Дар

Леонид Берёзов
 
«Говорящий откровенно – всем враг…». «Даже обрекая себя на одиночество, следует оставаться самим собой». В. Гёте.
«Обширный запас слов позволяет обходиться скудным запасом мыслей». А. Стас.
«Искренних людей мало. Да в них и нет нужды». Из наставлений парторга начинающему фарисею.
«Правда – самое ценное, что у нас есть. Давайте же расходовать её бережно! М. Твен.
«Чем грандиознее ложь, тем легче ей готовы поверить! А. Гитлер.
                *****

Людям свойственно поговорить. Попроизносить, то есть, друг перед другом, приняв соответствующую позу, всякие – порой  простые и задушевные, а порой – ну очень замысловатые звукосочетания. Создатель наш выдал нам этот дар для обмена информацией и передачи  чувств  на производстве и в быту.

Давайте посмотрим, что интересного наработано человечеством в процессе, так сказать, эксплуатации вверенного ему дара. Третьей сигнальной системой он называется, кто не в курсе.

Вот, например, великий и могучий наш язык. По данным моего учёного соседа, в нём (языке) на текущий момент накоплено примерно 100000 слов. Плюс те 20000, которые он (не сосед) впитал из языков соседей (не моих, а по планете). Правда,  упомянутую сумму слов мы употребляем всем миром. А партикулярный свой  словарный запас каждый из нас исчисляет двумя – пятью тысячами слов. Тоже хорошо, Эллочке – людоедке и не снилось.

Сколько же мыслей можно этим общенародным количеством  слов выразить? Положим, в первом приближении, что одну средней руки мыслишку можно выразить пятью словами. Позовём на помощь внука – школьника, как раз осваивающего подсчёты числа сочетаний с перестановками и премудрости науки морфологии. В результате получим, что мыслей можно выразить около пяти миллионов. Выключая, естественно, те, которые несут смысловую нагрузку, назвать которую бессмыслицей было бы им похвалой.

Но это ещё не всё. Каждую из мыслишек, мыслей и мыслищ  можно выразить несколькими, до чрезвычайности несхожими манерами, хотя и в пределах того же великого и могучего. Причём некоторые из этих манер всё более овладевают умами масс, стремясь видимо, вытеснить для чего-то свою основу.

Например, на строго научном современном языке, доведя смысл до кристальной ясности и однозначности. Но тогда слов на одну мысль будет заметно более пяти. Можно воспользоваться, скажем, фольклором, и тогда слов понадобится меньше, а роль выбывших из дела элементов языка можно делегировать интонации, арти- и жестикуляции, а также прочим околоязыковым прибамбасам. Но  тогда высказывание Ваше будет скорее приятным, чем точным. Наконец, можно ботать по фене, доведя количество слов до минимума, но при этом добавить ясности жестом, например   по предпоследней моде – пальцы веером.

Приплюсовав возможности упомянутых  выше «дочерних» русскому языков к озвученному чуть ранее числу получим, например, 10 миллионов мыслей, которые можно озвучить в рамках холдинга по имени русский язык. Есть сомнение, что такое количество мыслей в обыденности вообще имеется.
Но, приняв за основу число, даже вдвое меньшее, Вы начинаете понимать, почему на Вашу голову из средств массовой информации,  включая "сарафанное" радио, обычный бытовой «базар» и конгрессы всевозможных уровней, льются ниагарские водопады фраз. Фраз, оставляющих, однако, в ней, голове,  пустоту. Почему, то есть, люди божий дар употребляют больше не по назначению, а для создания «водопадов»? Я считаю, что таковых целей во человецях три, и только три.

Если у человека есть какие-то  сокровенные тайные цели, свои, но недооформленные ещё, неподрощенные мысли (назовём их утятами), то человек действует на один из двух манер. Он зовёт собеседника, ведёт его по тропинке из фраз к месту гнездовья своих утят, чтобы подрастить их до прекрасных лебедей в ходе презентации. Или же, наоборот, уводит слушателя от своих гадких пока утят. К тому же, может быть, прекрасных лебедей из них вырастить  и  не запланировано, а как раз наоборот?

