О пограничных крестах

Нестеров Андрей
Осенью 2017 в Опочке у Покровского кладбища был установлен каменный крест. Его история исследовалась М.С. Яковлевой, в ее статьях показано происхождение креста из дер. Лапина Гора Глубоковской волости. Она приводит рассказ, что крест был установлен на могиле разбойника Лапы. Очевидно, это легенда. Да и для намогильного креста, даже знатного дворянина, крест довольно велик.

Между тем имеются упоминания, что в наших местах существовал обычай установки крестов на границе земель, в нашем случае на границе с Великим Княжеством Литовским. Одно из поздних упоминаний таких крестов содержится в описании границ между Московским государством и Речью Посполитой, произведенных в 1648 г. На границе между Красногородским уездом, отходящим к Польше, и Велейским уездом, на Каменном Перевозе через ручей Грибатый с красногородской стороны был установлен деревянный крест, а с велейской – каменный.

«- от реки Исы межа Королевского величества Псковскаго пригорода с Вилейским уездм: ручьем Грибатымъ вверхъ и а устье того ручья на Вилейской стороне вновь выкопана яма, а на Красногородской стороне насыпан копец; а от ямы и от копца тем же ручьем Грибатым вверхъ до Каменного Переезда две версты, а у Каменного Переезда, на Вилейской стороне, стоит каменный крест, а на Красногородской стороне крест деревянный; на лево земля и лес и всякие угодья Королевскго величества Красногородского уезда Ивановской усадьбы Козодавлева, а на право земля и лес Царского Величества Велейского уезда Нефедьева поместья Бедринского сельца Моковоева и деревни Денисовой;»

Место это легко определяется. Находится оно сейчас в границах Опочецкого уезда. Ручей Грибатый впадал в реку Иссу напротив Духовой Горы, с противоположной стороны. В 80-90-х гг XX века из Люцкого на Варыгино была построена грунтовая дорога, которая пересекает этот ручей. Сейчас его берега густо заросли ивняком. Вытекает он из болот. В прошлом веке, вероятно, этот ручей расчищался мелиораторами, поэтому на вопросы о тех местах, большинство людей мне описали его как мелиоративную канаву.

На трехверстовке 1930 года мы можем увидеть упоминаемый хутор Денисово, принадлежавший Нефеду Бедринскому, дальнему предку фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова по матери. С красногородской же стороны, в районе современного Люцково, земля принадлежала опочецкому воеводе Ивану Козодавлеву, который должен был ее лишиться после 1648 г. в связи с переходом Красногородского уезда польской короне.

Каменный переезд располагался, вероятно, на старой дороге между Кострово и Загоскино. Нужно отметить, что деревня Кострово возникла, скорее всего, позднее 1648 г. и связана с передачей этих земель в поместье опочецкому казачьему атаману Игнатью Кострову в 1656 после возвращения Красногородского уезда в состав Московского государства, владенья которого простирались от Каменного переезда/моста:

«В прошлом во 166 (1656) году апреля в 27 день по ввозныя Великаго Государя грамоте из Поместнаго приказу … Опочецких казаков за отаманом за Игнатьем Федоровым сыномъ Костровым, въ Николской Дрецкой волости к Красному городу в 17 верстах … на Велейском рубеже от Каменнаго мосту …»

Сейчас в этих местах, между Люцковым и упоминаемым ручьем, строятся фермы Великолукского мясокомбината.

Какая же граница могла проходить в районе деревни Лапиной Горы Глубоковской волости? Известный специалист по истории Новгорода В.Л. Янин в книге «Новгород и Литва: пограничные ситуации» упоминает об изменениях, произошедших в границах «Чернокунья», к которому относился Пусторжевский уезд после основания крепости Опочки. Эти изменениях нашли отражение в докончании 1431 г. с литовским князем Свидригайлом. Тогда в состав Чернокунья были включены волости Заклинье и Лубоково. Волость Лубоково Янин ассоциирует с Глубоким, предполагая трансформацию Лубоково-Глубоково, аналогичной Лукерья-Гликерья. В таком случае именно в районе Лапиной Горы должна была проходить граница между землями Псковской республики и совместными новгородско-литовским владениями, которая, вполне возможно, и была отмечена каменным крестом.

10.12.2019