Хороший удел или проект Счастье - часть 4

Ирина Владимировна Николаева
7.«Государство Счастье»

I.Борьба за свободу

Каждый человек рождается в свою уникальную эпоху, как будет названа эта эпоха, покажет время и исторические события, которые произойдут и их последствия. Смена эпох всегда наполнена событиями и изменениями, зачастую трагическими, которые делают несчастными целые поколения. История не щадит человеческой личности и не замечает её. Разрушаются и исчезают целые миры, появляются новые. Эти яркие впечатления воспринимаются болезненно и идут через всю жизнь человека, куда бы ни направила судьба.

С начала ХХ века начались глобальные изменения. Они были революционны и касались всех сфер жизни человека (особенно затрагивались политические, социальные и духовные проблемы). Это была эпоха появления новых душ и новой чувствительности. Старые идеи зашли в тупик, за ними не чувствовалось решающего выбора и не чувствовалось воли. Рационализм перестал быть страстью, каким был в прошлом. Появилось новое понимание жизни, которое рассматривалось не как воспитание, а как борьба за счастье или свободу (ошибка в том, что борьбой всегда увлекаются и забывают о главном: что является целью, а что средством). Во всемирной истории началось глубокое противоположение двух начал: Свобода – Счастье. Как показали исторические события, Н.А. Бердяев был абсолютно прав, когда противопоставлял эти два феномена, они исключают друг друга (на общественном и государственном уровне).

В 1917 году в Российской империи произошла революция, которая провозгласила свободу для людей, основанную на равенстве. Но равенство само по себе - пустая идея. Социальная правда должна быть основана на достоинстве каждой личности, а не на равенстве. Точно так же, как недопустимо различие людей по положению в обществе, вне личных качеств. У каждого человека есть потребность играть в жизни роль, быть приобщенным к чему-то самому главному, к центру, определяющему человеческие судьбы. Люди пытаются возвысить себя не через личные качества и достижения, а через причастность к играющим роль группировкам, всегда претендующим говорить от некоего «МЫ».

Любая революция враждебна свободе и гуманности. Свобода не нужна и не интересна восставшим массам, они не могут вынести бремени свободы («Великий инквизитор» Ф.М. Достоевского – отказ от свободы духа во имя хлеба). Свобода не демократична, она аристократична. Человеческое сознание перерождается, когда им овладевает идолопоклонство (религия свободы или счастья). Ложно и ограничено то сознание, которое символы принимает за реальность. У фанатично верующих в свою идею происходит страшное сужение сознания. Борцы за общую свободу не выносят философскую и культурную усложненность, склонный к проблематическому ум, они непримиримы к врагам свободы. Но вражда к «врагам свободы» превратилась в нарушение прав и свобод других людей. Так появляется ортодоксия.

Ортодоксия – авторитет организованного коллектива над свободной личностью. Всякая идейная социальная группировка посягает на свободу и независимость личности, её мысли и творчество. Независимая личность смешивается с коллективной силой и растворяется в безликой стихии. Люди поверили, что они станут свободными, когда признают себя продуктом необходимости. Так коммунизм становится религией. И именно как лжерелигия он преследует все религии, преследует как конкурент.

Обоготворяется народ-пролетариат, идёт обожествление государства будущего, как окончательного соединения и устроения на земле. Свободу подменяют авторитетом. Представители авторитета и ортодоксии никогда не признают для себя никакого авторитета. У них отсутствует осознание своей вины, есть только пребывание в правде. Они себя считают авторитетом и обличают в «ереси» других. Для себя они признают большую свободу и отрицают её лишь для других. В русской политике воля к могуществу сильнее воли к свободе.



II. «Государство счастья»

В государстве, претендующем заменить религию, появляется опека над людьми, управление и властвование человеком, кажущееся заботой о его счастье и довольстве. Человек становится средством, а не целью. Государство, опекающее людей, отнимает у них свободу во имя устроения их жизни и счастья. Счастье предпочитается свободе, происходит принуждение к счастью, лишая свободы. Свободу заменяют авторитетом государства. Так появилось первое в истории «Государство Счастья».

Но человека нельзя насильственно осчастливить. Все идеи, основанные на этом, ждёт неудача. Это утопия, потому что у каждого человека свои критерии счастья. Счастье не может быть объективировано, оно не может быть сравниваемо. Никто не знает, что делает другого человека счастливым или несчастным, к нему не применимы никакие изменения (Если кто-то думает и надеется о счастье для всех людей, то сможет ли он на практике сделать счастливым хотя бы одного человека? В этом основная проблема искателей всеобщего счастья. Чтобы сделать другого человека счастливым, нужно самому быть счастливым и самодостаточным. Невозможно быть несчастному со счастливым, как невозможно подарить счастье из подвига или из жалости).

Вся западная история между двумя мировыми войнами определилась страхом коммунизма. Западный мир создал фашизм и национал-социализм, которые хотели противопоставить идеи всемирной свободы и равенства. Магическая власть фюрера над умами миллионов была заключена в секрете. Он завуалированно обещал всеобщее счастье, но для этого необходимо создать особые условия, в которых определится, кто достоин счастья, а кто назначается виновным во всех несчастьях. Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее. Гитлер снимает проблему свободы совести. Фюрер провозглашал, обращаясь к солдатам: «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью».