И вот стоит перед вами фермер - утятник – на трибуне, на броневичке  или каком другом трибуноподобном месте, озвучивает "партитуру убедительности". В ход пошли все доступные  «музинструменты»: поза, рубящие движения руки, раздутые ноздри, энергичные движения подбородка. Оратор  ест уже вас (не чувствуете?!) глазами, искрящимися слезой правдивости. Блеск! Но, если смысл речи призрачен, если интуиция шепчет вам, дескать  что-то  не так – знайте: человек сейчас старательно уводит вас от своих утят. Чтобы не ломились вы со своими каверзными  вопросами  к  месту их гнездовья.

Или вот человек говорит наукообразно и красиво. Цель его, на первый взгляд – показать себя интеллектуалом. Но то же шестое чувство подсказывает вам, что он – не интеллектуал. Значит, остаётся одно, а именно – что цель человека – не показать ум, а  скрыть его, ума, антипод. Если же человек явно прикидывается дурачком – ищи, почему, и до каких пор ему надо скрывать свой ум.

Или ещё. Генсекопрезидент излагает с трибуны съезда идеи перестройки государства со звериным рылом в общество с человеческой мордашкой. Пошёл второй час доклада; вся страна пытается выудить хотя бы краеугольные тезисы речи. Но они ускользают.  Не на того напали! Утят своих он  покажет разве что кандидатам в олигархи или министры. Нам, если что и сдаст, то не своих, а утят других идеологов новой смуты. Да с вас и станется – вы подобных плевков в душу матери – Родины  даже по «голосу Америки» не слыхивали.

Тропинки, по которым люди водят людей к своим утятам, или наоборот – уводят от них, окрашены в цвета времени и места, когда и где происходит данное конкретное фразоизвержение. Если время сформулировало моду по имени лаконизм, т.е. чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно, то у оратора, уводящего слушателей от своих утят, появляется дополнительная возможность: сказал в двух словах – и пусть слушатель их пережёвывает – переживает  оттенки смысловых галлюцинаций, возникающих при произвольном пережёвывании. Дополнительная возможность имеется и на другом полюсе моды – когда время диктует выражаться витиевато – фразами, хотя и готовыми к употреблению, но обязательно оснащёнными милыми уху, или отвлекающими внимание, или подчёркивающими оттенки мысли словесными «кружевами».

Хорошо хоть наш местами просвещённый век почёл за благо такое построение фраз, при котором гарантировано, что слушатель поймёт именно то, что хотел донести до него говорящий, и не возникнет никаких двусмысленностей, не будет от такого спича  нести двудонностью.

Итак, мы прошлись по тропинкам, ведущим к гнездовьям человеческих утят, или от них. Но ведь есть ещё одна, третья разновидность людей – те, у которых утят своих  сроду не бывает! И, к тому же,  Господь не смилостивился и не отнял у них дар речи. О чём говорят эти люди, кроме подачи сигналов, обслуживающих их естественные требы? Основное содержание издаваемых ими звуков – чужие «утки», или же пересказ замечательных событий собственного существования. И всё для того, чтобы никто про отсутствие наличия утят не догадался.

Можно, например, пересказать своими словами всё, что вспомнится из телепередач. Поскольку единственно полезное и ценное на ТВ – содержимое  канала «Культура» – пересказать  порой трудновато, можно пересказать сериал или ход футбольного матча. Глядишь: минут 20 своей единственной и неповторимой жизни Вы уже чем-то заполнили! Если Вам необходимо заполнить таким же образом ещё сколько-то времени, можете обратиться к родному языку. Который, как я посчитал, даёт 33 соответствующих легковесновремяпрепровожденческих варианта. Назову лишь самые удобослышимые из них: разводить антимонии, лясы точить, нести ахинею, галиматью и абракадабру. Действуйте!

А вот Вам иллюстрация последних моих слов.  За лабораторным столом сидят, подперев румяные щёки, две подруги. Одна и говорит:  - «Моя-то Катюха вскочила в 2 часа ночи, на горшок, и снова – спать!» Слушательница ждёт продолжения. Зря! Дело тут обстоит серьёзнее. Продолжения-то не будет. Рассказчица-то  уже доложила всё сколько-нибудь  заметное из произошедшего в её жизни со вчерашних 17-00 до сегодняшних 8-00.

