Блокада. Воспоминания

Татьяна Александровна Бирюкова
                1 октября 1941 года к 18 часам на корабль «Стройный» Краснознаменного Балтийского Флота поступила телеграмма за подписью командующего Ленинградским фронтом генерала армии Георгия Константиновича Жукова, впоследствии прославленного маршала Великой Отечественной войны. Героическими усилиями сухопутных частей с помощью артиллерии моряков главные направления атак немцев по прорыву Ленинградского фронта были сорваны. Враг не продвинулся к Ленинграду ни на один метр. Около размашистой подписи стояла приписка «Молодцы!». 
             
             О той благодарности Г.К. Жукова, оставшиеся в живых ветераны «Стройного», помнят до сих пор, рассказывают ребятам при встречах в школьном музее школы №512 Невского района. Помнит об этом и житель деревни Калиновка поселения Горки Ленинские СЕМЁН ФЁДОРОВИЧ АЛЫШЕВ, служивший на этом корабле до окончания войны.
             Судьба была благосклонна к этому юноше, родившемуся далеко от моря, в Рязанской области, в небольшом селе Новосёлки. 
          В армию Семена Федоровича призвали в 1935 году на флот, в город Кронштадт. Там его, слесаря шестого разряда, определили сначала в машинную школу, а затем направили служить на новый, еще строящийся, корабль «Гневный», налаживать все системы.В июне 1941 года все корабли Балтийского флота были на учениях. 

           В ночь с 22 на 23 июня корабль «Гневный» подорвался на немецкой мине. Семен еще не успел добраться до своей койки, переходил по палубе в другую часть корабля. В это время раздался взрыв. На глазах носовая часть корабля стремительно ушла под воду. Семен мгновенно понял, что его лучший друг, который спустился в трюм корабля, погибнет, ведь он не видел, что творится наверху. Бросился вниз, ему удалось спасти товарища и еще одного, а сам он с трудом перебежал по канату, в последний миг успел схватиться за него, висел на трапе. К счастью, подоспел следующий корабль. Семён был один из немногих, которым удалось спастись. Так началась для него Великая Отечественная война. 
           Эсминец «Стройный» к началу войны был готов только на 50 процентов. Рабочие завода им. Жданова и моряки корабля спешно смонтировали на эсминце артиллерию и успели ввести в строй только одну машину.
В ночь на 20 августа 1941 года эсминец занял огневую позицию у поселка Овцино на Неве. На корабле был поднят Военно-морской флаг, а уже 30 августа «Стройный» тринадцать раз открывал огонь по врагу в деревнях Степановка, Ям-Ижора, в районах Красного бора и села Ивановское. Крайне напряженными были бои в сентябре 1941 года, когда враг пытался штурмом взять Ленинград. На эсминце первыми узнали о том, что у села Ивановское перерезана немцами дорога на Ленинград и первым оперативно доложили в штаб. Так впервые о «Стройном», который оказался в гуще стратегические события, узнал Георгий Константинович Жуков. Последовал приказ не спускать глаз с этой дороги и немцев не пропускать ни на шаг. 
Эсминец очень мешал немцам. Вот некоторые записи из Исторического журнала эсминца «Стройный» в разделе «Участие в походах и боях»:

– 1 сентября 1941 года корабль произвел 14 стрельб. Командный пункт противника у села Ивановское был подожжен…у позиции корабля врагом сброшено бомбардировщиками 4 бомбы, пробит кожух первой трубы…

– 5 сентября отлично проведена стрельба по укреплениям противника у села Отрадное, которые были разрушены. 10 раз проводились стрельбы по скоплению живой силы…
Личный состав орудий получил благодарность от командования сухопутными войсками.

– 6 сентября разгромлена переправа на реке Тосно. В эти дни активность немцев возросла. Более 100 самолетов немцев бомбили передний край нашей обороны…

– 7 сентября эсминец «Стройный» провел 4 стрельбы, разбит железнодорожный эшелон с немецкими солдатами и сорвана переправа у села Ивановское через реку Тосно…

– 9 сентября 1941 года, утром, противник перешел в решительное наступление по всему фронту. В ночь на 9 сентября немцы пытались на плотах переправиться через Неву, у Ивановских порогов. Артиллеристы «Стройного сорвали переправу врага.

– 14 сентября 1941 года. Эти сутки характеризовались особым напряжением. Огонь открывали 21 раз. В основном по живой силе в районе деревень Войскового, Ям-Ижора, Корделово, Поддавалово, Райколово, поселок Федоровский. В деревне Симашково была разрушена переправа через реку Ижора».

