Любовь к себе или за что на костре сжигают книги?

Геннадий Москвин
*
Гений есть лишь непрерывное внимание.


*
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях, как светские люди за беседой: заняты только тем, чтобы нравиться. Они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной.


*
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.


*
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.


*
Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.


*
Знания людей всегда соразмерны их желанию учиться.


*
Источником, порождающим наибольшее число общественных бедствий, является невежество.


*
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.


*
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.


*
Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства, но они никогда не делали людей лучше.


*
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.


*
Если Бог бесконечно добр, зачем Его бояться? Если Он бесконечно мудр, чего ради беспокоиться нам о своей участи? Если Он всеведущ, зачем извещать о наших нуждах и утомлять нашими просьбами? Если Он вездесущ, для чего храмы? Если Он господин над всем, для чего жертвы и приношения?



Шедевры мысли от Гельвеция. Клод Адриан Гельвеций (фр. Claude Adrien Helvеtius, 1715 -1771, французский литератор и философ-материалист утилитарного направления. Выступал против агностицизма и идеи Божественного происхождения мира.  В 1769 году Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посмертно). Гельвеций считался радушным хозяином, в Париже его салон получил известность как место для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбах, поддерживал дружеские отношения с Монтескьё и Вольтером (он же- Франсуа Мари Аруэ).

Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств — любви к удовольствию и отвращения к страданию — возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы. В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности.
 
Одно из главных его сочинений, «Об уме» (фр. De l’esprit, 1758), было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны и публично сожжено на костре.