Йозеф Геббельс говорил в том же духе: «Чем чудовищнее ложь, тем легче люди в неё поверят» ; «Тысячекратно повторенная ложь становится правдой».

Герман Геринг заявлял: «У меня нет совести. Мою совесть зовут Адольф Гитлер».

Национал-социалисты сняли с людей бремя свободы: свободы выбора и свободы совести, обольщая человека спокойствием и счастьем. В сознании и в жизни создавалось насильственное благополучие для определенного установленного круга лиц. Из учебников истории мы знаем, сколько человеческих жизней стоила свобода совести в немецком «Государстве Счастья».


III. Современное государство

После Второй мировой войны Западный мир, практически сразу же, противопоставил себя СССР. Образовывалась современная социальная религия. Появилась всемирная Либерально-демократическая идея. Коммунизм начинали строить, как всеобщую свободу, но со временем ушли к «счастью» людей в отдельно взятой стране. Западный же мир провозгласил свободу личности, но после падения СССР, это обернулось поиском и требованием всемирного «счастья». Современная система «Государства Счастья» имеет свои особенности.

Произошло обоготворение западного типа государства. Появилась новая Либерально-демократическая религия. В ней уже нет свободы, государство тотально контролирует всю жизнь человека, влезает в самые интимные сферы его жизни (контролируется воспитание детей на государственном уровне – ювенальная юстиция; контролируется отношение к сексуальным отклонениям и извращениям и т.д.). Западное государство контролирует общественную жизнь, прикрываясь именем свободы. Люди уверены, чем когда-либо, что они свободны. Самое соблазнительное и совершенное зло должно иметь обличье добра. Лицемерие новой религии не знает границ: идёт оправдание фашизма, двойные стандарты, бесконечная «защита» прав меньшинств, ограничивая при этом права большинства и т.д. Все несогласные люди запуганы общественным мнением. Западный мир поработил дух Великого инквизитора.

Произошло отвержение свободы во имя счастья людей. Государство делает их «счастливыми» (разрешаются наркотики, проституция, однополые браки), но забирает свободу (тотальная прослушка всех звонков, отслеживание всех действий в интернете, контроль за перемещением и прочие ограничения прав). Создаётся принудительное счастье, люди наделяются лишь необходимой свободой.

Люди получили достаток, произошло пресыщение материальным. Счастье стало угодой себе, эгоизмом, ублажением своих инстинктов и пороков. Происходит обоготворение личности, безграничное утверждение её, но в тоже время, безграничное отрицание и презрение к неугодной новой религии личности. Происходит обезличивание, отрицание абсолютного значения личности. Одна личность обоготворяется, другие превращают в средство. Религия ограниченного блага людей.

Обоготворяющая себя личность, ничего, кроме себя, не признавшая, лишает себя всякого содержания. Утверждать свою личность – значит наполнять её содержанием. Самоутверждение личности – это самообман, за которым скрывается уничтожение личности, отрицание объективной реальности личности, скрывает безличность.

Новое религиозное сознание создаёт поверхностную моду. Образовывается шаблон настроений, с заученными фразами, которые повторяются пустыми людьми, не способными к критическому мышлению и творческому действию. Продолжается глубокий кризис человеческой души, но подхваченные толпой справедливые и актуальные настроения, превращаются в банальность. Любая высшая идея становится рутиной, появляется скука. Невыносимая скука – психологический фон новейшего времени. Идёт обострение проблемы личности, но не утверждение личности. Потеря ей смысла жизни, а значит своего назначения в мире.

Современные устроители земного счастья и благополучия, жизни без смысла, говорят о правильных и важных вещах: о личности, о свободе, о красоте и о многом другом. Но в результате получается жалкий фарс. Самообожание, обоготворение самого себя и своих мгновенных переживаний всегда умаляет ценности других во имя своей личной свободы. Всегда отрицается разум во имя субъективных настроений. Свобода, которую взяли отвлеченно, или пустая свобода ни для чего – это рабство и безличность. Свобода должна иметь свой предмет, должна быть на что-нибудь направлена и устремлена. Иначе получается свобода от высшего смысла и достоинства, свобода от этой тяжелой и ответственной свободы.

Быть личностью – значит определить своё особое предназначение в мироздании, утверждать полноту и уникальность своего бытия. Отрицание личности путем себялюбивого раздувания, желания занять не своё место, из-за неблагодарного и завистливого стремления быть выше всех – уклон к обезличиванию. Человеческая личность имеет абсолютное значение и ценность. Путём религиозной свободы она сможет осуществить своё абсолютное призвание. Неуважение к правам личности, превращение её в средство, лишение человека свободы и чести государственной опекой с бесконечным контролированием (регулированием) личной жизни – путь насилия. Ограничение свободы за временные блага не приносят счастья и спокойствия гражданам в «Государстве Счастья».