              Обстановка под Ленинградом в первые дни сентября была критическая. Фашисты начали наступление по всему фронту – начался штурм Ленинграда. После падения Ленинграда, немцы планировали всеми силами двинуться на Москву, обойдя ее с северо-востока. Но Ленинград стоял и не сдавался врагу. В случае прорыва немцев в город, на «Стройном», также, как и на других кораблях балтийской эскадры, были приготовлены артиллерийские погреба к взрыву. Чтобы не было этого последнего случая, надо было выстоять, не дать продвинуться врагу ни на один метр. Немцы начали бомбить корабль. Крайне необходимо было сменить огневую позицию корабля.

              Семен Федорович вспоминал: «Эсминец на тот момент не мог сдвинуться с места, ведь вторая машина не была готова, а в первой выявились неполадки. Эти неполадки и устраняла бригада, в которую я входил. Сил у людей было мало. Тогда командир корабля принял решение забрать по 1 грамму сахара у всех членов экипажа, а у офицеров их норму, и напоить ремонтников горячим чаем с сахаром. Это взбодрило и дало дополнительные силы работникам машинного отделения.
          
           Ночью объявили тревогу. Корабль к утру должен исчезнуть…для врага. На надстройки натянули окрашенный брезент, на мостик и трубы зеленые щиты, длинные торпедные аппараты закрыли пушистыми ветками, где находились орудия, теперь был кустарник. Корабль был отлично замаскирован. Однако, утром его позицию стали бомбить, снаряды ложились все ближе к кораблю. В машинном отделении не прекращалась работа, каждую минуту всем грозила опасность, а первыми на дно могли пойти мои товарищи и я в том числе».
            32 снаряда упали около корабля, но все-таки через некоторое время удалось сдвинуть его с места и перебазировать. Запасная позиция находилась в Невском лесопарке.  «Стройный» был тщательно замаскирован, и 16 сентября 1941 года эсминец вновь открыл огонь по врагу.
             Всего за период с 30 августа по 30 сентября 1941 года «Стройный» провёл 236 стрельб и израсходовал 1267 снарядов, защищая Ленинград. А первого октября 1941 года и поступила та телеграмма с благодарностью Г.К.Жукова за то, что наступление немцев на Ям-Ижорском направлении было сорвано. Командир корабля тогда заявил: «Родина доверила нам ответственный участок сражения за Ленинград. По носу корабля – Ивановские пороги, за кормой – семь ленинградских мостов, которые для нас никто не разведет, а на горизонте – наш славный город, многомиллионное население которого ждет нашей защиты. Стоять насмерть!» Это была клятва стройнинцев, и они были ей верны.
В ноябре было проведено 42 стрельбы, напряженными были и декабрьские дни, потери врага в живой силе были большими. Про «Стройный» газеты в это время писали:
 «Корабль отличается исключительной меткостью огня».
                31 декабря 1941 года на корабле установили ёлку. Вместо игрушек повесили листки бумаги с названиями игрушек, преимущественно это были фрукты и овощи.
Разведка доложила, что на немецких позициях оживление, враги, как ни в чем не бывало, готовились к встрече Нового года, получили из дома посылки с едой и подарками.

А в блокадном Ленинграде только за декабрь 1941 года умерли от голода более пятидесяти тысяч человек.

Злость охватило бойцов всех родов войск. По ненавистному врагу в 00 часов со всех кораблей эскадры – линкоров, крейсеров и эсминцев, а также с боевых позиций сухопутных сил был открыт огонь по врагу. Грохот орудий в Новогоднюю ночь порадовал ленинградцев, страдающих от блокады, но не сомневающихся в победе.

              Семен Федорович Алышев рассказывал: «Мне приходилось бывать на заводе, я видел, как страдают рабочие от голода и холода, их положение было значительно хуже нашего. Еды у нас тоже не хватало, но мы всё-таки были в тепле, топлива первое время было достаточно. Я урывал немного времени, чтобы навестить родственников, которые жили в Ленинграде, помогал им, чем мог. Очень часто по дороге к ним я видел, как медленно бредущие по улицам люди падали, но обязательно к ним подходили, трясли за плечо. Если человек был жив, то непременно помогали дойти до дома или ближайшей санчасти, брели вместе, ведь сил не было ни у тех, ни у других». 

