Дебют. - cтих. Бродского. - необычная трактовка

Дмитрий Кирзим
В отдыхательную паузу, за чаем, прочитал девушке стихотворение Бродского "Дебют".

И мы стали обсуждать.

Мне стихотворение не нравится по смыслу. Написано ярко и красочно – это под сомнение не ставится! Но мне оно не близко по ощущениям.

Слушаю мнение девушки и чувствую – мы говорим о разном. Стал уточнять. И понял – мы увидели две разные истории. Я трактовал стихотворение классически, (при знакомстве с произведением я понял смысл в определённом "ключе", после читал рецензии, разборы – "ключ" был тот же).

А тут... Я слышу от девушки совсем иную трактовку! И в её трактовке мне стихотворение понравилось! По смыслу! А не только по рифмам и образам!

Версия мне тогда показалась интересной, и сейчас я решил попробовать всё стихотворение рассмотреть с данного ракурса.
Как предположение.))))

Для начала приведу стих целиком. Кто-то познакомится с ним впервые, а люди знающие смогут подумать: как же иначе можно прочесть столь очевидную, абсолютно прозрачную историю?


"Дебют"

I

Сдав все свои экзамены, она
к себе в субботу пригласила друга,
был вечер, и закупорена туго
была бутылка красного вина.

А воскресенье началось с дождя,
и гость, на цыпочках прокравшись между
скрипучих стульев, снял свою одежду
с непрочно в стену вбитого гвоздя.

Она достала чашку со стола
и выплеснула в рот остатки чая.
Квартира в этот час еще спала.
Она лежала в ванне, ощущая

всей кожей облупившееся дно,
и пустота, благоухая мылом,
ползла в нее через еще одно
отверстие, знакомящее с миром.

2

Дверь тихо притворившая рука
была – он вздрогнул – выпачкана; пряча
ее в карман, он услыхал, как сдача
с вина плеснула в недрах пиджака.

Проспект был пуст. Из водосточных труб
лилась вода, сметавшая окурки.
Он вспомнил гвоздь и струйку штукатурки,
и почему-то вдруг с набрякших губ

сорвалось слово (Боже упаси
от всякого его запечатленья),
и если б тут не подошло такси,
остолбенел бы он от изумленья.

Он раздевался в комнате своей,
не глядя на припахивавший потом
ключ, подходящий к множеству дверей,
ошеломленный первым оборотом.


***
Я всегда считал, что "дебют" был и для неё и для него. Она была девственница. Он был девственник.

С этих позиций мне история не нравилась:
- Он недоволен. Ругается.
- В неё "пустота" ползёт...

Безрадостный дебют!

Насколько же я изумился трактовке девушки!!!

Это был дебют! Для обоих!
Но другой!!!

Она – девственница, да!
Но он – не девственник!

Его ключ уже подходил ко множеству дверей.
И сейчас он ошеломлён не "первым оборотом" в своей жизни, а тем, что данную дверь ещё ни разу не отпирали! Это первый оборот первого ключа для этой двери!

Для героя такая ситуация оказался сюрпризом! Неприятным! Он растерян! Он предполагал, что начинает интимничать с опытной дамой. Сейчас будет разок. Потом передохнут – ещё разок. На утро – ещё разок. И так можно продолжать всё оставшееся лето, по мере желания.

А дама оказалась девственницей! И теперь на нём повисает куча возможных проблем, которых он не ждал и не желал. 
Он сам на себя эти проблемы начинает со страху накручивать, и бежит от них:
– Это был её первый раз! Теперь прилипнет ко мне. Чего-то будет ждать... А вела-то! Вела себя как последняя...
(Тут у героя вырывается слово, которое поэт решил в стихотворение не пускать, но пояснение в скобочках начал с большой буквы "Б").

***
Теперь попробую пройтись по ёмким строчкам короткой истории, исходя из вышеописанной установки.

Для начала вопрос:
"Когда всё происходит?"

Время действия, скорее всего, июнь или июль. Вряд ли дождь будет через трубы сметать окурки в зимнюю сессию.

Июнь – если героиня студентка (или выпускница из школы).
Июль – если экзамены были вступительные, тогда она – будущая первокурсница.

Осенние экзамены в аспирантуру лишь добавляют экспрессии к высказыванию героя на улице! В таком случае она уже совсем взрослая барышня.

Пусть будет лето!)))))

"Сдав все свои экзамены, она
к себе в субботу пригласила друга,
был вечер".


Эх-ма!!!

Перечитал ещё раз стихотворение, которое скопировал сюда.

«Проверяйте источники!»

В том варианте, что я читал девушке, была ошибка!
Очевидно, его кто-то набивал по памяти. Вместо слова "ещё" на том горе-сайте стояло "уже".

Это меняет смысл...

Мы прочитали:
"Квартира в этот час УЖЕ спала".

А значит герой смылся прямо ночью. Лишь только ему показалось, что партнёрша заснула.

Всё! Версия рассыпается!
А так складно получалось...

)))


Ну, ладно. Попробую довести эту подрубленную версию до конца.
Хотя смысла в ней теперь немного...

Значит, так!
Остановились на времени действия.

Лето.
Экзамены остались в прошлом.
Действие стартует с субботы. С вечера.

Далее следует временной разрыв. Все пикантности остаются за кадром.