Для закрепления пройденного предлагаю Вам решить задачку, не решённую автором в молодости. Решить: что это было? Как-то на пляже к его компании, занимающейся (от нечего делать) околонаучным наукообразным трёпом, молча подсел незнакомый сверстник. И выдал обществу  сложный, на страницу философский текст. Лицо оратора при этом было важным, как у вельможи екатерининского круга. Засим оратор удалился. Ясно, что родовспомогателем спича служило что-нибудь типа журнала «Вопросы философии» которые автор этих строк в те благословенные времена почитывал, чтобы словить кайф от созерцания полёта человеческой мысли. Но к какой из трёх рассмотренных нами разновидностей фразоизвержения вы отнесёте это?
               
 Скрыть то, что есть, и показать то, чего нет – это у нас  святое. Чаще всего лгут тем, кого любят, или кого приручили. Оберегают от правды жизни!

В чём счастье фермера – утятника? - Найти подходящие по масштабу уши, и далее – заниматься единственным любимым делом. А именно: вешать  лапшу – на уши попроще; спагетти с кетчупом – если эти уши посложнее. Общую суть которых, не сильно греша против истины, можно назвать лопухами. Был у меня знакомый, который это любимое своё занятие называл «травить байки».

Кстати о байках. Автор перешерстил «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (80000 слов и выражений) и бестолковый инет, выписывая только слова, которыми народ величает особо «чтимых» им своих сыновей. В результате оказалось, что наиболее «уважаемыми» народом являются любители разговорного жанра на жизненной сцене. О чём свидетельствует количество соответствующих синонимов.  Приятно   лишний раз погрузиться в атмосферу родного языка, и даже бестолковой его части! Помяну упомянутого байкера.
 
Вот вы вернулись с отдыха. Рассказываете. Вы посетили низменные Мальдивские острова, которые, того и гляди, скроются под поверхностью (по 20 см в год уменьшаются!) Но вы  успели-таки там побывать! Или  из Патайи. Да хоть из Антарктиды! Мой знакомец и там побывал. По делам Конторы. Ваш рассказ плавно сходит на нет, перерастая в  рассказ байкера Грицько о тех же местах. Идёт перечисление названий баров, и даже описание их интерьера. Поди – проверь: там этих баров – три километра вдоль Сиамского залива, разве запомнишь!

Но вот Вам показалось, что серебряная нить фантазии, которую вьёт Ваш визави вокруг «железного» стержня логики, уже и не очень-то серебряная! Вы задаёте уточняющие вопросы. Всё! Нить порвалась:  «Ну, ребята, Вы же меня  ставите в неловкое положение; мне  нельзя, мы  секретные, нас же могут и прослушивать!» (Идёт «поиск» глазами «жучков» по потолкам). - «Что-то Вы, сударь, не ездите на отдых за границу с семьёй?»  «Ну, мы же невыездные, мы  числимся в розыске, но не в Интерполе, а по другому каналу….  Мы же там, в Колумбии, не всё отнятое у наркомафии сдали, куда нас  просили!»

Тонкая грань между правдоподобием и неправдой давно уже служила пешеходной  дорожкой нашему эквилибристу слова.  Он врал вдохновенно: всегда, везде и всем, включая собственную персону. В жизни нашего «Фарятьева» не было ничего более правдивого, чем собственные фантазии. Если бы Вы предложили ему, как Фоме от Чуковского, в качестве опровержения его слов потрогать опровергающий предмет собственными руками, будьте готовы услышать: «…не пра… я не ве…». А дальше, по рекомендации Адольфа Шикльгрубера, Фома будет укрупнять свою ложь – так легче поверят!

Если Вы, как и наш герой, кроме славы отменного вешателя упомянутых макаронных изделий, хотите закрепить за собой ещё и почётное прозвище «сачёк», воспримите его образ жизни.

С утра надо пофилонить, т.е. выхолить, как следует, свою лень, поболтать с домашними, побалаболить,  наконец. Днём, чтобы никто не догадался, что Вы заняты единственно любимым своим делом – битьём баклуш, следует заняться делами посерьёзнее. К примеру:  разводить не просто «ля-ля», а антимонии, точить лясы, побалясничать, повякать как следует, поиграть в бирюльки. К ночи непременно завершите цикл суточной говорильни, принеся на алтарь своего божества белиберду с ахинеей, галиматью с абракадаброй и прочие бредни – всё в достойном  количестве. Только тогда вы сможете с чистой совестью отрапортовать своему угасающему перед сном сознанию, что сегодня ваньку не валяли, а прожили день достойно: побалдели    от души!