И путешествия в Опочку

Нестеров Андрей
Пушкин и Опочка – тема давняя и больная. Так был ли Пушкин в Опочке? Большинство опочан уверены – конечно был! Не мог не быть! Как не вспомнить спор об этом в интернете: «Вы что совсем не грамотные? Об этом даже в школе детям говорят!» Аргументы не отразимы, большинство оппонентов замолкает сразу и надолго. Так что, несомненно: Пушкин в Опочке был.

Но где же был Пушкин в Опочке? Существует множество версий. Наиболее распространено мнение, что он посещал дом Порозовых, так называемый дом губернатора Чернышева. По другой версии, это был другой их дом, тот который позднее стал богадельней – одноэтажный дом в конце улицы Красных Командиров, на берегу реки Великой. Слышал я также мнение, что он посещал дом Шелковых на Успенской (Калинина) улице. Выдвигалась даже басня, что Александр Сергеевич гостил у Ивана Лапина, очень восхищавшегося им. Но вот незадача, сам Лапин пишет, что видел Пушкина только издалека на ярмарке. В последнее время чаще всего упоминается версия, что посещал Пушкин не кого-то конкретно, а просто ездил на опочецкую почтовую станцию, непонятно только зачем на почте фортепиано. Существуют и другие, еще более экзотические версии, о которых не стоит даже упоминать. Наверное, каждое сохранившееся старое здание в городе в какой-то момент служило местом, где Пушкин чай пил.

В массе своей опочане мало интересуются историей своего края. Заедают обыденные проблемы. Но, что касается Пушкина, тут дело совсем другое. Пушкин – это наша гордость! Почти каждый имеет свою любимую версию его посещения нашего города. Пушкин в Опочке – все еще актуально! Не хватило сил удержаться и у меня, чтобы не внести свои пять копеек.

Столь часто вспоминаемое «Признание» датируется 1826 г., посвящено оно Александре Ивановне Осиповой, падчерице Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, дочери ее второго мужа от первого брака. Впоследствии вышедшей замуж за псковского полицмейстера П.Н. Беклешова.

Очевидно, в стихотворении идет речь о поездки Пушкина в Опочку не в одиночку. Не обладая достаточными знаниями, чтобы спорить с пушкинистами, поверим им в демократичность поэта, способного отправиться гости за 30 верст хоть к дворянину, хоть к купцу, иль даже к простому крестьянину. Но с ним была двадцатилетняя дама, девушка на выданье. Поэтому предположу, что целью далекого путешествия надо искать среди дворян, причем достаточно надежных и пользующихся авторитетом. Был ли такой человек в Опочке?

Наверно, на такую роль подходит Климентий Никифорович Россихин (Расихин), с 1808 г. проживавший в имении жены Святотечь. Генерал-майор, действительный статский советник, советник Гатчинского городового правления, одного из его сыновей крестила вдовствующая императрица Мария Федоровна. В 1812 г. избран псковским губернским предводителем дворянства. Человек достойный доверия.

У Климентия Никифоровича была дочь, Надежда, 1799 года рождения, кстати, одногодка Александра Сергеевича. В 1824 году она обвенчалась с Никанором Павловичем Шелгуновым, помещиком села Дериглазова, расположенного в непосредственном соседстве с Михайловским и Тригорским. Эта семья часто вспоминается пушкинистами, но в основном как соседи Пушкиных и Осиповых-Вульф в Вороничской волости. Между тем, их внучка Варвара Дмитриевна Лачина прямо указывает, что в Дериглазово семья приезжала для разнообразия только месяца на два, три, во время Святогорской ярмарки, а постоянно проживала «в своём другом имении Святотечах».

Вы возразите: Святотечь, не Опочка. Но это как посмотреть. Сейчас деревня Святотечь находится метрах в пятистах от города, а имение находилось намного ближе, почти на самой границе города. Если же посмотреть с расстояния в 30 верст, что же это, как не Опочка?

Знакомы ли были Расихин и Шелгуновы с Пушкиным? Таких упоминаний нет. А вот обитатели Тригорского были, несомненно, с ними в хороших отношениях. В 1827 г. у молодой четы Шелгуновых родился сын Михаил, крестили его в Вороничской Воскресенской церкви и восприемниками у младенца были «генерал Клементий Росихин и статская советница Прасковья Александрова, жена Осипова».

О знакомстве семьи Александра Сергеевича с Шелгуновыми есть поздние свидетельства — 30-х гг XIX в. Павел Никанорович с Надеждой Климентьевной любили принимать гостей. Сергей Львович Пушкин описывает посещение их дома во время Святогорской ярмарки: «У Шелгуновых к обеду было пятьдесят человек, считая детей. Это хороший сюжет фламандской картины» (24.06.1834).

Для детей Шелгуновы пригласили в дом воспитателя-француза. Как писал отец поэта Сергей Львович дочери Ольге Сергеевне 27 сентября 1833: «… Он один танцует балетные антре, разные соло, венгерки и матлоты под бурные аплодисменты всего общества, — это так смешно, что можно лопнуть со смеху, как бы мало к этому был расположен. Кроме того он горланит итальянские арии, гадает – это он делал в Петербурге за деньги – и в довершение своих достоинств как наставника – не знает ни одного языка – со всем тем одежда денди и раскланивается, выделывая менуэтные па. Самое удивительное, что все семейство видит, что он всего лишь канатный плясун, и держит его. Г-н Шелгунов в восторге, что имеет у себя на жалованьи так называемого француза».

Несмотря на иронию, имение Святотечь, было именно тем местом, которое мог посетить Александр Сергеевич, даже привезя с собой спутницу из Тригорского: здесь слышалась французская речь, и вполне могло звучать «фортепиано вечерком». Сейчас от имения ничего не осталось. Говорят, что еще можно разглядеть остатки усадебного парка. Несмотря на близость к городу, прогуливающихся вы там не увидите. Всему виной, стоящие рядом городские очистные, которые стали разваливаться раньше, чем было объявлено о завершении их строительства. Но это не важно. Самое главное, каждый опочанин твердо знает – Пушкин в Опочке был!
P.S.: В 2020 гг. на повестку дня опочецкого краеведения выходит вопрос о другом известном русском поэте: кого посещал Владимир Владимирович Маяковский в Опочке? Подтверждением его несомненного пребывания в городе служит памятник, установленный у дома культуры. На возражения об отсутствии прямых свидетельств об этом, сразу отвечу: не имей Маяковский связи с Опочкой, кто-бы стал ставить и затем обновлять ему памятник, когда даже А.С. Пушкину в районе нет ни одного памятника? Как говорится: властям виднее.

Источники:
1. Никифоров В. Г. Владельцы села Дериглазова// Михайловская Пушкиниана № 17
2. Лачинова В.Пушкинские места в 90-х гг. // Михайловская Пушкининана №59. стр. 141


18.12.2019