"А воскресенье началось с дождя".

Формально воскресенье начинается с полуночи. В купе с ложной фразой ("Квартира в этот час УЖЕ спала") это дало нам основание считать, что герой смылся от девушки немногим за полночь. Едва ему показалось, что она уснула.

Пускай квартира "ещё" спит!
Он в любом случае из комнаты ретировался при слабом освещении. Лишь оказавшись в общем коридоре коммуналки, он обнаружил кровь на руке. При свете. Или заметил выпачканную руку, выйдя на лестничную клетку, когда притворил входную дверь квартиры. Это не важно. К себе домой он всё равно ещё не мог добраться на городском транспорте. Пришлось ловить такси.

Но света в комнате девушки было достаточно, чтобы в стихотворении изобразить струйку штукатурки, сыпанувшую из под гвоздя, когда герой снимал свою одежду.

Вот только вспомнил он на улице гвоздь другой. И именно это заставило его выругаться, а не ситуация с отсутствием нормальной вешалки.

Он вспомнил, как своим "гвоздём" расковырял стенку.

И это для него оказалось полной неожиданностью. Он испугался. И свалил в туман. А потому – оставим его. Более он нам не интересен.

Перейдём лучше к героине. В отличие от него она знала, на что идёт.
Не знала лишь, КАК это получится. И теперь прислушивается к своим ощущениям. Но контроль в истории полностью у героини.

Сдала экзамены. Выбрала время. Выбрала кандидата. Всё устроила... И позволила ему откупорить бутылку.

А дальше... Подождала, пока он прокрадётся мимо скрипучих стульев, оденется и исчезнет.

После этого протянула с кровати руку и достала чашку со стола.

Глагол "достала" использован не случайно. Подчёркивает желанное и отложенное до поры до времени действие.

Этот глагол исключает ситуацию, что она проснулась, а героя – "вдруг! как так?" – нет.

В таком случае можно было к столу подойти и чашку "взять", "поднять".

Нет! Она лежала, закрыв глаза, и слышала, как он крадётся, бежит от неё.


Теперь она лежит в ванной. Одна.

Она запланировала... Она сделала...

И пускай сейчас в неё ползёт пустота... В будущем через это отверстие познакомятся с миром её дети.


***

Стихотворение я взял с сайта:
https://brodskiy.su/debyut/

Но перед публикацией решил вычитать по бумажному сборнику:
Иосиф Бродский НАЗИДАНИЕ, СП "СМАРТ" 1990

Сначала пошли мелкие различия. В бумажной версии несколько раз был применён знак "точка с запятой" там, где в интернет-версии значилась просто запятая.
Я, было, стал все такие разночтения исправлять, вносить в текст. Но потом отменил!

Потому что сперва дошёл до строчки:
"с непрочно в стенку вбитого гвоздя".

В интернет-версии было:
"с непрочно в стену вбитого гвоздя".

Это я ещё исправил! Порадовался, что не сильно исказился смысл.

Но потом я дошёл до четверостишия, которое ПОЛНОСТЬЮ отличалось... Абсолютно!

Не знаю, что это:
Разные варианты самого Бродского? Или, чья-то шутка???

Привожу четверостишие из-за такта, чтобы могла считаться вся фраза:

"Он вспомнил гвоздь и струйку штукатурки,
и почему-то вдруг с набрякших губ

слетела ругань. Глядя в пустоту,
Он покраснел и, осознав нелепость,
так удивился собственному рту,
что врос бы в грунт, не покажись троллейбус."


***
Похоже, оба варианта принадлежат Бродскому. Т.е. мои измышления – надуманы. Получается, поэт не вёл определённую линию с транспортом и временем, а просто следовал за рифмой...

И похоже, в рассказанной истории герой всё же был девственник, а, значит, это был абсолютный дебют для обоих.

Ведь, если бы требовалось подчеркнуть обратное, ключ был бы не "подходящий к множеству дверей", а "подходивший".



***
Сколько мнений, столько и людей...
Каждый видит своё!
Читал такой женский взгляд:

«...
Я не видела этого стихотворения. Интересно, что побуждает авторов писать?

Но я не согласна с разбором.

Для меня очевидно, что не важно, девственник герой или нет (мне кажется, нет). Она его использовала и не скрыла этого. Выгнала его. Никаких чувств к нему не испытала, и точно не прилипнет. Его взбесила такая холодная расчетливость. А её он не удовлетворил, и она помчалась в ванную догоняться. Может, она и была девственница, но хорошо понимала своё тело и свои желания.

Такой вот первый раз для чего-то большего. Совсем не романтичный.

Думаю, она влюблена, и как раз хотела "вскрыться" для того человека, заранее, чтобы быть подготовленной ко всему.

Вообще, несмотря на то, что я очень ясно вижу происходящее, и получается, что мой ракурс вполне себе феминистичный, всё это стихотворение очень сексистское, прям фу!

И я почему-то подумала о метафизическом отверстии сначала. То, что я написала – это мой второй вариант трактовки, сначала мне показалось, что двое вот первый раз расстались, и у неё рана в сердце.
...»


***
А ещё я читал мнение, что это маньяк убил студентку и оставил тело в ванной...

Так что, перечисленные выше, это ещё не самые экстримальные версии!

8-)