Добавки к Молению Даниила Заточника

Станислав Сахаров
Добавки к  «Молению Даниила Заточника».
Меня снова  «зацепил»  Кислов.
Пришлось  покопаться.
Можно согласиться  с его выводом >  ДРЕВНЕРУССКИЙ  БОМЖ  -  Заточник.  = Святослав Рыльский.  Но...

( ходит новая молва > слава Рыльского жива.  После смерти  Всеволода, брата Игоря Святославича,  в 1196-м году он стал  князем  Курским.                Даниил Заточник  > ,может быть?,  Святослав  Олегович  Рыльский.  А его сын   Олег   даже   Автором  «Слова о полку Игореве» )

==      .Было  много списков  Моления. В разных редакциях переписчиков.  Но до нас дошло два  списка – варианта :

 1.- СЛОВО >  обращение  к  Ярославу Владимировичу -
князю Новгорода(Великого)> 1182-1199гг. 

 2.- МОЛЕНИЕ >  к Ярославу Всеволодовичу -
князю Переяславскому (Суздаль) > 1213-1236гг.

У  обоих  было несколько тёзок.  И князей ,якобы  Даниилов, со схожей судьбой. И  Ростиславов, Ростиславовичей.

УЖАНКОВ  - считает  «Слово» и «Моленье»  просто художественным  сочинением  психологическим.  В отличии от  летописей.
И то и другое  переполнено  «крылатыми» выражениями, сочинённые  Автором или переписанные им из  разных рукописей. Разных по времени появления.
   
См.  «Сокровища древне-русской литературы. – Мудрое слово Древней Руси» >  В.В.Колесов  (Москва, «Советская Россия» - 1989г. Тираж 100 000 экз.)

Автор (Даниил) сразу заявляет о своём самолюбии. Но  его прошения льстивые.
*
СЛОВО  - Ярославу Владимировичу :                1.- кому  Боголюбово,а мне горе лютое;                2.- кому Бело озеро а мне черней смолы;                3.- кому Лаче озеро,а мне ,на нём  сидя, плач горький;  (там живёт);                4.- кому  Новгород  , а мне углы опада, зане не  процвите  часть моя…
.    .Лаче-озеро =  место заточения Даниила.
 
МОЛЕНИЕ -  Ярославу  Всеволодовичу :   Княже мой, господине!                1.-  кому  Переславль (Залесский),  а мне гореславль;                2.-кому Боголюбово, а мне горе лютое;                3.- кому Белоозеро, а мне чернее смолы;                4.- кому Лаче-озеро, а мне  плача исполнено, потому что доля моя не расцвела на нём.      . ТАМ  ОН  ОТБЫВАЛ НАКАЗАНИЕ, БЫЛ  ИЗГОЕМ.  и БЫЛ НЕУГОДНЫМ  ВСЮДУ.

= = В обоих случаях указаны  места  Ярославской, Вологодской, Рязанской областей. 

Но переписчики корректировали. В зависимости  от того, кому направлено обращение.
«Моление»  составлено хаотично, беспорядочно.

«Слово»  меньше по размеру и  скомпонована  логичная последовательность.               
 Поэтому  можно считать  «Слово»  вторичным. Но...

.                .  Великий – главный на Руси в то время князь  Ярослав Владимирович  по времени был раньше  Ярослава Всеволодовича (тоже – Великого).
В  Слове  : Не  расцвело счастье мое.
Моление :  Доля моя не расцвела .
Счастье >  состояние переменчиво. И не совпало с  пожеланиями  Заточника > попал  на  Лаче-озеро  не по своей воле.
Доля >  судьба -  процесс более длительный.  И  Заточник как бы  подводит  некоторые  итоги  своего пребывания  в  заточении (ссылке).
     По таким признакам  Слово  появилось   раньше  Моления.   
.   
  - Сравнить даты княжения  Ярославов  Вл.и Вс. > разница ~ 30 лет.
Поэтому  (ЮНЫЙ ВОЗРАСТ ИМЕЮ) - "Слово" >  с обращением  к  Яр.Вл.
А  к  Яр.Вс. повзрослел, оставаясь "юным".