              Топливо на корабль было доставлять крайне трудно, война затягивалась, и его стало катастрофически не хватать. Зато смекалки у специалистов БЧ-5 (боевая часть) было в избытке. Рационализаторское предложение, внедренное по инициативе мичмана Семена Алышева  с товарищами, позволило снизить расход топлива с 2-х  до 0,6 тонн в сутки. Сэкономленные 200 тонн топлива эсминец передал на другие корабли. 
             В 1942 году Алышев Семен Федорович был награждён почётной грамотой за подписью Народного комиссара Военно-Морского флота СССР адмирала Кузнецова «за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в дни Великой Отечественной   войны». 

             12 января 1943 года экипаж эсминца «Стройный» был собран на митинг, посвященный началу операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. На корабле сыграли боевую тревогу. Каждый день артиллеристы производили стрельбы. 18 января 1943 года из Шлиссельбургской крепости «Орешек» был произведен последний выстрел. Эсминец «Стройный» в эти январские дни с боевой позиции в Невском лесопарке выпустил по врагу, по данным из Исторического журнала, 1160 снарядов. В результате боевых действий с 12 по 18 января 1943 года   войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, закрепив за собой занятый район.
            Блокада Ленинграда на небольшом участке была прорвана.
            Радостные вести приходили со всех фронтов, а особенно радостной была весть 2 февраля о ликвидации немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. 
Экипаж с удвоенной энергией и верой в скорую победу продолжал всю зиму и лето наносить удары по батареям противника. Немцы очень хотели разгромить корабль, вели фотосъёмку и, наконец, обнаружили «Стройный».  9 августа корабль обстреляли, он получил повреждения, пришлось срочно менять позицию. Новая позиция была у завода «Большевик»
                «С фронтов на ремонтный завод стало поступать много боевой техники. Меня, мичмана Семена Алышева и бригаду ремонтников с корабля направили на завод им. Жданова   вместе с рабочими   собирать и налаживать боевые машины.
Фашисты продолжали обстреливать город, завод, поезда с грузами, которые стали идти на отвоеванном участке, иногда они стреляли по 8 часов подряд. К обстрелам вроде бы привыкли, но всё равно было страшно».
               
                6 ноября 1943 года штурмом был взят Киев.
Моряки «Стройного», разглядывая карту, говорили: «Пора и нам под Ленинградом дать немцу в нюх…», но враг стоял у стен Ленинграда и продолжал мстить за свои неудачи.
                В декабрьские, морозные дни большим потоком шла переброска войск, грузов. Посадка войск и боевой техники производилась в Лисьем Носу и на причалах фабрики «Канат». Ленинградский фронт и Краснознаменный Балтийский флот готовились к наступлению. Подготовка велась в строжайшей секретности.
               13 января подготовка завершилась, а 14 января 1944 года шквал огня обрушился на врага. Эсминец «Стройный» должен был уничтожить наблюдательный пункт в городе Пушкине и подходы к артиллерийскому складу. Из Исторического журнала известно, что с 15 по 19 января 1944 года с корабля 14 раз открывали огонь по фашистам, а 21-го дважды.
          Это были последние стрельбы «Стройного» по фашистам. 
27 января 1944 года врага отбросили от Ленинграда на 65-100 километров. 
Честь салютовать этой великой победе Москва предоставила Ленинграду. Приказ о салюте подписан был Военным советом Ленинградского фронта.
         
          Семена Федоровича направили с товарищами налаживать разбитое немцами на заводах электромеханическое оборудование и береговые батареи. За эту работу он был также отмечен грамотой. День Победы Алышев встретил, когда был в увольнении. «День этот не забуду никогда. Ленинградцы обнимались, плакали и смеялись одновременно, незнакомые люди стали в этот день родными, а вечером, конечно, отпраздновали на корабле.
             При въезде в Невский лесопарк, у самого берега Невы установлена трехметровая, белая стела, которую торжественно открыли 9 мая 1975 года, в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. С тех пор каждый год, ветераны «Стройного» встречаются с учащимися 512 школы Невского района Санкт-Петербурга, где размещен музей «Истории эсминца «Стройный». Бывает на встречах и Семен Федорович Алышев. Проходящие в это время теплоходы, по громкоговорящей связи приветствуют защитников Ленинграда, которые стояли насмерть, чтобы не дать врагу ни шагу сделать вперед к городу.

Ветераны уверены:
«Вахта защиты Отечества должна продолжаться ВЕЧНО!».