переяславскому (Суздаль) > 1213-1236гг.
У обоих было несколько тёзок. И князей ,якобы Даниилов, со схожей судьбой. И Ростиславов, Ростиславовичей.
УЖАНКОВ - считает «Слово» и «Моленье» просто художественным сочинением психологическим. В отличии от летописей.
И то и другое переполнено «крылатыми» выражениями, сочинённые Автором или переписанные им из разных рукописей. Разных по времени появления.
См. «Сокровища древне-русской литературы. – Мудрое слово Древней Руси» > В.В.Колесов (Москва, «Советская Россия» - 1989г. Тираж 100 000 экз.)
Автор (Даниил) сразу заявляет о своём самолюбии. Но его прошения льстивые.
*
СЛОВО - Ярославу Владимировичу : 1.- кому Боголюбово,а мне горе лютое; 2.- кому Бело озеро а мне черней смолы; 3.- кому Лаче озеро,а мне ,на нём сидя, плач горький; (там живёт); 4.- кому Новгород , а мне углы опада, зане не процвите часть моя…
. .Лаче-озеро = место заточения Даниила.
МОЛЕНИЕ - Ярославу Всеволодовичу : Княже мой, господине! 1.- кому Переславль (Залесский), а мне гореславль; 2.-кому Боголюбово, а мне горе лютое; 3.- кому Белоозеро, а мне чернее смолы; 4.- кому Лаче-озеро, а мне плача исполнено, потому что доля моя не расцвела на нём. . ТАМ ОН ОТБЫВАЛ НАКАЗАНИЕ, БЫЛ ИЗГОЕМ. и БЫЛ НЕУГОДНЫМ ВСЮДУ.
= = В обоих случаях указаны места Ярославской, Вологодской, Рязанской областей.
Но переписчики корректировали. В зависимости от того, кому направлено обращение.
«Моление» составлено хаотично, беспорядочно.
«Слово» меньше по размеру и скомпонована логичная последовательность.
Поэтому можно считать «Слово» вторичным. Но...
. . Великий – главный на Руси в то время князь Ярослав Владимирович по времени был раньше Ярослава Всеволодовича (тоже – Великого).
В Слове : Не расцвело счастье мое.
Моление : Доля моя не расцвела .
Счастье > состояние переменчиво. И не совпало с пожеланиями Заточника > попал на Лаче-озеро не по своей воле.
Доля > судьба - процесс более длительный. И Заточник как бы подводит некоторые итоги своего пребывания в заточении (ссылке).
По таким признакам Слово появилось раньше Моления.
.
- Сравнить даты княжения Ярославов Вл.и Вс. > разница ~ 30 лет.
Поэтому (ЮНЫЙ ВОЗРАСТ ИМЕЮ) - "Слово" > с обращением к Яр.Вл.
А к Яр.Вс. повзрослел, оставаясь "юным".
Переписчики - ЮМОРИСТЫ - много чего понадобавляли.
В любом случае ДАНИИЛ = собирательный образ.
А само сочинение - публицистика как "Поучение Мономаха" и "Домостроя".
*
«Не лгал бо ми Ростислав князь : «Лепше бы ми смерть, неже Курское княжение.»
Сравнить > Киевская летопись > Лета 6648 = 1140 г. :
«И Андрей (Владимирович-Мономахович) тако рече, сдумав с дружиною своею – Лепьши того смерть и с дружиною на своей отцине и на дедне взятии, нежели Курьской княженьи: отец мои Курьске не сидел, но в Переяславли (Залесском), хочу на своей отчине смерть прияти. Если ж тебе, брат (Долгорукий), не довольно всю русскую землю держать, а хочешь ещё и этой, то убей меня - и тебе моя волость; живым же не выйду из своей волости, не бывало того в нашем роду – и всегда так было!»
*
Из статьи Интера > «Всеволод Ольгович»:
((... Однако, несмотря на всю свою хитрость, Всеволоду вскоре пришлось оружием отстаивать свое старшинство. Зачинщиком недовольства стал Юрий Долгорукий, следующий после Вячеслава сын Мономахов. Он стал пересылаться с братом Андреем Переяславским, а к племяннику РОСТИСЛАВУ Мстиславичу Мономаховичу ездил в Смоленск. Тогда Всеволод решил предупредить их, напасть на каждого поодиночке, отнять волости и раздать их братьям по уговору; он надеялся на свою силу, говорит летописец, сам хотел всю землю держать. Пославши Изяслава Давыдовича на Изяслава Мстиславича, сам Всеволод с братом Святославом пошел к Переяславлю на Андрея и, остановившись на Днепре,
послал сказать Андрею: "Ступай в Курск".
Андрей отказался, а посланного на него Святослава Ольговича разбил и прогнал вон из Переяславской волости. На следующий день Всеволод помирился с Андреем, вероятно, на тех условиях, что тот отступит от союза с другими Мономаховичами...))
*
*
Ниже > замечание к реценции Г.М.Кислова.
Любезнейший Геннадий, если обнаружены два обращения : Слово - к Яр.Вл. и Моление - к Яр.Вс., то надо самому сравнивать. И не зацикливаться на чём-то одном. Это > упрёк аналитику.
1. - Даниил (Яр.Вс.) не пошёл в монахи. И объясняет почему.
" Или говоришь князь : постричься в монахи. ...
Лучше мне так окончить жизнь свою, нежели, восприняв ангельский образ, богу солгать. Ибо говорят : "Лги миру, а не богу : нельзя богу солгать, ни вышним играть" <...>
Это из перевода "моих девах" Т.А.Сумниковой и М.Е.Федоровой. - Красная книга "Слово о полку Игореве" - она есть в городской библиотеке (Чичерина-Некрасова).
Другие тексты "Моление к Яр.Вс." мне не попадались. Как и тебе.
2.- Не надо навешивать и перевешивать ярлыки-бирочки.
3.- Игорь > вихорь вихоревич?
На самом деле :
" Великий ГРОЗНЫЙ Святослав Киевский (Великий - потому, что киевские князья были старшими над князьями других мест. Великий > король. Другие > принцы.
Грозный> это только для половцев) - устрашил своими могучими полками и булатными мечами, вторгся в землю Половецкую, ... а поганого Кобяка из Лукоморья, из железных великих полков половецких, СЛОВНО ВИХРЬ, выхватил."
4.- И в Слове к Яр.Вл., и в Молении к Яр.Вс. названы места околомосковские,
но не черниговские, не галичские.