Переписчики - ЮМОРИСТЫ - много чего  понадобавляли.
В любом случае  ДАНИИЛ = собирательный образ.
А само сочинение - публицистика  как  "Поучение Мономаха" и  "Домостроя".
   
*
«Не  лгал бо ми Ростислав князь : «Лепше бы ми смерть, неже Курское княжение.»

Сравнить >  Киевская летопись > Лета 6648 = 1140 г.  :
 «И Андрей  (Владимирович-Мономахович)  тако рече, сдумав с дружиною своею – Лепьши того смерть и с дружиною  на  своей  отцине  и на дедне взятии, нежели Курьской княженьи: отец мои Курьске не сидел, но в Переяславли (Залесском), хочу на своей отчине смерть прияти. Если ж тебе, брат (Долгорукий), не довольно всю русскую землю держать,  а  хочешь  ещё  и  этой, то убей меня -  и  тебе  моя волость; живым же не выйду из своей волости, не  бывало  того в нашем роду – и всегда так было!»
*
Из статьи  Интера >  «Всеволод  Ольгович»:

((... Однако, несмотря на всю свою хитрость, Всеволоду вскоре пришлось оружием отстаивать свое старшинство. Зачинщиком недовольства стал Юрий Долгорукий, следующий после Вячеслава сын Мономахов. Он стал пересылаться с братом Андреем Переяславским, а к племяннику РОСТИСЛАВУ  Мстиславичу  Мономаховичу   ездил в Смоленск. Тогда Всеволод решил предупредить их, напасть на каждого поодиночке, отнять волости и раздать их братьям по уговору; он надеялся на свою силу, говорит летописец, сам хотел всю землю держать. Пославши Изяслава Давыдовича на Изяслава Мстиславича, сам Всеволод с братом Святославом пошел к Переяславлю на Андрея и, остановившись на Днепре,
послал сказать Андрею: "Ступай в Курск".
Андрей отказался, а посланного на него Святослава Ольговича разбил и прогнал вон из Переяславской волости. На следующий день Всеволод помирился с Андреем, вероятно, на тех условиях, что тот отступит от союза с другими Мономаховичами...))
*
*
  Ниже >  замечание к реценции  Г.М.Кислова.
      Любезнейший Геннадий, если обнаружены два обращения : Слово - к Яр.Вл. и Моление - к Яр.Вс., то надо самому сравнивать. И не зацикливаться на чём-то одном. Это > упрёк аналитику.

1. - Даниил (Яр.Вс.) не пошёл в монахи. И объясняет почему.
" Или говоришь князь : постричься в монахи. ...
Лучше мне так окончить жизнь свою, нежели, восприняв ангельский образ, богу солгать. Ибо говорят : "Лги миру, а не богу : нельзя богу солгать, ни вышним играть" <...>
Это из перевода "моих девах" Т.А.Сумниковой и М.Е.Федоровой. - Красная книга "Слово о полку Игореве" - она есть в городской библиотеке (Чичерина-Некрасова).
Другие тексты "Моление к Яр.Вс." мне не попадались. Как и тебе.

2.- Не надо навешивать и перевешивать ярлыки-бирочки.

3.- Игорь > вихорь вихоревич?
На самом деле :
" Великий ГРОЗНЫЙ Святослав Киевский (Великий - потому, что киевские князья были старшими над князьями других мест. Великий > король. Другие > принцы.
Грозный> это только для половцев) - устрашил своими могучими полками и булатными мечами, вторгся в землю Половецкую, ... а поганого Кобяка из Лукоморья, из железных великих полков половецких, СЛОВНО ВИХРЬ, выхватил."

4.- И в Слове к Яр.Вл., и в Молении к Яр.Вс. названы места околомосковские,
но не черниговские, не галичские.