Чему должны учить учителя детей

Рада Рожкова
    Марии Ухаровой нравилось собираться в учительской. Кто-то может удивиться, чему тут можно радоваться: отчитывайся перед завучем, надеясь, что у тебя все сделано как нужно и с нетерпением ожидай, когда тебе милостиво кивнут, и ты сможешь со спокойным сердцем отойти, давая другому возможность предоставить свою выполненную работу.
    Молодой учительнице, недавно закончившей педагогический институт, было интересно наблюдать за коллегами и слушать. Они делились на группы: первая и самая многочисленная те, кто считал, что «мы не обязаны учить детей, нам отводиться время на наш урок, и мы рассказываем его, за это нам платят»; вторая группа была чуть меньше, там руководились равнодушием и «кому надо будет сдавать мой предмет, с тем мы отдельно побеседуем»; третьи любили свою работу и были профи, стараясь раздобыть материал вне школьной программы и рассказать о нем, простым и доступным для понимания детей языком. Мария Ухарова относилась к последним, хотя она и недавно попала в эту школу, она решила для себя, что сделает так, чтобы ее подопечные не только были на ее уроках, но чтобы им было интересно.
    Она видела свои ошибки и не зная как лучше их исправить, просила того или у иного преподавателя посетить его урок. Кто-то разрешал, другие отказывали. Новенькая учительница, договорилась с педагогом по биологии и та разрешила побыть на своем уроке. Когда Ирина Юрьевна начала объяснять новую тему, Мария увидела у ребят неподдельный интерес к рассказанному. Слушая урок, она открыла для себя то, что ей недостает в себе: дисциплину мыслей, широту и разнообразие рассказанной информации. Маша заметила – женский коллектив старался не очень откровенничать друг с другом и если кто-то из них жаловался на ученика или на поведение ребят, многие молчали, редко, кто из педагогов ругал и поливал словесной грязью учеников, но если такое случалось, Мария старалась не морщиться и по возможности контролировала выражение своего лица. Неприятно слушать, когда взрослые люди ТАК выражаются о детях, пусть даже и не особо приятных. Мужчины преподаватели сдавали папки, отчеты и уходили в свои кабинеты, они не принимали участия в разговорах.
    Мария Ухарова посетила Веру Васильевну – учительницу литературы в пятом "А". На ее уроке, она оказалась свидетелем воспитания чувств и идей.
Вера Васильевна рассказывала не по учебнику, а из личной тетради, в которую иногда заглядывала, чтобы свериться с программой данного урока. Беседовала она с учениками на равных. Рассуждали коллективно и предполагали, а что если все было бы не так, а по-другому? Учащиеся с удовольствием участвовали в беседе, урок был не мертво информативен, он был живой.
    Находясь дома и готовясь к завтрашнему уроку, Маша твердо знала, чему должна учить своих ребят: человечности, добру, смелости, она воспитает в них моральные чувства. «Нет плохого ученика, есть учитель, что не смог или не захотел разглядеть и понять будущего человека. Есть твой недогляд к ребенку и его незнание жизни». Так записала она в своей личной тетради.
    Ее впереди ждало много дней, когда сраженная неудачами, она будет искать ответы и решать проблемы, полная решимости и внутреннего огня начинать все сначала. И каждое ее решение, в будущем показавшее положительный результат, будет шагом вперед и взрослением над собой.